СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в 1 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.  

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в 1 классе»»

3


Тема: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в 1 классе»

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, мы должны сформировать «умение учиться».

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

Начиная с 1 сентября передо мной встала задача – построить уроки так, чтобы на протяжении всего обучения у ребят постепенно формировались все универсальные учебные действия. Мы систематически работаем над формированием метапредметных универсальных учебных действий – т.е. обеспечиваем овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Предлагаю рассмотреть, как это происходит на отдельно взятых предметах.

1.Обучение грамоте.

Начиная с 1 сентября я поставила перед собой задачу – обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать тему и цели урока. Без четкого руководства учителя этого сделать конечно невозможно. Поэтому мне необходимо было ежеурочно подбирать такие задания, выполнив которые ребята с помощью опорных слов смогут это сделать. Рассмотрим на примере.

Тема: «Согласные звуки [т] - [т'], буквы Т т».

Этап: Формулирование темы и цели урока.

- Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Ребята отгадывают загадки:

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит … (тигр)


По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрачемся получше,

От дырявой … (тучи)

Весь в трудах с утра до ночи

Нарубить дрова он хочет.

Выходи-ка с ним во двор,

Как его зовут? … (топор)

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные … (тетрадки)



- Послушайте еще раз слова – отгадки. Найдите в них общее. Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и сформулируйте тему нашего урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели нашего урока.

- На доске висят подсказки (готовлю их заранее):

ЗВУКИ … И БУКВА, КОТОРАЯ ЕГО ОБОЗНАЧАЕТ.

ЦЕЛИ:

1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО ЗВУКАМИ … И …, БУКВОЙ КОТОРАЯ ИХ ОБОЗНАЧАЕТ

2.НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ … И …

3.ЧИТАТЬ … И … С НОВОЙ БУКВОЙ

На протяжении всего урока мы реализуем поставленные цели, на каждом этапе возвращаясь к ним и делая выводы.

Можно подвести к формулированию темы и цели урока через создание небольшой проблемной ситуации. Дается ряд картинок: слон, кукла, рак, танк.


Предлагаю назвать картинки, выделяя первый звук в словах и обозначаем его. Доходя до последней картинки ребята сталкиваются с проблемой – звук они выделить вроде как могут, но они с ним не знакомы. Вот отсюда и идёт формулирование темы, а затем целей урока.

Используя такого рода задания на данном этапе, мы формируем такие УУД: познавательные, регулятивные.

Также на уроке чтения мы осваиваем первые действия моделирования при составлении схем к слогам, словам, предложениям. Игровые ситуации часто присутствуют на уроках. Классификация звуков, анализ, синтез – все это на уроках обучения грамоте работает на освоение УУД и в этом на очень помогают диски к урокам обучения грамоте: звуко-буквенный анализ слов и составление схем к ним, игры со слогами, чтение хоровое слогов и слов и т.д.– позволяет сформировать такие ууд как:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: - общеучебные: структурирование знаний,

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, построение логической цепи рассуждений ;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: планирование, оценка (если составляли схемы самостоятельно), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

КОММУНИКАТИВНЫЕ: ууд могут быть сформированы в том случае, если задание было предложено было сделать в паре или группе, тогда:

- умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновывать свое собственное;

ЛИЧНОСТНЫЕ: ууд могут быть сформированы так же как и коммуникативные ууд тогда, когда работа протекает в паре или в группе.

- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, сформированность учебных мотивов.

2.Математика.

Раздел «Подготовка к изучению чисел». Тема: «Сравнение и счет предметов». Начиная любой урок мы должны замотивировать детей к дальнейшему изучению материала. Как это сделать в 1 классе? Можно создать проблемную ситуацию:

Антоша пошел в 1 класс и пригласил домой друзей в честь этого события. На столе стояла ваз с 4 большими яблоками, ваза с 3 маленькими яблоками, пирог из 10 кусочков, 7 блюдец, 8 чашек разных по цвету и величине, 3 чайные ложки. Друзья сели за стол и растерялись.

- Чему удивились гости? Можем ли мы помочь Антоше исправить ситуацию? Какие нам необходимы знания?

Таким образом, мы сами подвели детей к формулированию темы урока, постановке целей, и благодаря такой проблемной ситуации мы сможем формировать такие УУД:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ- поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, моделирование; ЛОГИЧЕСКИЕ – анализ, синтез, классификация,

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: саморегуляция, планирование

КОММУНИКАТИВНЫЕ: учет разных мнений и умение обосновывать свое собственное

ЛИЧНОСТНЫЕ: смыслообразование (сформированность познавательных мотивов – интерес к новому), интерес к способу решения и общему способу действий.

3.Окружающий мир

Этот предмет мы изучаем не только по материалам учебников, но и при активном использовании интернет ресурсов. Очень интересен сайт «viki.ru» - детские презентации, там есть все презентации по нашим темам. Большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, решения кроссвордов, ребусов, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Например: предлагаю рассмотреть тему - «Кто такие птицы?»

Урок окружающего мира интересно начать с загадок, стихотворений, а иногда и с интересных историй, как эта: «Однажды я гулял по лесу. Вот и солнышко стало сдиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные- подумал я, - но все они умеют летать … Наверное все они - птицы. А вы как думаете, ребята?»

Происходит оживленная беседа, ребята предполагают разные идеи, таким образом, возникает проблемная ситуация. Увлекательные истории на этапе целеполагания позволяют мне, как учителю, сформировать такие УУД, как: познавательные – постановка и формулирование проблемы, анализ, классификация объектов с опорой на ранее изученные понятия, построение логической цепи рассуждений, установка причинно-следственных связей, решение проблемы. В ходе таких бесед, конечно, под руководством учителя, ребята предполагают, что нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать - не подходит, в этом мы убедились из текста. Мы знаем, что не только птицы умеют летать, но и насекомые. А такая птица как курица, например, как раз летает очень плохо. Здесь учитель может спросить ребят: «Почему птиц называю - пернатыми?» Как раз здесь и выявляется еще один главный признак: «Птица - это животное, тело которого покрыто перьями». Данные игровые приемы в 1 классе позволяют учителю формировать все виды универсальных учебных действий.

Развивать ууд можно не только на уроках чтения, математики, окружающего мира, но и на уроках технологии. Такие УУД как личностные и коммуникативные особенно хорошо развивать именно на таких уроках, потому что именно здесь мы как нигде, используем работу в парах, в группах. Например, если взять мини-проект «Новогодняя сказка» - то здесь наглядно можно видеть, как ребята взаимодействуют друг с другом, помогают, советуются, принимают общее решение и добиваются поставленных задач.

Еще одно требование к метапредметным результатам обучения – это «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для формирования коммуникативных и познавательных ууд». Это заставляет нас, учителей, задуматься о новых подходах к изучению отдельных учебных предметов. Мы стараемся выйти на более высокий уровень: это использование моделирования, проектирования, использование таких видов работ, как: «инсерт», «кластер», «дом с колоннами», методика построения асоциальных схем (особенно на уроках литературного чтения), методика шести шляп.

У детей формируются ууд особенно хорошо при групповой работе и работе в парах, причем на первых порах очень трудно научить детей взаимодействовать между собой, требуется постоянный контроль со стороны учителя, напоминание правила работы в паре и в группе. Лишь при таком тесном сотрудничестве у ребят формируются умение слушать собеседника, опровергать мнение других ребят и доказывать свое собственное, оценивать работу товарищей. И все это находит свое отражение на разных этапах урока: это может быть как этап формулирования темы и цели урока, так и этап первичного закрепления нового знания.

Еще хотелось бы обратить внимание на этап рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдет осознание обучающимися результата своей собственной деятельности. Для достижения данной цели можно использовать различные виды рефлексии: смайлики, цветные круги (светофорчик), лестница успеха или пьедестал почета, таблицы с высказываниями и мн.др.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, систематическим процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Результаты усвоения универсальных учебных действий формулируются для каждого класса и являются нашим ориентиром при организации мониторинга их достижений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!