Технология написания мини - сочинения по обществознанию (занятие№2)
Учитель высшей категории Копенко О.Н
МОУ « Гимназия № 1»
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников: общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Эссе -
– это размышление на тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.
Выбираем тему эссе
- 29.1 Философия «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пьерон)
- 29.2 Экономика «Цены монополии во всех случаях являются самыми высо кими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить» (А. Смит).
- 29.3 Социология, социальная психология «Человек — единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: её он должен решить и от неё нельзя никуда уйти» (Э. Фромм).
- 29.4 Политология «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» (Платон).
- 29.5 Правоведение «Закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит).
План ( памятка)
- 1. Цитата
- 2. Основная идея высказывания; ее актуальность
- 3. Смысл высказывания.
- 4. Собственная точка зрения.
- 5. Аргументация на теоретическом уровне.
- 6. Не менее двух примеров подтверждающих верность высказанных суждений.
- 7. Вывод
Оформление работы
- 29.1 «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пьерон)
Оформление работы
- Введение
- Основная часть
- Заключение
Введение:
- - смысл ( вместе с идеей)
- Согласен, не согласен с автором
- - актуальность
- - своя позиция
Введение
- Автор в своем высказывании утверждает, что человек изначально индивид, а личностью станет только в процессе социализации. Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
Согласие с автором
- Я согласен с автором в том, что…
- Автор был прав, утверждая, что…
- Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…
- А не задумывались ли вы над тем что…?
Актуальность темы
Вопрос о становлении личности очень актуален в наше время, так как общество нуждается в гармонично развитых личностях, способных преобразовывать общество в сторону прогресса.
Основная часть
- Аргументация собственного мнения
- Теоретический уровень;
- Эмпирический уровень
Виды фактов
- Исторические
- Факты современной жизни (лента новостей, ТВ, СМИ)
- Примеры из художественной литературы, кино, музыки, изобразительного искусства
- Факты из личного опыта взаимодействий
- Сконструированная выпускником типичная модель социальной ситуации
Термины
- Социализация
- Человек
- Личность
- Индивид
- Общество
- Общение
- Индивидуальность
Раскрытие терминов
- Индивид- единичный конкретный человек
- Личность – человек обладающий социально-значимыми чертами которые он реализует в обществе
- Социализация – процесс становления личности
Аргументы:
- Человек вне общества личностью не станет
- Человек рожденный инвалидом в обществе может стать высокоразвитой личностью
Человек вне общества личностью не станет
- Пример:
- Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека.
Человек рожденный инвалидом в обществе может стать высокоразвитой личностью
- Например наши параолимпийцы в Сочи получили больше наград, чем их здоровые соотечественники.
Вывод
- Таким образом, можно сделать вывод…
- Подводя итог своим рассуждениям….
- В заключении можно сделать вывод…
- На основании всего вышесказанного можно утверждать, что…
Заключение
- Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.
Автор в своем высказывании утверждает, что человек изначально индивид, а личностью станет только в процессе социализации. Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид—это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова — неповторимой личностью, индивидуальностью.
В качестве аргументов можно привести известный пример детей - «Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п.. Например наши параолимпийцы в Сочи получили больше наград, чем их здоровые соотечественники.
Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.
Новое в задании 29
В задании добавлена фраза: « По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)».
Учитывайте это, когда пишете мини- сочинение.
Каждый пример должен раскрывать тему, проблему с разных сторон.
Это уточнение формулировки отразилось и на критериях оценивания работы.
Обратите внимание: никогда не заменяйте анализ фразы, раскрытие её смысла простым пересказом, перефразированием ! Это особенно отмечено в критериях.
Не думайте, что если вы что-то написали, то это «что-то «обязательно будет учтено. В критериях чётко указано, что если тезис вашего сочинения НЕ ОТРАЖАЕТ СМЫСЛА высказывания, то это не будет зачтено.
И рассуждения общего характера тоже не будут учтены («воду лить» не нужно).
« Человек вне общества- или бог, или зверь» ( Аристотель); «Регресс имел место так же часто как и прогресс» ( Г.Спенсер); «Бизнес- это сочетание войны и спорта» ( А.Моруа); « Избирательный бюллетень сильнее пули» ( А. Линкольн)