СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовые задачи

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текстовые задачи»

Фадеева Алина Александровна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК

Руководитель: преподаватель, Кондрашов Анатолий Михайлович.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ, РАЗРАБОТАННЫХ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ


Аннотация: В данной статье представлена информация о том, как объединенный математический и краеведческий материал в одном учебном пособии помогают в формировании познавательного интереса, а также знаний о выдающихся красноярцах, о достопримечательностях, о памятниках архитектуры, об интересных фактах, о разнообразии флоры и фауны Красноярска.

Ключевые слова: текстовая задача, краеведение, познавательный интерес.


В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей.

Познавательный интерес — это эмоционально окрашенная направленность нашего сознания на определённые объекты, влияющая соответствующим образом на нашу деятельность [1].

Изучив различные методические материалы, мы пришли к выводу, что фрагментарное использование сведений о родном крае на уроках математики положительно сказывается на эффективности обучения, влияет на развитие ученика как личности и носят познавательную направленность. При помощи задач со сведениями о родном крае у учеников расширяется кругозор, эти задачи помогают показать связь математики с окружающей действительностью [4].

В 2028 году городу Красноярску исполнится 400 лет. В связи с этим, было решено, что тема Красноярска в текстовых задачах будет актуальной для учащихся г. Красноярска. Для работы на внеурочных занятиях были взяты сборники предыдущих годов, а также сборник, составленный нами [2, с. 20]. Работая с этими учебными пособиями на уроках, на внеурочных занятиях по математике, дети наверняка углубят свои знания о выдающихся красноярцах, о достопримечательностях, о памятниках архитектуры, об интересных фактах, о разнообразии флоры и фауны нашего великого Красноярского края.

Нами было проведено интервью с учителем. Интервью – это метод психологического или социологического исследования, предполагающий ответы респондента на вопросы, которые заранее спланированы исследователем. Целью данного метода: выяснить, насколько важно для данного класса правильно решать текстовые задачи; можно ли интегрировать их с краеведением. Интервью – это метод психологического или социологического исследования, предполагающий ответы респондента на вопросы, которые заранее спланированы исследователем.

Таким образом, получив ответы от классного руководителя, мы сделали вывод, что в данном классе используется дополнительный материал краеведческого характера на уроках математики. Математику можно интегрировать с краеведением: можно составлять и выполнять задания, связанные с различными историческими событиями Красноярского края. С помощью текстовых задач можно формировать знания о краеведении Красноярского края и городе Красноярска.

На основе полученных данных от классного руководителя мы провели тест. Из данной работы мне нужно было выяснить, насколько хорошо обучающиеся 3 «Б» класса знают край, в котором живут, чтобы на основе этого составить собственный сборник текстовых задач. Таким образом, данная работа поможет выявить уровень знаний о Красноярском крае и, исходя из этого, учащиеся будут не только уметь решать текстовые задачи, но и узнавать больше о своём крае.

Диаграмма №1

Тест на знание Красноярского края для обучающихся 3 «Б» класса


Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что обучающиеся 3 «Б» класса неплохо знают свой родной край. Лишь 10% учащихся правильно ответили на больше половины вопросов, что свидетельствует о высоком уровне знания родного города. Но стоит отметить, что на такие вопросы, как «Выбери герб города Красноярска», «Назови не менее 3 достопримечательностей Красноярска» и «Назовите самую крупную реку Красноярского края» больше половины учащихся ответили правильно, это свидетельствует о том, что классный руководитель ранее интегрировал краеведение на уроках или, проходили это на уроке Окружающий мир.

После этого, мы провели контрольную работу. Из данной работы нам нужно было определить уровень сформированности умения решать текстовые задачи двух типов: «задача на приведение к единице» и «больше в». Я выбрала их потому, что у класса часто возникают трудности при решении таких задач.

Диаграмма № 2

Контрольная работа для обучающихся 3 «Б» класса

На основании полученных данных, результаты показали, что 15% класса не до конца умеют правильно решать текстовые задачи, или же не умеют совсем. 35% класса с трудом записывают правильное условие задачи. И 50% класса хорошо справляют с их решением.

У обучающихся 3 класса не сформировано умение представлять текст в виде краткой записи, схемы или диаграммы.

Исходя из этого, нами был разработан курс внеурочной деятельности для обучающихся 3 «Б» класса.

В первую очередь было разработано примерное тематическое планирование факультативных занятий для учащихся 3 класса. К рабочей программе был создан Сборник «Учимся решать текстовые задачи». Для написания своего сборника, я проанализировала Сборники, созданные учащимися Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького [2, 3]. Эти Сборники задач очень красочные, содержащие много иллюстраций, понятные для обучающихся. Наш Сборник поможет пользователю в работе и позволит разнообразить деятельность учеников на уроке. Это пособие может быть востребовано студентами и учащимися педагогических образовательных учреждений в качестве дополнительного источника информации. Задачи, приведенные в Сборнике, могут быть использованы при составлении контрольных и проверочных работ для мониторинга процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов, занимающихся по разным учебно-методическим комплектам.

Таким образом, курс внеурочной деятельности сможет помочь Вам работать в данном направлении и научить обучающихся не только решать текстовые задачи, но и расширить их представления о своём родном крае.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон. – М., 2012. – 232 с.

  2. Макарова Т., Кондрашов А.М. Сборник текстовых задач по математике на основе краеведческого материала о Красноярском крае. Часть 1. – КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2019

  3. Наумова А.М., Кондрашов А.М. Сборник текстовых задач по математике на основе краеведческого материала о Красноярском крае. Часть 1. – КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2019

  4. Центр оценки качества образования, отчёт ИКР4 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://coko24.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!