СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст к мастер классу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст к мастер классу»

Мастер-класс

«Использование приема «Волшебная палочка» для формирования контрольно-оценочной самостоятельности на уроках в начальной школе».



Здравствуйте коллеги.

Я рада приветствовать вас сегодня на мастер классе «Использование приема «Волшебные линеечки» для формирования контрольно-оценочной самостоятельности на уроках в начальной школе»

Мы часто можем наблюдать как дети на уроках отвлекаются, могут пропустить мимо ушей задание, и не выполнить его или просто не успеть по времени. И зачастую дети отвлекаю на пространство вокруг них, на других учеников, а также это может происходить из-за непонимания учебного материала. Поэтому важно формировать контрольно- оценочную самостоятельность младших школьников.

Цель данного мастер класса



Задачи:

 ознакомить участников с приемом «Волшебные палочки»;

 предложить опробовать данный прием на конкретном задании.



Мы знаем, что в первую очередь по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучение, ориентированно на развитие личности, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности. Это обязательно связано с обеспечением саморегуляции. А саморегуляция, в свою очередь, основана на самооценке и самокнтроле.

Контроль - это процедура, обеспечивающая обратную связь в получении информации о деятельности и ее результатах. Под контролем понимается система анализа и слежения за правильности и полноте выполнения операций, входящих в состав способа действия.

Оценка - это процесс соотнесения результата учебного труда школьника с намеченными эталонами, чтобы выявить качество знаний и определить пути их дальнейшего совершенствования («сегодня у меня пока не очень ..., но завтра я постараюсь учесть ... и выполнить лучше ...»).

В процессе контроля за знаниями и умениями учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль. В это время дети самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованиями учителя. Если материал усвоен неправильно, ребята сами стараются себя поправить. Это они могут делать с помощью приема «Волшебные линеечки».


Практический этап


Приём «Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками).



Они больше всего понятны детям. С их помощью можно предельно

лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию. Самооценка с помощью

линеечек может быть двух типов — ретроспективная (обращенная в прошлое) и

прогностическая (предсказывающая).



Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она

проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать

формирование самооценки следует с неё. И только тогда, когда использование

линеечек становится привычной нормой работы класса можно переходить к

формированию прогностической самооценки.

Приём «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения

той или иной задачи).

Именно она является «точкой роста» самой способности младших

школьников оценивать себя. Такого рода самооценку предлагаю детям лишь в

середине второго класса.

Суть прогностической самооценки заключается в предварительной оценке

будущей работы. И также учитель чётко должен сформулировать условие и

критерии работы.

Объяснение. Сейчас вы разделитесь на 3 группы по два человека. Один участник будет учеником 1 класса. Второй участник будет учителем.

И так каждой группе я раздам одно и тоже задание, но его контроль и оценка будет разной. Внимательно прочитайте задание. Пока фокус группа выполняет задание я расскажу о сути данного приема.

Ретроспективная оценка имеет 2 этапа. Данный прием по мере того, как долго его используют, усложняется и поэтому осуществляется в несколько этапов

1 этап.

1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил,

то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без

учительской оценки, ребёнок изучает учительские исправления и сам себя

оценивает по тем шкалам, которые определяют с учителем.

Линеечки можно озаглавить буквами. Таким образом, можно оценивать

достижения учащихся по разным показателям. Только для этого необходимо

чётко сформулировать критерии оценивания и научить детей ими пользоваться.

На первых порах детям приходится задумываться, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро.

2 этап.

2 шаг: ребенок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до

учительской проверки. Такая самооценка, стимулирует ученика к самоконтролю.

После диктанта учитель просит нарисовать линеечку. «Оцени, верно, ли ты

выбрал все безударные гласные буквы. Если ты совершенно уверен, что все

гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки.

Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу

линеечки». Получив такое задание, почти все ученики перечитывают свой текст.

Когда учитель проверяет тетрадь, то ставит оценку на той же линеечке.

Возвращая детям их контрольные работы, сначала называет детей, чья самооценка

совпала с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества

ошибок). «Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело —

они умеют себя оценивать сами! У некоторых ешё встречаются ошибки на

безударную гласную, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легко

научишься».

Приём «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения

той или иной задачи).

Именно она является «точкой роста» самой способности младших

школьников оценивать себя. Такого рода самооценку предлагаю детям лишь в

середине второго класса.

И также учитель чётко должен сформулировать условие и

критерии работы. Например, после прослушивания диктанта учитель предлагает

детям с помощью трёх линеечек оценивать свои возможности. С помощью первой

линеечки оцените, насколько вы уверены, что можете проверить орфограммы р:

корне слова. Вторая линеечка измерит уверенность в орфограммах слабых

позиций. Третья линеечка - орфограммы сильных позиций.

После работы учитель собирает тетради и исправляет ошибки, но не

оценивает их. Далее предлагается детям поставить собственный второй крестик —

по результатам учительского контроля.

Рефлексия

И так давайте подведем итоги и оценим с помощью «Волшебной линеечки»

Если вы поняли, как работать с приемом «Волшебные линеечки», то поставьте крестик в самом верху, если у вас остались вопросы, то поставьте крестик по середине, и если вы не поняли, то поставьте крестик в самом низу.

И на второй шкале отметьте. Если вы будете использовать прием «Волшебные линеечки» на своих уроках для формирования саморегуляции, то поставьте крестик на самом верху, если не будете использовать его на своих уроках, то поставьте крестик в самом низу.

Вот и подошёл к концу наш мастер класс. Желаю вам удачи в вашей педагогической деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!