СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: “ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ” ПРЯМАЯ РЕЧЬ (Тике сөз)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: “ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ”

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

(Тике сөз)

Предмет:  Русская язык Класс ---9-------- Четверть----------- № урока--------------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с  содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, ученики расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.

 

 

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

Этапы урока и время:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 

Организационный этап:

Здравствуйте, ребята.  Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята, вспомним что такое предложение? Припомните русские глаголы, которые обозначают речь человека. Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

 

 

Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Ребята, давайте вспомним, что такое

предложения?  (сүйлөм), Повествовательное предложение (Жай сүйлөм).

Наша речь (и по русски и по кыргызски) состоит из предложений. Как и в кыргызском языке, в русском языке предложением называется слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль. Например: Морозит. Мороз все крепчает.

          Предложение может состоять из одного, двух и более слов. Законченность предложения выражается перерывом в речи, а на письме обозначается знаками препинания. Каждое отдельное предложение на письме начинается с большой буквы.

Когда мы  говорим или пишем, нередко возникает необходимость передать чужую речь. Чужую речь можно передать в русском языке, совсем не изменяя. Такая передача чужой речи без изменений называется прямойречью. Прямая речь сопровождается словами говорящего, автора, которые указывают, кому принадлежит прямая речь. Например: Осмон сказал: “Завтра я пойду гулять в парк”. Прямая речь в этом примере точно передает то, что сказал Осмон.

Слова автора, вводящие прямую речь, как правило, содержат подлежащее, указывающее кому принадлежит прямая речь, и сказуемое. Сказуемое часто бывает выражено глаголами, обозначающими речь: говорить, сказать, спросить, закричать, рассказать, воскликнуть, ответить.

Прямая речь и слова автора по разному могут быть расположены по отношению друг к другу. В кыргызском языке слова автора стоят чаще всего после прямой речи или разрываются: подлежащее стоит до прямой речи, а сказуемое  - после прямой речи. Слова  автора в русском языке могут стоять перед прямой речью, в середине её и после прямой речи. Например:

  1. Руслан сказал: “Я пойду в парк”.
  2. “Я, - сказал Руслан, - пойду в парк”.
  3. “Я пойду в парк”, - сказал Руслан.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то подлежащее в них

стоит перед сказуемым. Если слова автора стоят после прямой речи, то в них, наоборот, сначала стоит сказуемое, а потом – подлежащее. Например: Ваня спросил: “Где моя книга?”. “Где моя книга?” – спросил Ваня.

Выполнение упр. № 400, 401

Переведите фразеологизмы на кыргызский язык:

Взялся за гуж – не говори, что не дюж. (учкашпа, учкашкандан кийин түшө качпа).

Не смыкая глаз – (кирпик какпай, көз жумбай)

4.Словарная работа:

Всеобщий – жалпы, текши

Презрение – жек көрүү

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют упр.

 

 

 

 

Ученики знакомятся с новыми словами

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Рефлекция

1. Что такое  прямая речь?

2.  На что указывают слова автора?

3. Какими словами часто бывает выражено сказуемое слов автора?

4. Где располагаются слова автора по отношению к прямой речи в русском языке?

5. Как расположены подлежащее и сказуемое слов автора, когда они стоят до прямой речи?

6. Как расположены подлежащее и сказуемое слов автора, стоящих после прямой речи?

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся

 

2

Домашнее задание

 

Упр. № 402

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2

 

 

Показать полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс