Технология проблемного обучения на уроках географии
Основоположник теории проблемного обучения Джон Дьюи – американский психолог-педагог. Суть теории – построить обучение на основе самостоятельного решения проблем.
В педагогической литературе встречаются следующие близкие термины и понятия:
проблемные методы как способ решения педагогических задач; проблемный подход и принцип проблемности ; проблемное обучение, как самостоятельная дидактическая единица.
Творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей может быть достигнуто при создании в сознании обучающихся под руководством педагога проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности обучающихся.
Проблемное обучение решает сразу несколько задач:
- приобретение и усвоение ЗУН, развитие УУД;
- развитие навыков самостоятельной деятельности обучающихся;
- повышение прочности полученных знаний;
- развитие познавательных и творческих способностей;
- формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Проблемное обучение делится на три вида, исходя из содержания решаемых проблем:
Решение практических проблем – применение имеющихся знаний в новой ситуации.
Решение научных (новых) проблем – обучающиеся самостоятельно делают открытие нового знания или правила.
Создание художественных решений – отображение действительности с помощью художественных средств (музицирование, рисование и игра).
Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения обучающимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления. Восприятие обучающимися объяснений педагога, усвоение определенного образца, выполнение упражнений воспроизводящего характера – это уровень обычной несамостоятельной активности. Применение усвоенных знаний в новой ситуации и участием обучающихся в совместном с педагогом поиске способа решения проблемной ситуации – уровень полусамостоятельной активности.
Выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучающиеся самостоятельно работают с текстом учебника, применяют новые знания в проблемной ситуации, оказывается незначительная помощь педагога – уровень самостоятельной активности. На данном уровне имеет место художественное творчество, выполнение самостоятельной работы с помощью творческого воображения, самостоятельное доказательство – уровень творческой активности. В течение урока необходимо возвращаться к началу урока, так как в его начале была поставлена проблема урока, поэтому урок будет носить спиралеобразный характер. Данная технология имеет свои недостатки: на достижение запланированных результатов требуются большие затраты по времени и познавательная деятельность обучающихся слабо поддается управляемости.
Другие способы активизации мыслительного процесса учащихся, которые применяю на уроках:
I. Создание проблемной ситуации. Выделяю несколько типов проблемных ситуаций различные способы создания проблемной ситуации. Например,
- Выдвижение проблемного вопроса.
- Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
- Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.
- Создание парадоксального факта.
- Демонстрация опыта или сообщения о нём как основа для создания проблемной ситуации.
В обучении географии я использую несколько видов проблемных заданий.
1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.
Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры выше (+32°С), чем в экваториальном (+24°С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенными знаниями и дает возможность формировать проблемное задание: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?». (Дети выясняют - какие воздушные массы характерны для каждого климатического пояса, их основные характеристики. И приходят к выводу, что в тропическом поясе господствуют континентальные тропические воздушные массы, для которых характерны – большая сухость воздуха и высокие, особенно летние t).
2. Задания на установление причинно-следственных связей.
Учащиеся должны самостоятельно применить широкий круг знаний в том числе и из других учебных предметов, например, «Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?». (Для разрешения этой проблемной ситуации надо вспомнить знания не только по географии: определить выгодность ГП, обеспеченность природными и климатическими ресурсами, расположенность торговых транспортных путей, большой приток эмигрантов, но и знания по истории: удаленность от вспыхивающих в Европе и Азии очагов войны, то, что на территории этой страны практически никогда не велись войны, кроме севера и юга в 19 веке., что после окончания 2-й мировой войны США осталась без конкуренции т.к. Германия и Япония – ведущие в то время капиталистические державы были разрушены, а державы победительницы – Великобритания и Франция вышли из войны ослабленными.)
3. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза.
Например, о происхождении вечной мерзлоты. Демонстрируя слайды г. Норильска обращаю внимание детей на то, что в этом городе практически все здания построены на сваях, которые возвышаются над землей на высоте около 1,5 м. Прошу объяснить причину, столь необычного строительства? (Дети должны обратить внимание, что г. Норильск расположен за северным полярным кругом в зоне вечной мерзлоты. Раскрывая гипотезу происхождения вечной мерзлоты, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней. В заключении дети приходят к выводу, что дома на сваях ставят что бы они своим теплом не разогревали под собой грунт и не тонули).
4. Задания-парадоксы.
Например, обсуждая значение болот в природе и хозяйственной деятельности человека можно поставить следующую задачу:
«Для того, чтобы землю использовать под с/х посевы, в Беловежской пуще еще в 50-е годы, проводили мелиоративные работы — в результате уровень рек заметно упал, начала сильно болеть ель. Объясните почему страдают реки и лес, если мелиоративные работы проводят на болотах? (Учитель должен натолкнуть ребят на мысль о грунтовых водах, которыми питаются в данной местности реки, болота и лес. Дети приходят к выводу, что при осушении болот, уровень подземных грунтовых вод в лесу опускается и становится таким же, как уровень вод на осушаемых участках, — действует закон сообщающихся сосудов. Это ведёт к осушению леса, обмелению рек). или:
«Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» (В этом случае надо вспомнить о типах питания рек и рассуждая выяснить, что рекам европейской части России присущ смешанный тип питания (снеговой, грунтовый, дождевой) и поэтому они разливаются только весной, а рекам Средней Азии – присущ снеговой и ледниковый тип питания, поэтому они разливаются весной, когда тает снег и летом, когда тают ледники)
5. Задания, требующие понимания диалектических противоречий.
Например, используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства? Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Один из наиболее старых, распространенных способов активизации познавательной деятельности учащихся – вопросы учителя. Учитель не должен рассматривать вопросы лишь как средство проверки усвоения читаемого. Вопросы следует ставить для выяснения запаса знаний учащихся, для руководства восприятием предметов, для их сравнения и описательного определения, для их обобщения, уяснения причинно-следственных связей, доказательства.
II. Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение или определение.
Все ученики выполняют работу в своих тетрадях, у классной доски никого нет, но один ученик, не вставая с места и не отрываясь от работы, громко объясняет, комментирует все то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если один ученик замолкает, немедленно продолжает объяснение другой. Сначала включаются сильные ученики, через некоторое время будут свободно и быстро объяснять и самые слабые. Сам процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым, овладение знаниями соединяется с выявлением их, значительно повышается темп работы класса.
Технология проблемного обучения является одной из важнейших при изучении географии регионов России.
При разработке уроков обучающимся было предложено дать ответы на следующие вопросы:
Одна из старейших уральских проблем – нехватка воды, которая возникла из-за неравномерного распределения водных ресурсов, а также наличия большого количества водоѐмких отраслей промышленности на Урале. Предложите пути решения водной проблемы Урала.
На территории Алтайского края нет субарктического пояса, однако типичная растительность имеется. Объясните причину.
В Якутии выпадает очень мало осадков. Значит, там должна быть пустыня? Но мы знаем, что значительную часть территории занимает тайга. Как можно объяснить это явление?
С чем связана многонациональность Северного Кавказа?
Проблемное обучение является еще одним средством формирования положительной мотивации учебной деятельности. Постановка проблемных заданий, выполнение которых осуществляется в результате управляемой познавательной деятельности обучающихся с источниками географической информации:
1. В основе заданий лежит научная гипотеза, раскрывая которую необходимо высказать свои размышления, обосновать научно-практическое значение. Например, «Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?» или «Что происходит на озере, когда случилась авария на нефтепроводе, проходящим неподалеку».
2. Напишите сочинение «от имени г.Эльбрус» или «от имени реки Амур». Или аналогичное задание - возьмите интервью у Каспийского моря.
3. Нарисуйте стен-газету, плакат, рисунок или сделайте листовку по изучаемой теме (например, Русская равнина).
4. Можно предложить ученикам анализ стихотворного или художественного текста с позиции специалиста – географа. Например, анализ стихотворения Валентины Хромовой «Русская равнина».
Применяя метод проблемного обучения школьник становится активным равноправным и заинтересованным участником учебной деятельности. Постепенно происходит переход от традиционного мышления что позволяет развить стремление к знаниям и создать мотивацию к обучению. Систематическое применение форм методов и приемов проблемного обучения способствует усвоению способа самостоятельной деятельности, развитию творческих и познавательных способностей, формирование умений и навыков речевого общения, а также
росту мотивации к изучению географии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок открытия нового знания по географии на тему
«Лесостепи и степи»
Тема | Лесостепи и степи |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Методы обучения | По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. |
Цели | Образовательная цель: изучить особенности компонентов зоны лесостепи и степи, установить связь природы и человека; Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Задачи | Изучить особенности компонентов зоны лесостепи и степи, и взаимодействие между компонентами зон; Сформировать образ лесостепей и степей; Выявить экологические проблемы лесостепей и степей, и пути решения проблем; Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Лесостепи и степи, органический мир, хозяйственная деятельность, экологические проблемы |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
- представление о зонах лесостепей и степей -умение работать с разными источниками | Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; умение принимать и сохранять последовательность действий по достижению цели; сличение способа действия и его результата | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Осознание границ собственного знания и незнания. -осознание целостности |
| географической информации - картами, учебником, схемами - умение выделять, объяснять закономерности изменения высотной поясности | с заданным эталоном (контроль); умение различать способ и результат действия; умение контролировать своѐ время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; овладение основами поискового чтения; умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение устанавливать аналогии; осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; проявление инициативы при решении проблемной ситуации; умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; формулирование собственной позиции; умение брать на себя инициативу при организации совместного действия; управление своим поведением и поведением партнѐра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; построение понятных для партнѐра высказываний; умение владеть монологической и диалогической формами речи; | природы, населения и хозяйства страны -уважение к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни англичан, толерантность. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки |
| | умение задавать вопросы; продуктивное содействие решению конфликтов; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам; осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи. | |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Организационный этап Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе. | Приветствие обучающихся; определение отсутствующих; определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. | Ф |
Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового | Что мы изучали с вами на прошлых уроках? Правильно, на прошлом уроке мы с вами изучили разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Отгадайте загадку Что за зона у природы, Между степью и лесами? | Отвечают. Ребята отгадывают загадки и определяют тему урока. | Ф |
материала). Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции. | Где растѐт овес, гречиха, Лѐн и рожь под небесами; И участки разнотравья, Разделѐнные природой, Между лесополосами Стали полем и дорогой? Где природные ландшафты Пашут трактора в зацеп? Как зовѐтся область дети? Подскажите ... Что безбрежное, как море, Нет лесов, но есть ковыль? Где взвивается порою Ветер, поднимая пыль? И куда не кинешь взглядом Пред тобой она лежит. Справа пашня, слева стадо, Солнышко с утра палит. В беспрепятственном приволье Так и хочется запеть, На коне скакать пришпорив... Славя что, скажите?.. | | |
Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока. Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания. | Почему в лесостепи и степи наблюдается недостаток водных ресурсов? С чем связано расположение большей части основной земледельческой зоны России в лесостепях и степях? | Обучающиеся отвечают на вопросы, используя карту природных зон России. | Ф |
Этап открытия нового знания. Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать открытие новых знаний. | В ходе работы с текстом учебника обучающиеся должны заполнить таблицу. | Обучающиеся заполняют таблицу | И |
Назва ние | Местор асполо жение | Клим ат | Рельеф | Водн ые ресур сы | Типы почв | Флора фауна | Хозяй ствен ная деяте льнос ть | Эколог ические пробле мы |
| | | | | | | | |
|
Проверка понимания и первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. тетради и др. | Работа на интерактивной доске. Представлено два столбика: тайга и степь. Перечисленные фразы надо поставить в соответствующий столбик мхи, лишайники, ягодные кустарнички и карликовые деревья юг Русской и Западно-Сибирской равнины недостаток влаги побережье Северного Ледовитого океана ковыль, злаки, тюльпаны подушкообразные, стелющиеся формы, небольшой рост травы суровый климат, избыток влаги | Вопрос обсуждается в парах, проговаривается. | Ф |
Этап применения знаний и умений. Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять. | Исследование особенностей размещения населения и хозяйственной деятельности в зонах лесостепей и степей. Сопоставьте карту размещения населения и климатические карты России. Обоснуйте высокую плотность населения в зонах лесостепей и степей. Определите по картам направления сельского хозяйства в лесостепной и степной зонах. Посевы каких зерновых и технических культур в них преобладают? Найдите крупнейшие города, расположенные в зонах лесостепей | Обучающиеся работают в парах, корректируют друг друга. | П |
| и степей. Какая обрабатывающая промышленность есть практически во всех городах? | | |
Этап контроля и самоконтроля. Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к ее силам и ее способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». По мнению В.О. Ключевского, у особого склада характера русского человека было два источника – лес и степь. Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи, какие – под влиянием леса. | Обучающиеся отвечают на вопрос, корректируют друг друга. | Ф |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Необходимо составить синквейн – лесостепи и степи. | первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвѐртая строка - фраза из нескольких (обычно четырѐх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. | И |
| | пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме. | |
Рефлексивно- оценочный этап Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Ребята, что мы сегодня с вами узнали нового? Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. | Ф |
Урок открытия нового знания по географии на тему
«Полупустыни»
Тема | Полупустыни |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Методы обучения | По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. |
Цели | Образовательная цель: изучить особенности компонентов зоны полупустынь и пустынь, установить связь природы и человека; Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Задачи | Изучить особенности компонентов зоны полупустынь и пустынь и взаимодействие между компонентами зон; Сформировать образ полупустынь и пустынь; Выявить экологические проблемы пустынь и пути решения проблем; Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Полупустыни, органический мир, хозяйственная деятельность, экологические проблемы |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
- представление о зонах полупустынь -умение работать с разными источниками географической | Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; умение принимать и сохранять последовательность действий по достижению цели; сличение способа действия и его результата | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Осознание границ собственного знания и незнания. -осознание целостности |
| информации - картами, учебником, схемами - умение выделять, объяснять закономерности изменения высотной поясности | с заданным эталоном (контроль); умение различать способ и результат действия; умение контролировать своѐ время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; овладение основами поискового чтения; умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение устанавливать аналогии; осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; проявление инициативы при решении проблемной ситуации; умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; формулирование собственной позиции; умение брать на себя инициативу при организации совместного действия; управление своим поведением и поведением партнѐра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; построение понятных для партнѐра высказываний; умение владеть монологической и диалогической формами речи; | природы, населения и хозяйства страны -уважение к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни англичан, толерантность. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки |
| | умение задавать вопросы; продуктивное содействие решению конфликтов; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам; осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи. | |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Организационный этап Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе. | Приветствие обучающихся; определение отсутствующих; определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. | Ф |
Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового | Тестирование в программе «Plickers». Что мы изучали с вами на прошлых уроках? Правильно, на прошлом уроке мы с вами изучили две зоны - лесную и степную. | Отвечают. Работа с картой природных зон. Выдвигают предположения, и приходят к мысли о том, что речь на уроке пойдет о зоне полупустынь и пустынь. | Ф |
материала). Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции. | Прием «Круги по воде». Обучающиеся должны предложить существительные или словосочетания по теме урока. П О Л У П У С Т Ы Н Я | Обучающиеся высказывают идеи, которые фиксируются на доске. | Ф |
Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока. Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания. | В какой части страны имеются зоны пустынь и полупустынь? В каком направлении простираются зоны полупустынь и пустынь России, до какой широты они доходят на юге и севере? К каким формам рельефа приурочены полупустыни и пустыни, какие реки их пересекают | Обучающиеся отвечают на вопросы, используя карту природных зон России. | Ф |
Этап открытия нового знания. Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать | В ходе работы с текстом учебника обучающиеся должны заполнить таблицу. | Обучающиеся заполняют таблицу | И |
Назва ние | Местор асполо жение | Клим ат | Рельеф | Водн ые ресур сы | Типы почв | Флора фауна | Хозяй ствен ная деяте льнос ть | Эколог ические пробле мы |
| | | | | | | | |
открытие новых знаний. | | | |
Проверка понимания и первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. тетради и др. | Проблемный вопрос. Полупустыни – хорошие пастбища для овец, верблюдов, лошадей. Что надо сделать, чтобы можно было заниматься в этой зоне земледелием? | Вопрос обсуждается в парах, проговаривается. | П |
Этап применения знаний и умений. Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять. | Далее наш урок пройдет в интересной групповой форме - вы в игровой форме будете представлять турагентства, предлагающие экзотические туры по территории полупустынь и пустынь. Каждая группа изучает особенности ландшафтов полупустынь, пустынь и субтропиков с точки зрения их интереса для туристических маршрутов (по рядам). Каждая группа: предлагает место для стационарных туристических баз; разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах); наносит все виды маршрутов на карту; разрабатывает рекламные буклеты. Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры. Эксперты оценивают деятельность групп по следующим критериям: а) активность; б) самостоятельность; | Обучающиеся работают в группах, защищают свои проекты. | Г |
| в) оригинальность; г) проработанность проекта; д) наличие оформленной картосхемы; е) Правильность ответа и аргументированность Ж) Эстетика выступления | | |
Этап контроля и самоконтроля. Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | Засушливый климат пустыни враждебен ко всему живому. Значит, пустыня - безжизненная земля. Согласны ли вы с этим утверждением? | Обучающиеся отвечают на вопрос, корректируют друг друга. | Ф |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Необходимо составить синквейн – Полупустыни. | первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвѐртая строка - фраза из нескольких (обычно четырѐх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим | И |
| | учащимся фраза в контексте с темой. пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме. | |
Рефлексивно- оценочный этап Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Ребята, что мы сегодня с вами узнали нового? Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. | Ф |
Урок открытия нового знания по географии на тему
«Высотная поясность»
Тема | Высотная поясность |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Методы обучения | По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. |
Цели | Образовательная цель: определить суть понятия «высотная поясность», выявить закономерность смены природных условий в горах и влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека; Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Задачи | Определить взаимосвязь компонентов в высотных природных комплексах, их смену по мере подъема в горы;. Познакомить с проявлениями высотной поясности в различных горах; Показать влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека; Проверить усвоение нового знания через выполнение контрольного задания с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Высотная поясность, горные области, природный комплекс |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
- представление о высотной поясности -умение работать с разными источниками географической | Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; умение принимать и сохранять последовательность действий по достижению цели; сличение способа действия и его результата | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Осознание границ собственного знания и незнания. -осознание целостности |
| информации - картами, учебником, схемами - умение выделять, объяснять закономерности изменения высотной поясности | с заданным эталоном (контроль); умение различать способ и результат действия; умение контролировать своѐ время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; овладение основами поискового чтения; умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение устанавливать аналогии; осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; проявление инициативы при решении проблемной ситуации; умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; формулирование собственной позиции; умение брать на себя инициативу при организации совместного действия; управление своим поведением и поведением партнѐра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; построение понятных для партнѐра высказываний; умение владеть монологической и диалогической формами речи; | природы, населения и хозяйства страны -уважение к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни англичан, толерантность. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки |
| | умение задавать вопросы; продуктивное содействие решению конфликтов; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам; осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи. | |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Организационный этап Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе. | Приветствие обучающихся; определение отсутствующих; определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный. | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. | Ф |
Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала). Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции. | Что мы изучали с вами на прошлых уроках? Сегодня после урока вы сдаете готовые синквейны. Обратите внимание на карту природных зон, какие области мы с вами еще не изучали? | Отвечают. Работа с картой природных зон. Выдвигают предположения, и приходят к мысли о том, что речь на уроке пойдет о высотной поясности. | Ф И |
Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока. Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания. | Почему мы их рассматриваем отдельно? В чем отличие смены природных зон на равнинах от смены в горах? | Выдвигают различные гипотезы о том, почему мы высотную поясность рассматриваем отдельно. Выдвигают различные гипотезы, вспоминают материал 7 класса. | Ф Ф |
Этап открытия нового знания. Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать открытие новых знаний. | Утверждения представлены на интерактивной доске. Обучающиеся выдвигают предположения и ставят либо «+» либо «-» Утверждения: Самый нижний пояс гор тот, который у подножия. Количество поясов в горах не зависит от географической широты. Направление склонов не влияет на количество высотных поясов Самый богатый набор высотных поясов в России у Кавказских гор. Горные территории используются для оздоровления, отдыха и туризма. Итак, ребята вы с вами видим, что некоторые утверждения вызывают у нас затруднения. Что мы должны с вами сделать, чтобы правильно ответить на вопросы? Предлагается заполнить обучающимся бортовой журнал. | Обучающиеся заполняют таблицу «Верные – неверные утверждения» Обучающиеся отвечают, что им необходимо изучить текст параграфа, чтобы правильно ответить на утверждения. Работа проводится в парах, ребята записывают в первый столбик, что им уже известно по данной теме. Во второй столбик записывают информацию новую, которая им была неизвестна. | Ф П |
Что мне известно по данной теме?/ Предположения | Что нового я узнал из текста? / Новая информация |
|
Проверка понимания и первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. тетради и др. | Обучающиеся говорят, о том, что они уже знали по данной теме и, что нового они узнали на уроке, при работе с текстом учебника. | Результаты работы обсуждаются, проговариваются. | Ф |
Этап применения знаний и умений. Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять. | Возвращаемся к таблице «Верные – неверные утверждения» и заново даем ответы. | Обучающиеся заполняют таблицу «Верные – неверные утверждения» Анализирует допущенные ошибки при первом заполнении. | И Ф |
Этап контроля и самоконтроля. Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | Проверим полученные сегодня на уроке знания и умения. Я предлагаю работу с контрольным заданием Ребята с помощью теста, который разработан в программном обеспечении «Сова», отвечают на вопросы теста. | Работают с информацией. Контролируют свои действия. | Г |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Прочитать параграф 45 и ответить устно на вопросы после параграфа. | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. | И |
Рефлексивно-оценочный этап Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Ребята, что мы сегодня с вами узнали нового? Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. | Ф |
| Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | | |
Урок открытия нового знания по географии на тему
«Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей»
«Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей»
Ф.Бэкон
Тема | Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Методы обучения | По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. |
Цели | Образовательная цель: определить суть понятия «особо охраняемые природные территории», выделить виды и определить роль этих территорий в охране природы; сформировать программные знания и умения на уровне знания, понимания, применения. Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Задачи | На основе своего жизненного опыта и приобретѐнных ранее знаний определить значение биологических ресурсов в жизни Земли. На основе материала учебника (стр. 113-114) сформулировать понятие ООПТ. Выделить виды ООПТ, определить общее и различие данных видов, составив диаграмму Венна. Познакомиться с ООПТ Уральского региона, используя материал презентации. Обозначить на карте границы заповедников. Проверить усвоение нового знания через выполнение контрольного задания с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Биологические ресурсы, особо охраняемые природные территории, заповедник, биосферный заповедник, национальный парк. |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познакомиться с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ); уметь раскрыть понятие «особо охраняемые природные территории», определять виды и роль этих территорий в охране природы; уметь работать с картой. | Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; умение принимать и сохранять последовательность действий по достижению цели; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (контроль); умение различать способ и результат действия; умение контролировать своѐ время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; овладение основами поискового чтения; умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение устанавливать аналогии; осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; проявление инициативы при решении проблемной ситуации; умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; формулирование собственной позиции; умение брать на себя инициативу при организации | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Осознание границ собственного знания и незнания. Знание основ экологической культуры, формирование бережного отношения к природе, еѐ богатствам, гордость за свою Родину. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки |
| | совместного действия; управление своим поведением и поведением партнѐра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; построение понятных для партнѐра высказываний; умение владеть монологической и диалогической формами речи; умение задавать вопросы; продуктивное содействие решению конфликтов; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам; осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи. | |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Организационный этап Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе. | Приветствие обучающихся; определение отсутствующих; определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный. | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. | Ф |
Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала). Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции. | Что мы изучали на прошлом уроке? Дома вы должны были ответить на вопросы после параграфа устно. Тест по материалу прошлого урока по вариантам. Каковы же последствия воздействия человека на окружающую среду? | Отвечают. Проверка домашнего задания. Говорят о негативном воздействии человека на природу, проводят примеры (если обучающиеся назовут и позитивное воздействие, это нормально, но разговор необходимо сосредоточить затем на негативных последствиях). | Ф И Ф |
Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока. Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания. | Какая же проблема возникает в связи с этим? А что предпринимают жители земли, чтобы помочь природе? | Как уберечь живые организмы на Земле. Проблема сбережения природной среды. Опора на опыт обучающихся. (Скажут о заповедниках). | Ф И |
Этап открытия нового знания. Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать открытие новых знаний. | Отгадайте загадку На этой территории животные живут, Они здесь не боятся, что люди их убьют. Пространство охраняется, и безопасно тут Скажите же, ребята, как те места зовут? Карта особо охраняемых природных территорий. (Если скажут о заповедниках, продолжить так: «Именно об этих территориях идѐт речь в загадке». После того, как посмотрят карту, вопрос: | Обучающиеся рассматривают карту. | |
| - Почему выделенные территории обозначены разным цветом? Чтобы ответить на мой вопрос, поработаем с материалом учебника и презентацией. Стр. 113-114. Вопросы к тексту: Как называются территории, созданные для защиты растений и животных? С какими видами ООПТ мы познакомились в учебнике? Что такое биосферный заповедник? Что такое национальный парк? Так какова же тема нашего урока? Ребята, а какие вы знаете еще виды ООПТ, с которым мы должны познакомиться – это заказник и памятник природы. Как вы думаете, почему они так называются? (Работа с презентацией). | Высказывают свои соображения. (Вероятно, выскажут соображения, что территории эти разные по назначению, охраняемым объектам и т.д.) Работа в парах. Дети скажут: «Особо охраняемые территории», учитель уточнит «ООПТ». Выводы в тетрадь писать после обсуждения. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей (Тема записывается в тетрадь). Обучающиеся записывают определения заказник и памятник природы в тетрадь. | П |
Проверка понимания и первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. тетради и др. | Учитель предлагает обобщить материал, составив диаграмму Венна. | Учащиеся продолжают работу в парах. Результаты работы обсуждаются, проговариваются. Работа обучающихся совместно оценивается по критериям: сравнение проведено полно, отмечены общие черты и различие видов ООПТ. | П |
Этап применения знаний и умений. Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять. | Вы познакомились с различными видами ООПТ. Сейчас мы с вами более подробно остановимся на ООПТ Уральского региона. Посмотрите внимательно на карту О чѐм | Работа с картой стр. 48. С помощью ручки красного цвета необходимо выделить границы и закрасить заповедники. | И |
| сейчас пойдѐт речь? Краткая характеристика ООПТ Уральского региона | | |
Этап контроля и самоконтроля. Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | Проверим полученные сегодня на уроке знания и умения. Я предлагаю работу с контрольным заданием Проверить с помощью ключа и поставить себе отметку | Работают с информацией. Контролируют свои действия. Выставляют себе отметку. 1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - , , , . | И |
- участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством. – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны. - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. | |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Сделать творческую работу (стенгазета, буклет, рисунок) по одному из заповедников России (самостоятельно или в группе, группа не более 4 человек). | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. | И |
Рефлексивно-оценочный этап Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Ребята, что мы сегодня с вами узнали нового? Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. | Ф |
Урок открытия нового знания по географии на тему
«Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов)»
Тема | Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов) |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Методы обучения | По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. |
Цели | Образовательная цель: создание условий для формирования познавательного интереса обучающихся к природе и истории Русской равнины. Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Задачи | Познакомить обучающихся с особенностями географического положения, рельефа, климата, внутренними водами, историей, геологическим строением и рельефом, растительным и животным миром Русской равнины. Отрабатывать навыки работы с атласом, учебником, умение работать в группе. Развивать умение анализировать карты и делать выводы. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Русская равнина, Восточно-Европейская равнина, геологическое строение и рельеф, история, климат, растения, животные, внутренние воды. |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомиться с особенностями географического положения, рельефа, климата, | Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; - умение принимать и сохранять последовательность | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Осознание границ собственного знания и |
| внутренними водами, историей, геологическим строением и рельефом, растительным и животным миром Русской равнины; уметь работать с картой. | действий по достижению цели; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (контроль); умение различать способ и результат действия; умение контролировать своѐ время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; овладение основами поискового чтения; умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение устанавливать аналогии; осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; проявление инициативы при решении проблемной ситуации; умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; формулирование собственной позиции; умение брать на себя инициативу при организации совместного действия; управление своим поведением и поведением партнѐра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; построение понятных для партнѐра высказываний; | незнания. Знание основ экологической культуры, формирование бережного отношения к природе, еѐ богатствам, гордость за свою Родину. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки |
| | умение владеть монологической и диалогической формами речи; умение задавать вопросы; продуктивное содействие решению конфликтов; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам; осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи. | |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Организационный этап Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе. | Приветствие обучающихся; определение отсутствующих; определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный. | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. | Ф |
Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала). Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции. | У этой равнины есть сток в океан, Свои в ней низины, и свой в них туман. В зеленых ладонях лежит, многогран, Роман многотомный народов и стран. Пылают над нею века-облака, Здесь небо синее, нежнее река. И селится густо люд всяк там и тут. Но все-таки... (Русской) равнину зовут! Валентина Хромова Совершенно верно, сегодня на уроке речь пойдет о Русской равнине. Но у нее есть еще одно название – Восточно-Европейская равнина. С помощью атласов найдите эту равнину и объясните ее второе название. | Обучающиеся хором называют название равнины. Равнина расположена на востоке Европы. | Ф |
Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока. Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания. | Прием кластеры Обучающиеся формируют кластер. Педагог записывает его на доске. | | Ф |
Этап открытия нового знания. Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать открытие новых знаний. | Работа в группах. Согласно кластеру, класс разбивается на 7 групп. Работа в группах – с атласом и учебником. 1 группа Картографы Какой главный признак объединяет равнину? Назовите природные рубежи (моря и горы) группа Историки Прием Бортовой журнал Работа с текстом параграфа (таблица 2) группа Геологи В чем причины разнообразия рельефа Русской равнины? Назовите основные формы рельефа Русской равнины группа Климатологи Докажите, что континентальность климата усиливается с северо-запада на юго-восток. Назовите климатические пояса на территории Русской равнины. 5 группа Гидрологи 1.Почему на северо-западе Русской | Обучающиеся работают в группах. Группы отчитываются о проделанной работе. Делают записи в тетрадях. | Г |
| равнины много крупных озер? 2.Назовите крупные реки и озера Русской равнины. 6 группа Почвоведы Какая зональность прослеживается в размещении почв на территории Русской равнины? Назовите основные типы почв, которые расположены на территории Русской равнины. 7 группа Ботаники-зоологи Объяснить причины смены растительного и животного мира с севера на юг. Назовите представителей флоры и фауны Русской равнины. | | |
Проверка понимания и первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. Тетради и др. | Прием «Общее уникальное» Составление схемы совместно с обучающимися | Обучающиеся называют, особенности Русской равнины, которая им запомнилась, для каждого элемента кластера, который они составляли в начале урока. | Ф |
Этап применения знаний и умений. Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять. | Нанести на контурную карту: природные рубежи Русской равнины и внутренние воды | Работа с картой С помощью карандаша необходимо подписать природные рубежи и внутренние воды Русской равнины | И |
Этап контроля и самоконтроля. Организовать контроль | 1. Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (центр Древней Руси, большая часть населения- | Обучающиеся отвечают на вопросы. Корректируют ответы друг друга. | Ф |
в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | русские, столица России- Москва) На какой тектонической структуре расположена равнина? (на древней платформе) Где на поверхность выходит древний кристаллический фундамент платформы? (Балтийский щит, Воронежский массив) какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины? (древний ледник и текучие воды) Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Русской равнины? (Атлантический). Какой перенос воздушных масс? (западный) Назовите тип климата равнины (умеренно-континентальный) Каков режим и питание рек равнины? (весеннее половодье, зимой- ледостав; питание смешанное с преобладанием снегового) Какая река берет начало на Валдае и впадает в Каспийское море? (Волга) | | |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Составить кроссворд на тему «Природа Русской равнины» (минимум, по одному – вопросу на каждую позицию) (по выбору обучающихся) | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. | И |
Рефлексивно-оценочный этап Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Ребята, как бы вы оценили сегодня нашу работу на уроке? Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. | Ф |
3