1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 11 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Литература 20 века. |
Тема урока | А.А. Ахматова. «Реквием». Тема памяти. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию. |
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации, составлять лексические и историко-культурные комментарии на основе справочной литературы и интернет-ресурсов. Работать со словарями и справочной литературой. |
Предметные: восприятие и интерпретация текста поэмы А. Ахматовой «Реквием». Определение традиционных тем, мотивов, образов в литературном произведении. Построение развёрнутого связного высказывания. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства |
Ключевые слова (реквием, лирическая героиня, родина, лейтмотив, эпиграф, эпилог, «историческая память», «семейная память») |
Краткое описание Мультимедийный проектор, доска, ПК. Урок выстроен на основе размышлений учащихся с опорой на произведение А.Ахматовой. Используются индивидуальные, групповые, парные и фронтальные формы учебной организации. Представлены картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», В.М.Васнецова «Распятие Христа». Прослеживается связь с разными видами искусства. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Приветствие. Учитель создает эмоциональную атмосферу. На доске написано высказывание: Любая историческая память начинается с семейной. Ребята должны выразить свое отношение к высказыванию, прокомментировать. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового. Беседа Вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «память»? Какие разновидности памяти бывают? Работа в парах. Можно использовать такой прием, как «Лингвистическое лото». Выдается игровое поле, на котором написаны 3 разновидности памяти. Учащиеся получают карточки с толкованием лексического значения каждого вида памяти и находят соответствия. Семейная, родовая, фамильная память - это совокупность духовных и материальных ценностей, накапливаемых, сохраняемых и передаваемых как эстафета в семье от поколения к поколению. Народная память – это совокупность идеалов, представлений, обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение в рамках определенной культуры Истори́ческая па́мять — набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. -Ребята, какая тема объединяет эти значения? (события прошлого). –О какой памяти идет речь в поэме А.Ахматовой в поэме «Реквием». Переход к анализу произведения. Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку и прокомментировать его. « Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…» |
Какова биографическая основа поэмы «Реквием»? Какие факты жизни поэтессы послужили для нее основой? Проверка домашнего задания через работу в парах. Необходимо выставить в хронологической последовательности факты биографии поэтессы, отраженные в поэме Л.Р.- развитое чувство патриотизма, уважение к своему народу, гордости свою Родину; ПР - познакомиться с фактами жизни поэтессы; МР – владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Сегодня мы поговорим о теме памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». Что такое «семейная» и «историческая память»? На каком образе, по вашему мнению, «смыкаются» эти смысловые ряды? - Сформулируйте цель. (узнаешь, что такое «семейная и историческая память», научишься определить связь этих понятий с развитием образа лирической героини поэмы). Поэма «Реквием посвящена страшным страницам истории России 20 века; тем, кто пострадал от несправедливости и жестокости. Поэма стала мемориалом всем жертвам сталинской тирании. Право на это произведение Анна Ахматова выстояла в тюремных очередях, добиваясь вестей о единственном своём сыне- Льве. «Реквием – это памятник великому народному страданию». |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали. Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Беседа Прежде чем проанализировать поэму, подумаем, в чём смысл названия. — Что такое "реквием"? (работа со словарем) Это католическая церковная служба по усопшему (в буквальном переводе –просьба о покое). —Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.) ЗВУЧИТ МУЗЫКА — Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка...) — Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет мотив скорби, печали, утраты, поминовения.) «Реквием» Ахматовой – это плач и память. Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. Л.Р. развитое чувство патриотизма, уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину. М.Р. владеть навыками самостоятельной информационно-познавательной деятельности; П.Р:, демонстрировать первичное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохи. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/ Проверьте себя/ Дайте определение понятию/ Установите, что (где, когда)/ Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Работа в группах Сегодня перед нами стоит задача: услышать голоса, звучащие в поэме: голос матери, голос поэта и голос историка. Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследований. Вопросы для мини-исследований. 1 группа (историки). - В какие годы создавалась поэма «Реквием»? -Как представлена эпоха, описываемая в поэме? В каких главах? -Как они отражают тему памяти? 2 группа (аналитики) - Образ героини-матери. Прошлое героини, её духовный облик? -Образ матери, пережившей арест сына, приговор. В чём можно найти спасение? - Как образ матери отражает тему памяти? 3 группа (поэты). -В каких главах А. А. Ахматова говорит о роли поэта в жизни общества? - Как в поэме отражён побудительный импульс её создания - чувство долга поэта перед теми, кто страдал в те годы? - Как эти главы отражают тему памяти? 4 группа (литературоведы). - Что обозначает слово «реквием»? Почему А. А. Ахматова остановилась на таком названии? - Как название связано с идеей произведения и отражает тему памяти? 5 группа (искусствоведы). - Что объединяет поэму и музыкальное произведение Моцарта? - Как содержание поэмы связано с картиной В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»? - Какова роль христианских мотивов (связь с картиной В. Васнецова «Распятие Христа») ЛР – Способность оценивать ситуацию, представленную в литературном произведении; Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение; МР – развёрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии; уметь взаимодействовать в групповой работе; ПР - умение выражать личное отношение к произведению, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать своё мнение. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Беседа - А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы? Справедливо ли утверждение, что любая историческая память начинается с семейной. ЛР – способность оценивать ситуацию, представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; МР – осознанное умение внимательно читать, понимать и интерпретировать художественные тексты; ПР - давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ребята, почему сегодня разыгралась трагедия межу братскими народами? ( забыли опыт прошлого, память должна уберечь от повторения прошлых ошибок) |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
ПОСВЯЩЕНИЕ Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними "каторжные норы" И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней. По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор. И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет... шатается... одна... Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет. Март 1940 1.К какому средству художественной изобразительности прибегает Ахматова, чтобы показать масштаб трагедии: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»? 2. «Смертельная тоска», «по столице одичалой», «осатанелых лет». Какой троп использует автор? 3. Укажите название фигуры речи, состоящей в повторе начала стихотворной строки: «Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат». 4. Как называется образное определение предмета или явления, построенное при помощи сопоставления его с другим: «Подымались как к обедне ранней, … встречались, мертвых бездыханней»? К. этапу 3.5. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ребятам предлагается обсудить с родителями историю своей семьи (подготовиться к защите проекта « Историческая память моей семьи»). |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Предлагается тест на проверку понимания поэмы А.А.Ахматовой (не более 5 вопросов). |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Прием «Закончи фразу Стая журавлей ( ребятам предложены журавли, сделанные из бумаги, на них должны закончить предложение и прикрепить на доску). Мы должны помнить, что… |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Перечитать главы поэмы А.Ахматовой «Реквием». Ответить письменно на вопрос «Что нам дает прочтение поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»?. (5-8 предложений). Подготовиться к защите проекта «Историческая память моей семьи». |