СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология французских мастерских - путь к успеху

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  о технологии французских мастерских с элементами разработки урока.Технология педагогических мастерских открывает перспективу сотворчества учителя и ученика, способствует созданию благоприятного психологического комфорта, развивает нестандартное мышление, умение работать в команде, задает ситуацию успеха и, как следствие – удовлетворение от интеллектуальной деятельности как самого мастера, так и его учеников.

Просмотр содержимого документа
«Технология французских мастерских - путь к успеху»

Технология французских мастерских – путь к успеху


Сергиенко С.Е., МБОУСОШ№5, г. Обнинска, Sergienkosveta@list.ru

Познание начинается с удивления тому, что обыденно

Платон

Как мотивировать одаренных детей на исследовательскую творческую работу, на участие в конкурсах и олимпиадах? Как сохранить уникальность одаренной личности? Эти вопросы, как никогда, становится актуальным сегодня, в условиях перехода к ФГОС ООО. Современные выпускники учебных заведений должны овладеть функциональной грамотностью и универсальными компетенциями: делать выбор в ситуации неопределенности, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать эту деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты, быть успешными[1]. Именно таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя определение одаренности: «Одаренность - есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования…, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Какие использовать приемы и технологии, чтобы дать возможность осознать свою уникальность, свою одаренность каждому участнику образовательного процесса?

Представьте, что вы идете по пустыне. Зной. Жара. Ноги утопают в горячем песке. А вы идете и идете. Кажется, что нет больше сил, и вы упадете. Но вот вдали сияет какой-то предмет. Это кувшин! Медный кувшин. Думаете, там вода? Нет. Он пуст! Подумайте, что бы вы сделали с этим кувшином? И вот вы идете дальше. Уже нет сил. А впереди безграничные пески. И снова впереди что-то блестит. Это серебряный сосуд. Вы с надеждой берете его, но и он пуст. Вы идете дальше. Уже не только силы, но и надежда оставляет вас, но вы всё равно движетесь вперед, пути назад нет! И как в награду за стойкость, вы находите золотой кувшин с драгоценным нектаром, утоляющим вашу жажду.

Наверняка, многие уже догадались, что эта притча о нашей жизни и работе. Каждый из нас помнит начало своей педагогической деятельности. В притче это медный кувшин. Вспомните, что вы с ним сделали: выбросили или взяли с собой? Так и в жизни. Кто-то забывает своих первых учеников, а кто-то хранит радостные воспоминания всю жизнь. Серебряный сосуд. Что сделали вы с ним? Это наши первые педагогические эксперименты, удачные и не очень…Кто-то бросает их и даже не вспоминает, а кто-то наполнит первым жизненным опытом, загорится радостью открытий и пронесет через всю жизнь. Золотой кувшин – это мудрость, обретение мастерства, которое наполняет смыслом нашу жизнь и педагогическую деятельность.

Педагог, однажды попробовавший дать урок в режиме мастерской, никогда не откажется от такой формы проведения учебных занятий. Как отмечает А.А.Окунев, «во время мастерской очень важен момент (новое знание, новая информация, новый взгляд , новый человек), который разрывает устоявшиеся взгляды, донаучные представления…Сначала проявляется дискомфорт, желание защитить привычное, но затем наступает удовлетворение и осознание открытия»[2].

В настоящее время все активнее проявляет себя модернизация педагогического процесса. В словаре С.И. Ожегова говорится: «Технология – это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»[3]

Хочется напомнить, что, прежде всего, любая технология – это концептуность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость. Алгоритм построения мастерской включает в себя: саморегуляцию, индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию, афиширование, разрыв, рефлексию. Я считаю, что некоторые этапы мастерской могут объединяться.

1.Саморегуляция – это создание внутреннего настроя перед началом мастерской.

2.Индукция (наведение) В качестве индуктора в своей статье я использовала притчу. Но это может быть и звук, и предмет, и рисунок, и мелодия, и кадр из фильма, т.е. все, что пробуждает наши чувства. По мнению А.А.Окунева, «индуктор – будильник. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».[4]

3.Самоконструкция (индивидуальная работа учащихся). На данном этапе ребята могут подобрать ассоциативный ряд, нарисовать первый возникший в голове образ, записать названия песен, стихотворений по теме, и т.д.

4.Социоконструкция. Работа в группе, паре

5.Социализация или афиширование. Представить для всех результаты своей работы: мысли, идеи, рисунки, концепции. Демонстрация и защита своих проектов.

6.Разрыв – сопоставление учащимися своей деятельности с работами других групп,культурно-историческими образцами, внутреннее осознание неполноты своих знаний. Ситуация разрыва создает условия для продолжения своей деятельности, её преобразования, а может даже отказа от неё и принятия предложенного варианта мастерской. На мой взгляд, этот момент является кульминацией всей мастерской, озарением. Ради таких моментов начинаешь ценить труд педагога. Это ли не настоящее творчество?

7.Рефлексия. Ответная реакция на происходящее. Анализ и оценка своих действий, результатов работы, эмоционального состояния.[5].

Именно мастерские отражают философию гуманного, свободного, творческого образования и воспитания подрастающего поколения, что соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) «Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»; « свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;»[6]

Используя на своих уроках технологию французских мастерских, учитель открывает ребенку возможность – почувствовать себя творцом, ощутить вдохновение, уверенность в себе, в своих силах, успешность, желание узнать что-то новое, сделать открытие.

Хочу поделиться своим опытом работы в мастерской «Чувство Родины – чувство человечности».

Цели: Расскрыть беззаветную любовь поэтов к родному краю; создать атмосферу духовного общения, помочь постичь неповторимость творческого процесса; развивать коммуникативную культуру учащихся, умение аргументировать свою точку зрения. воспитывать читательский интерес; помочь вступающим в жизнь открыть в себе чувство Родины.

Ход занятия-мастерской

1.Саморегуляция (Создание эмоционального настроя на работу). Слово мастера: Чувство Родины – всеобъемлющее. Это и гражданственные, публицистические, интимно-психологические, пейзажные стихи, утверждающие патриотизм, высокую культуру человеческих чувств

Звучат 2 фрагмента песни «С чего начинается Родина» в исполнении Валерии. Музыка В.Баснера, слова М. Матусовского.

2. Индукция.- Вы уже догадались, что сегодня в нашей мастерской речь пойдет о Родине. Запишите тему мастерской « Чувство Родины – чувство человечности». Давайте вслушаемся в поэтическое слово о Родине, задумаемся, из чего складывается наше чувство Родины. (Выразительное чтение учащихся стихов о Родине)

3.Самоконструкция. Мастер: Родина… С какими понятиями и образами ассоциируется в вашем сознании это слово? (Учащиеся зачитывают ассоциативные ряды, отмечают наиболее значимые, по их мнению, слова. Делают первый выбор)

- Давайте сравним наши представления с мнением Д.С. Лихачева, который писал, что в слове Родина слышится отзвук слов: «родник», «родня», «народ», «родной», «природа».

4.Социоконструкция. ( Групповая работа по 4 человека). Каждая группа получает свое задание. Звучит музыка П.И. Чайковского.

1,2 группы. Составьте композицию из стихотворений любимых поэтов для школьного вечера на тему «Чувство Родины» Найдите в этих стихах ключевые слова по теме. Аргументируйте свой ответ.

3,4группы. Приведите примеры одухотворения природы в поэзии, уподобления человека и его жизни природным явлениям. Проиллюстрируйте их.

5,6 группы. Представьте себя редактором газеты: выберите стихи о Родине для публикации, нарисуйте иллюстрации, напишите вступительную статью, продумайте оформление.

5.Социализация и афиширование(в данной мастерской я объединила два этапа) Учащиеся представляют результаты своей работы, защищают проекты, дополняют ассоциативные ряды слов новыми словами и делают второй выбор.

7. Разрыв - Вернитесь к своим первоначальным ассоциациям к слову Родина. Появились ли новые символы-ассоциации? Сделайте третий выбор. Группам раздаются тексты стихотворений, звучавшие на уроке. Строки из этих произведений станут эпиграфом к сочинению – рассуждению «Чувство Родины», которое будет написано к следующему занятию.

8.Рефлексия.

Продолжите предложение:1.Я понял (а), что..2.Мне понравилось …3.Меня удивило (обрадовало, огорчило)…

В заключение мастерской звучит заключительный фрагмент песни «С чего начинается Родина» в исполнении Валерии. Музыка В.Баснера, слова М. Матусовского.

Одаренный ребенок, познав радость творчества, никогда не захочет уже просто зазубривать материал. Ребятам нравится находить слова-ассоциации, делать выбор, работать в больших и малых группах, размышлять и находить подтверждение своим мыслям в художественной литературе, самим выступать в роли писателей, поэтов, литературных критиков. Ребята с удовольствием включаются в научно-исследовательскую работу. Результатом такой работы стало участие шестиклассницы Абилвановой Мадины в ежегодной научной конференции «Интерес. Познание. Творчество» г. Обнинска с исследованием на тему «Современная устная и письменная речь или язык смс-сообщений». Девочка сумела доказать актуальность своей темы, она объяснила, что новизна изучения и практического использования языка смс-сообщений в том, что это язык новых современных технологий, что он очень популярен сейчас среди молодежи, и это самый эффективный способ коммуникации. Мадина не только заняла 3 место, но и приобрела опыт ораторского искусства, познакомилась и подружилась с талантливыми ребятами, убедилась в необходимости расширить и продолжить свое исследование. Девочка наметила план работы по составлению словаря «Язык-смс» с привлечением английского языка.

Технология французских мастерских дает возможность приращивать знания постепенно, от простого к сложному, что как нельзя лучше способствует научно-исследовательской работе. Технология педагогических мастерских открывает перспективу сотворчества учителя и ученика, способствует созданию благоприятного психологического комфорта, развивает нестандартное мышление, умение работать в команде, задает ситуацию успеха и, как следствие – удовлетворение от интеллектуальной деятельности как самого мастера, так и его учеников. Разве не эти требования предъявляют новые стандарты к личности учителя[7].

Литература

1.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн., 2003.288 с.

2.Окунев А.А. Как учить не уча или сто педагогических мастерских по математике, литературе и для начальной школы. Спб.,1996.379 с.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Азь», 1995.

4. Окунев А.А. Как учить не уча или сто педагогических мастерских по математике, литературе и для начальной школы. Спб.,1996. 401с.

5.Педагогические мастерские: Франция – Россия / Сост. Э.С. Соколова. М.: Новая школа, 1996. 114 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) статья 3.

7. Профессиональный стандарт педагога (Пр. Министерства труда и соц. защиты Российской Федерации от «18» октября 2013г.№544н.) 4.3. Часть третья




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!