Тема: "Будь природе другом!"
Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель: Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с Красной книгой.
2. Познакомить с Правилами друзей природы.
3. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
4. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
5. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
- Что такое красная книга? (содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных)
- Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (сигнал опасности)
- Приведи примеры растений и животных, внесённых в красную книгу России
- Расскажи о мерах охраны редких растений и животных.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит от нас
- Сейчас послушайте стихотворение А. Смирнова:
«Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас
В жару и стынь.
Входи сюда! Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!»
- Теперь мысленно попробуем войти в природы храм и стать друзьями её.
4. Работа по теме урока. Презентация
Работа по учебнику стр.92.
– Прочитаем тему урока (1)
- Какие же поступки людей разрушают природу? Давайте обратим внимание на слайд, и решим (2)
– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
– В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
– Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
– Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.
– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!
– Внимательно рассмотрите схему на стр. 92. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
– Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки)
– Правильно. Они запрещают машине превышать скорость или двигаться в каком-то направлении. Они круглой формы и в красной окантовке.
– Еще, какие знаки есть? (Предупреждающие знаки).
– Верно. Эти знаки предупреждают водителя, что впереди скользкая дорога или крутой спуск. Эти знаки треугольной формы и так же в красной окантовке.
– Может быть, вы еще знаете названия дорожных знаков? (Разрешающие).
– Молодцы. Уже по названию понятно, что они что-то разрешают. Например, «пешеходный переход» или «велосипедная дорожка».
– Охрана растений и животных – проблема государственная (Россия и др.), а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)
– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя, на стр. 93 (4) («экологические знаки» Правил друзей природы). (5)
– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.
Дети читают вслух «Правила друзей природы».
– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
5. Продолжение изучения материала.
- А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)
– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
6. Творческая работа.
- Предлагаю вам самим придумать своё правило поведения в природе и нарисовать к нему знак. Возьмите листы бумаги и попробуйте сами придумать условное обозначение этого правила. Нарисуйте свои знаки.
Готовые работы вывешиваются на доску и обсуждаются.
7. Подведение итогов урока (рефлексия).
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу, и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
(6) Проверим. Что же наносит вред природе.