СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология творческой мастерской, как условие успешности ребёнка в дополнительном образовании"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Технология творческой мастерской, как условие успешности ребёнка в дополнительном образовании"»

Технология творческой мастерской, как условие успешности ребёнка в дополнительном образовании.

 

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Э. Фромм

Введение

Основным направлением деятельности ДШИ является развитие творческих способностей учащихся через занятия творчеством.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы создать условия для развития способностей всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать себя. Очень многое зависит от семьи, от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка, а задача системы образования — развить его способности и создать все условия, чтобы они были реализованы. Никто не станет отрицать, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко, Е.С. Полат и другие. Современный подход к обучению требует от нас, педагогов, поиска новых форм преподавания. Обучение должно быть творческим, активным, поисковым.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют большое значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне.

В целях наиболее эффективного решения педагогических задач и достижения высоких результатов необходимо совершенствовать условия организации образовательного процесса.  Одной из педагогических технологий, помогающей двигаться в этом направлении является технология творческих мастерских.

Педагогическая технология «Творческая мастерская» способствует развитию креативных способностей учащихся. Принципы построения мастерской отличаются от традиционной педагогики, но не противоречат ей. Атмосфера, создаваемая на занятиях, стимулирует творческое развитие личности. Главное правило мастерской: все способны!



 

Теоретические основы технологии творческой мастерской

 

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

 

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Мастерская – это технология, требующая от педагога перехода на позиции партнерства с учащимися, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.  В мастерской учитель, педагог – это мастер. Он не передает свои знания и умения не знающему и не умеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. 

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Эта необычная система обучения была разработана французскимипедагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. С данной технологией я познакомилась впервые, прочитав книгу педагогов-мастеров из Санкт-Петербурга Н.И Беловой и Н.Н. Наумовой "Экология в мастерских: Методическое пособие».

Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведения в ситуации общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю.

Уникальность мастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, а главной задачей педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской. Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания. В мастерской исключается официальное оценивание работ ученика, доминирует самооценка через афиширование и работу в группах. 

Существует алгоритм построения процесса работы творческой мастерской.

Этап индукции является базовым.

Мастеру необходимо подобрать такие индукторы, которые в комплексе будут воздействовать на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Индуктор - средствоактивации творческой и исследовательской работы ученика. В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные объекты (слово, стихотворение, изображение, звук, запах, цвет, знак, загадка; необычное задание), так как именно они должны мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Следующий этап — самоконструкция.

Индивидуальная деятельность учащихся предполагает переход от эмоций к реальным действиям. Данный этап предполагает личное видение решения проблемы. Здесь может быть записан ассоциативный ряд слов, ответ на вопрос, оформлен рисунок и т.д. После выполнения задания каждый ученик сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.

Третий этап -  социоконструкция.

Методисты предполагают парную работу. Взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их и выдвинуть появившиеся идеи, которые будут озвучены на следующем этапе мастерской. На данном этапе дети объединяются в группы. Это самый плотный и продуктивный этап.

Этап социализации предполагает соотнесение учащимися или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учащихся или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе дети учится говорить. Мнение всех и каждого должно быть услышано. Это позволяет педагогу - мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

Далее результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ детей и мастера, презентация различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов. На данном этапе формируется творческий коллективный опыт.

Шестой этап - разрывВнутреннее осознание участниками мастерской того, чего они не знали и не чувствовали раньше.

Последний обязательный этап – рефлексия. Это самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Внимание к информации, полученной в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном коллективе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей детей. Этот этап особенно важен для педагога.

Принципами работы педагогической мастерской являются:

                   Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству, саморазвитию.

     Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации.

     Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимулов — самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

     Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

     Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

     Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета.

     Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы.

     Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и ее результаты.

Таким образом, технологии «Педагогические мастерские» создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.



В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. В процессе ведения мастерской создаются условия для выявления проблемы, постановки вопросов и путей их решения. Таким образом происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта.

Уникальность мастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, задача, педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской. Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

 Главной задачей мастера в технологии творческих мастерских является подбор заданий для учащихся, чтобы каждый из них смог найти для себя посильное и, самое главное, интересное задание, которое бы стимулировало его к дальнейшей творческой деятельности. Задания не должны быть очень простыми, в каждом из них должна быть какая-то загадка, тайна, недосказанность. У ученика не должно быть прямого пути к истине, и мастер не должен вести к ней. В результате выполнения заданий он выберет свой путь к познанию, руководствуясь только своей интуицией, и своим знанием, а роль педагога - хорошо подготовить заданиям и не вмешиваться в самостоятельный процесс освоения нужной информации.

 В ходе мастерской ученикам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, но каждый участник мастерской ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Работая в творческой мастерской «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважать мнение партнера», «каждый имеет право на ошибку», «важно все: наши знания, чувства и эмоции».

В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.  В процессе ведения мастерской создаются условия для выявления проблемы, постановки вопросов и путей их решения. Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

 Таким образом происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта ребёнка.



 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Н.И Белова, Н.Н. Наумова. Экология в мастерских: Методическое пособие. - СПб.: «Паритет»,(Серия "Педагогическая мастерская"), 2004. - 224 с.

2.                 Н.И.Дереклеева Научно-исследовательская работа в школе.-М.: «Вербум-М», 2001.- 1 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!