Технология «активной оценки»
в процессе обучения математике
Конгаа А.Ю., 2 курс, 2 группа, физико-математический факультет, Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Троякова Г.А., кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра алгебры и геометрии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью влияния «активной оценки» на усвоение математических понятий к определенному уроку.
Ключевые слова: «активная оценка», правила вычисления производных.
Оценка – это устное или письменное выражение результатов контроля.
Цель: выстраивание модели действий в связи с выбором и освоением «активной оценки»
Задачи: определить особенности технологии «активной оценки»;
овладеть приемами и стратегиями технологии;
Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки, работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.
Урок с применением «активной оценки». Алгебра и начала анализа. 10 класс. Тема: «Правила вычисления производных».
Цель урока для учителя: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать правила вычисления производных; уметь применять знания при решении примеров.
Задачи личностного развития учащихся: развивать мыслительную деятельность учащихся, вести диалог, работать в команде; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; способствовать воспитанию культуры взаимоотношений.
Цель урока «на языке ученика»: научимся овладеть умениям вычисления производной, степенной функции; узнаем правила дифференцирования, правильно употреблять термины.
Ход урока
Интеллектуально-мотивационная разминка. Ребята, на доске записан девиз нашего урока: «Умел ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эту пословицу? Подберите еще пословицы и поговорки, которые на ваш взгляд, по смыслу наиболее подходят к девизу урока (Ответы детей). Определите слово, которое мы сегодня будем применять знания при решении примеров: это слово обозначает подсчитывание, высчитывание, исчисление, калькулирование, среднего рода, 2-го склонения (вычисление). На второй строке запишите анаграмму (перемешивание букв) следующего слова: иорпдзявнао (производная). Я желаю ребята, чтобы пословица стала девизом не только сегодняшнего урока, но и всей жизни. А на урок желаю вам хорошего рабочего настроения.
Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации. Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, проводим диктант с последующей проверкой. Найдите производную функции:
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке с абсциссой :
Касательная к графику функции в точке с абсциссой имеет угловой коэффициент k. Найдите , если: Ребята, обменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши и проверяем правильность выполнения диктанта.
Давайте вспомним определение производной. Что такое приращение аргумента, приращение функции? Как определяется разностное отношение? Опишите алгоритм нахождения производной (Ответы детей). Молодцы.
Ребята, а ведь тема нашего сегодняшнего урока называется «Правила вычисления производных». Справедлива теорема:
«Производная суммы:
Производная произведения:
Следствие 1.
Производная частного:
Производная степенной функции:
Что общего у данных теорем? Чем отличаются? (Ответы). Молодцы. Предлагаю проверить, совпадает ли наш вывод с правилом учебника. См. стр. 113
Закрепление и обобщение полученных знаний на уроке. Работа в парах. Я предлагаю вам работать в парах. Найти производные функций:
Карточки с заданиями. Вариант 1 Вариант 2
Найдите производную функции , 2.Найдите , если . а) ; б) ; в) ; г) . 3.f(x)=4x+x². Решите уравнение . | 1.Найдите производную функции , 2.Найдите , если . а) ; б) ; в) ; г) . 3.g(x)=6x+3x². Решите уравнение . |
Работа по учебнику: стр. 117 Задание №208 (а, б), №209 (а, б), №210 (а, б), №213, №215.
Ключевой вопрос по теме урока. Как найти производную суммы? Как найти производную произведения? Как найти производную частного? Как найти производную степенной функции?
Домашнее задание. Откройте учебники и ознакомьтесь с домашним заданием. Все ли вам понятно? стр. 117 Задание №208 (в, г), №209 (в, г), №210 (в, г), №214, №215.
Рефлексия. Отметьте карандашом зеленого цвета те вопросы, которые не вызывают сомнений по теме нашего урока, а в которых вы затрудняетесь – красным. Обменяйтесь карточками и просмотрите на них. Спросите у соседа, возможно, он сможет вам доступно объяснить то, что вам непонятно. Просигнализируйте, если сегодня на уроке я все понял – зеленый цвет; не понял или затрудняюсь – желтый; нуждаюсь в помощи друга или учителя в некоторых вопросах – красный.
Вывод: Студенты задавали уточняющие вопросы, активно отвечали на вопросы. Недостатки: излишне шумно вели себя, перебивали друг друга. Самооценка: свою деятельность оцениваю на 60%. Мои неудачи: не могла поддержать тех ребят, которые хотели ответить, но боялись. Удача: успела сделать все, что запланировала.
Список литературы
Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя. Минск.: Сэр-Вит, 2012, 160 с.
Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999, 137 с.
Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001, 544 с.