СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Формирование функциональной грамотности на уроках вероятности и статистики».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема «Формирование функциональной грамотности на уроках вероятности и статистики».»

Коровкина Надежда Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение Китовская средняя школа

Тема «Формирование функциональной грамотности на уроках вероятности и статистики».

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Одним из видов функциональной грамотности является финансовая грамотность.

Финансовая грамотность - это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.

В ходе изучения курса «Вероятность и статистика» значительное место отводится формированию финансовой грамотности. Так, при изучении темы «Описательная статистика» мы знакомимся с такими понятиями как способы представления данных. Здесь учащиеся узнают, что информация может быть представлена в виде таблицы (табличный способ), в виде графических изображений (диаграммы, гистограммы, графики и др.), в виде статистических характеристик ( среднее арифметическое, медиана, мода, размах и др.). В ходе решения  практико- ориентированных задач учащиеся учатся работать с текстами, извлекать информацию их таблиц, работать с графиками, диаграммами, учатся приводить аргументированные факты. Самостоятельно создавать таблицы и строить графики.

Рассмотрим задачи.

Задача 1. Все знают, что в жилых домах устанавливаются бытовые электрические счетчики, которые фиксируют расход электроэнергии в кВт/ ч

Счетчики бывают трех видов: однотарифные, двухтарифные и трехтарифные. Здесь мы рассматриваем таблицу, в которой приведены тарифные зоны и стоимости 1 кВт/ч электроэнергии. (приложение1 ) . Учащиеся учатся работать с готовыми таблицами, развивается умение извлекать информацию.

Затем учащимся предлагается график, на котором представлен расход электроэнергии по трехтарифному счетчику за год в отдельно взятой семье.

Ребята должны просчитать какое количество электроэнергии было израсходовано этой семьей за год и в какова ее стоимость. Далее предлагается сравнить стоимость электроэнергии по каждому отдельно взятому тарифу и выяснить какой же тариф наиболее выгоден, также предлагается рассчитать среднюю стоимость 1 кВт/ч электроэнергии по трехтарифному счетчику.

Затем ребята самостоятельно составляют таблицу, в которую заносят данные с графика о количестве израсходованной электроэнергии по месяцам.

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во кВт/ч













Средняя стоимость













Используя данные о средней стоимости 1 кВт/ч электроэнергии, рассчитывают стоимость по каждому месяцу и данные также заносят в таблицу.

Затем предлагается построить диаграмму зависимости потребления электроэнергии от месяца года. Определить по ней в каком месяце был самый большой расход электроэнергии? В каком самый маленький? Чем это можно объяснить? Приводят доказательные аргументы.

Также обсуждаем вопрос о том, как можно сэкономить электроэнергию.

1. Замена счетчика на несколько тарифный.

2. Энергосберегающие или светодиодные лампочки.

3. Режим ожидания электроприборов тоже забирает электрический ток из сети. Особенно, это касается дисплея с часами. Микроволновки, электрические плиты, телевизоры, зарядные устройства нужно выключать на ночь или когда вы ими не пользуетесь.

4. Если у вас плита работает от розетки, то есть смысл дополнительно пользоваться мелкой бытовой техникой - чайником, кофемашиной, яйцеваркой. Они расходуют электричество меньше.

5. Протирайте лампочки от пыли. Чистая лампа дает на 15% больше света, чем пыльная.

6. Выключайте свет, когда выходите из комнаты, кухни, ванной и т. д. даже на 5 минут. По статистическим данным, на освещение пустых помещений тратится 30 % электроэнергии, за которую вы платите деньги.

7. На экономию энергии влияет даже цвет стен. Чем светлее, тем больше он отражает лучей. Гладкие белые стены - 80 %, а черные - всего 9%.

Задачи, предлагаемые на ВПР по математике также способствуют развитию финансовой грамотности. Вот некоторые из них .

№1. На диаграмме жирными точками показан расход электроэнергии в однокомнатной квартире в период с января по декабрь 2018 года в кВт · ч . Для наглядности точки соединены линией.

На сколько примерно киловатт-часов больше было израсходовано в сентябре, чем в августе? Чем, по вашему мнению, можно объяснить снижение расхода электроэнергии в летний период? Напишите несколько предложений, в которых обоснуйте своё мнение по этому вопросу.

№2 . На диаграмме показан график потребления воды городской ТЭЦ в течение суток.

Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому из указанных промежутков времени характеристику потребления воды данной ТЭЦ.

Период

Характеристика потребления

А)  Ночь (с 0 до 6 часов)

1)  Потребление падало

Б)  Утро (с 6 до 12 часов)

2)  Потребление не росло

В)  День (с 12 до 18 часов

3)  Рост потребления был наибольшим

Г)  Вечер (с 18 до 24 часов)

4)  Потребление было наименьшим

№3. На графике показаны цены на железнодорожные билеты в купейные вагоны в разные периоды 2019 года. На сколько рублей выросла цена билетов в купейные вагоны 11 июня по сравнению со второй половиной мая? Чем, по вашему мнению, можно объяснить повышенный спрос на билеты во второй половине лета? Напишите несколько предложений, в которых обоснуйте своё мнение по этому вопросу

Решение практико-ориентированных задач позволяет сопоставить теорию вероятности и разнообразные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится сталкиваться школьникам, обеспечивает сближение учебного процесса с реальной жизнью. Практико- ориентированный подход дает возможность получения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их применения при решении жизненных значимых задач и проблем, учит умело расходовать денежные средства, приучает к экономии, бережливости , умению планировать свой бюджет.















Приложение1.

Приложение 2.







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!