СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема проекта: «Изготовление коллективного комплекта стилизованного национального украшения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В наше время сохранение народных традиций декоративно – прикладного искусства, все более значимо. Это связано с чувством гордости за свой народ, который вносит свой достойный  вклад в сокровищницу единой многонациональной мировой культуры. Виды декоративно- прикладного искусства: роспись по дереву, батик, керамика, изделия из кожи, бисер, обработка шкуры и меха, ювелирное дело и другие.

Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Изготовление коллективного комплекта стилизованного национального украшения»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Кэрэли» на базе

«Маттинская средняя общеобразовательная школа имени Е.Д.Кычкина»

МР «Мегино – Кангаласский улус»

























Тема проекта: «Изготовление коллективного комплекта стилизованного национального украшения»















Выполнила: Андросова Сайнаара Семеновна

ученица 7 класса

Руководитель: Стручкова Матрена

Христофоровна,

руководитель кружка «Ажур»





2024 год

Оглавление

Введение……………………….…………………….………………………...….3

Глава I. Традиционные украшения якутов и их виды... .....................................5

1.1 Национальные украшения якутской девушки................................................5

1.2 Традиционное изготовление национальных украшений...............................9

Глава II. Технология изготовления стилизованного национального украшения................................................................................................. ........... 10

2.2 Современные виды изготовления национальных украшений.…………...10

2.3 Сравнительный анализ среди организаций Мегюренского наслега .........10

2.4. Технологическая карта…………………………………………………… 11

2.5. Экономический расчет себестоимости……………….…………………...14

Заключение………………………………………………………………...........15

Список использованной литературы…………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………..17



































Введение

В наше время сохранение народных традиций декоративно – прикладного искусства, все более значимо. Это связано с чувством гордости за свой народ, который вносит свой достойный вклад в сокровищницу единой многонациональной мировой культуры. Виды декоративно- прикладного искусства: роспись по дереву, батик, керамика, изделия из кожи, бисер, обработка шкуры и меха, ювелирное дело и другие.

Корни декоративно-прикладного искусства: уходят глубоко в историю. Из поколения в поколение передается это искусство, занимает значительное место в жизни якутского народа. Об этом свидетельствует устные легенды, «Олонхо», древние сказания. Изделия декоративно- прикладного искусства помогают освоить традиции и обычаи предков, понимать и любить прекрасное, приобщиться к труду, постичь законы красоты.

Декоративно – прикладное искусство не только способствует привитию практических умений и навыков, но и существенно обогащает духовный мир. Таким образом, предполагая актуализацию проблемы бережного отношения к традициям своего народа; приобщения подрастающего поколения к самобытной жизни и деятельности предков, к их уникальной материальной и духовной культуре. В наше время очень важно не только растерять и изучить многовековой культурный и эстетический опыт народов нашей республики, но и передать его подрастающему поколению.

Я посещаю кружок ДПИ «Ажур» второй год. В прошлом учебном году, посещая кружок, я научилась технике изготовления стилизованного комплекта национального украшения. Стилизованные украшения пользуются спросом, как и у взрослых, так и у детей. Используя свое умение по изготовлению стилизованного национального украшения, я решила монетизировать свои навыки и предложила родителям дошкольников свои услуги по изготовлению стилизованного национального украшения, за определённую цену. Это и стало актуальностью нашего проекта.

Мы решили изготовить по данной технике комплект шести стилизованных национальных украшений для обучающихся старшей и подготовительной группы, детского сада «Ньургуьун». Выделение указанной ключевой проблемы обусловило выбор темы проектной работы "Изготовление коллективного комплекта стилизованного национального украшения".



Цель работы: Изготовление коллективного комплекта стилизованного национального украшения

Задачи:

  1. Изучение национальных украшений якутов;

  2. Изучение видов технологий изготовления национальных украшений;

  3. Провести сравнительный анализ среди организаций п. Матта;

  4. Изготовить стилизованное национальное украшение;

  5. Выполнить экономический расчет



Гипотеза исследования:

Искусство изготовления национальных украшений различными способами не устаревает, а возрождается. В современное время использование традиционных стилизованных украшений актуально как и в праздничные, так и в будние дни. Изделие выполненное в современной интерпретации выглядит красиво и достойно.

Предмет исследования: комплект стилизованного национального украшения.

Объект исследования: технология изготовления коллективного комплекта национального украшения.

Методы исследования: Анализ литературы, сравнение, обобщение.

Проектная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.









Глава I. Традиционные украшения якутов

1.1 Национальные украшения якутской девушки

Украшения в жизни женщины саха всегда занимали достойное место. Ими подчеркивали свой статус, положение в обществе. Украшения несли собой какую -то информацию об обществе. Их использовали как знаки, как обереги.

В старину национальные украшения использовали в праздниках таких как ысыах или обряд свадьбы. Якутская свадьба была одним из наиболее важных событий в жизни молодоженов и их семей. Этот обряд насыщен множеством традиций и обычаев. Традиционный якутский костюм невозможно представить без многочисленных украшений, в основном их изготавливали из металла.

НАЧЕЛЬНИК (бастынга)

«Главную определяющую роль в комплексе украшений якутских женщин составляли головные: начельники, серьги, накосники, косоплетки.

Особый интерес представляет головной убор бастынга, своеобразный начельник, состоящий из матерчатого ободка, украшенного бисерной вышивкой и металлическими подвесками, опускающимися на грудь и спину.»

«Подвески, огибая уши, соединяются на груди круглой металлической пластинкой (кюн). Эта передняя часть называется илин кэбисэр (малоизвестный способ ношения).

Наспинная часть — кэлин кэбисэр прикрепляется к начельнику с задней стороны и также состоит из узких ажурных полосок, доходящих до крестца. С двух сторон сюда же примыкают две матерчатые полоски, украшенные металлическими пластинками (бастынга симэгэ)».

ГРИВНЫ (кылдьыы, илин - кэлин кэбиhэр )

Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.

«Гривны — один из наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов. В XIX в. кылдьыы — составная часть женских украшений, к которой подвешивались передняя и задняя части нагрудно-наспинного комплекса илин-кэлин кэбиhэр. Якутские гривны по своему происхождению — пожалуй, одно из самых загадочных украшений.

Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илин кэбиhэр состоит, как правило, из трёх элементов – цепочек. Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками. У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.

НАТАЗНИК (кыабака симэ5э)

«Существовал древний ритуал, символизирующий переход невесты в дом жениха. Невеста, впервые переступая порог дома жениха, должна была коснуться порога и зазвенеть подвесками натазников, что свидетельствовало о нравственной чистоте и девственности невесты.

По звону украшений собравшиеся на свадебном пиру гости определяли характер будущей хозяйки. Если звук звонкий и чистый, значит невестка попалась бойкая, проворная и самостоятельная, а если он глухой и недостаточно четкий, то считалось, что хозяйка будет простоватой, недалекой.

Кроме того, в данном ритуале звон металлических подвесок выполнял важные охранительную и очистительную функции.»

СЕРЬГИ (ытар5а)

«Серьги — одно из обязательных украшений — амулетов якутских женщин, которое сопутствовало на протяжении всей их жизни. Серьгам приписывали силу оберега. Согласно представлениям якутов, уши являются особо сакральной частью тела, вместилищем души человека.

Традиционным материалом якутских серег, как и других видов украшений, служило серебро, обычно низкопробное. Якутские серьги не имели вставок цветных и драгоценных камней, но зато богато украшались гравированным и штампованным орнаментом, а со второй половины XIX века их начали отделывать чернью, позолотой и цветной эмалью.»

КОСОПЛЕТКИ И НАКОСНИКИ (суhуох симэ5э)

«Девушки обычно носили длинные волосы, заплетенные в одну косу. Накосные украшения, бытовавшие у якутов, очень разнообразны, но непременные их детали: ровдужный ремешок, металлические бляшки различной формы, легкие трубочки, стеклярус, бусы, кусочки цветной ткани»

«Все украшения заканчиваются внизу шумящими подвесками, имеющими оберегательную функцию и призванными отгонять злых духов.»

ПОЯС (кур)

«Наборные пояса. Важным дополнением якутского традиционного костюма является наборный пояс — кемюс кур (серебряный пояс). Пользовался он большой популярностью как у мужского, так и у женского населения.

В изучаемое время характерны были два вида пояса: широкие, обложенные четырехугольными пластинками и украшенные литыми фигурными, ажурными профилированными бляшками на узкой основе. Женский пояс целиком обложен четырехугольными и круглыми орнаментированными пластинками.

Обычно количество пластинок доходит до 24 шт., три из них круглые с боковыми выступами. Замшевая основа из толстой скотской или лосиной кожи в два слоя сплошь обложена серебряными пластинками, плотно прикрепленными с четырех краев медными заклепкам»

ПОДВЕСКИ ПОЯСА (кур симэ5э)

«Это дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного назначения, носимое женщинами на поясе.

Большим разнообразием отличались женские пояса. Дополнением к ним служили различные мелкие предметы на ровдужных шнурках с нанизанными цветными бусами и металлическими трубочками: небольшие декоративные кисеты (хаппар), курительная трубка (хамса), ключи от замков, принадлежности женского туалета: ухочистка (кулгаах хастар), щипчик (искэх), игольница (иннэлик), металлический прутик для чистки трубки (хамса тобулар), металлический календарь (кюн аагар), амулет (сасыл тумса) и др.Подвески привешивались на специальных медных колечках пояса.»
«Иногда их носили самостоятельно, без пояса, прикрепляя на шубе с двух боков. Богатые якутки имели роскошные поясные наборы, состоящие из множества дорогих подвесок. Тогда для удобства тяжелые наборы носили на длинной ленте, перекидываемой через шею. Длина таких подвесок доходила до колен.

Некоторые женщины ограничивались более скромными поясными наборами, состоящими из наиболее необходимых вещей без особых отделок.»

БРАСЛЕТЫ (бө5өх)

«Браслеты — важная часть женского комплекта украшений, в основном однотипны, различаются лишь размерами, характером нанесенного орнамента и застежками. Якутские браслеты парные, т. е. их носили на обе руки, имеют форму неправильного цилиндра, слегка сужающегося книзу концами. Самые длинные достигают 8-9 см, делали их из той же пластины.

Поверхность браслета имеет несколько, обычно от двух до пяти, параллельно расположенных узких выпуклых опоясков, количество которых зависит от размера украшения. Плоскости между опоясками гравированы богатым растительным и геометрическим орнаментом.»

СЕРЕБРЯНЫЙ ДИСК (туоhахта)

«Свадебный костюм женщины завершала конусообразная шапка — ураа бэргэһэ или меховая высокая шапка дьабака, которую надевали поверх бастыҥа. На ней, высоко над лбом, блестело круглое „солнышко (кюн)“ — серебряный диск туоһахта. Диаметр круга в среднем 8-16 см. Таким образом, богатая женщина имела три солнца: на шапке, на начельнике и на груди. Такую женщину называли „үс күннээх дьоллоох дьахтар“ — „счастливая женщина с тремя солнцами“. Древние якуты были солнцепоклонниками и называли себя „күн улууһа, айыы аймаҕа“, т. е. людьми солнечного улуса светлых божеств.»


1.2 Традиционное изготовление национальных украшений

К традиционным видам изготовления якутских национальных изделий относится кузнечное дело. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Ювелирное искусство имеет древнюю историю, и богатые традиции.

Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство и в технике резьбы по металлу.

Пожалуй самым распространенным приемом ручной обработки металла являлось литье (кутуу), в нем якуты достигли большого совершенства.

Основные металлы для литья - серебро, медь, бронза, редко свинец, олово.

Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

Другим важным приемом обработки являлась расковка (тардыы, таптайыы), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую пластинку.

Этот прием в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и. мелких изделий.

Штамповка (халыыпка баттаасын) - один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскаленного железного стержня (пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившееся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок

Чеканка (охсуу, батары охсуу) - один из основных художественных приемов обработки ювелирных изделий. Ее использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

В некоторых случаях для матриц использовали олово. Этим способом обычно изготовляли мелкие бляшки различной формы (охсуу симэх). Подобная техника штамповки описана у киргизов.

Гравировка (ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии) - один из характерных художественно-технических приемов якутских ювелиров. С ее помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли ее в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приему якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравер. Он выступает не просто как кемүсчүт, но и как художник-орнаменталист.



Глава II. Технология изготовления стилизованного национального украшения

2.1 Современные виды изготовления национальных украшений

В настоящее время видов изготовления национальных украшений очень много. С каждым годом мастера придумывают новые техники изготовления стилизованных национальных украшений. таким образом национальные стилизованные украшения могут быть выполнены из бересты, конского волоса, сутажи, пряжи, кожи, экокожи, полимерной глины, замши и прочее.

Для нашего проекта мы остановили наш выбор на изготовлении национального стилизованного украшения из искусственной замши, страз в ленте и бисера.


2.2 Сравнительный анализ среди организаций Мегюренского наслега

Мы провели онлайн - опрос среди организаций Мегюренского наслега, где участвовали работники и родители "Маттинской СОШ", работники и родители детского сада "Ньургуhун", работники ИП магазина "Клевер", работники Администрации Мегюренсого наслега.

Опрос показал, что наибольшую заинтересованность в изготовлении на заказ стилизованного комплекта украшений проявляют работники и родители детского сада "Ньургуhун". Следовательно, мы решили изготовить на заказ комплекты стилизованных национальных украшений для обучающихся старшей и подготовительной группы детского сада "Ньургуhун".

2.3 Технологическая карта
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

  • Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички ткани.

  • Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы ленты оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц.

  • При работе с острыми предметами и клеем соблюдать технику безопасности.

  • По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы спиц или крючок – вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой.

Инструменты и материалы
Клей – Момент кристалл


Ножницы



Фетр

Нитка и иголка.

Бисер и бусы

Замшевая тесьма

Стразы



Описание работы

Изображение

1

Вырезаем из бумаги шаблон для украшения

2

По шаблону, вырезаем из фетра детали бастына и илин кэбиьэр.

Пришиваем к середине стразы.

3

Приклеиваем тесьму с бляшками и стразы.

4

Пришиваем бисер на бастына и илин кэбиьэр.

7

Пришиваем тесьму из замши




8

Вырезаем из искусственной кожи детали для бастына и илин кэбиьэр и приклеиваем к изнаночной стороны украшения.


9

Готовое изделие.


2.4 Экономический расчет себестоимости

(для изготовления украшения на шесть комплектов)

Используемые материалы

Количество шт, м

Цена за м, шт

Итого

1

Тесьма замшевая с бляшками широкая

10

60

600

2

Тесьма замшевая с бляшками тонкая

10

50

500

3

Стразы в ленте

150 см

80

120

4

Фетр

50 см

100

100

5

Стразы

12

12

144

6

Замшевая тесьма

10

17

170

7

Клей момент

2

160

320

8

Бусы

8

50

400

9

Нитка

1

40

40


Итого



2394





Итого на 6 комплектов для материала, было потрачено 2394 рб .

2394: 6 = 399 рб на один комплект. Округляем до 400 рб. За мою работу прибавляем 450 рб. Итого один комплект стоит 850 рб .

Изготовив изделие я заработала 2700 рублей.



Заключение

Работая над проектом, мы изучили национальные украшений якутов, так же изучили виды технологий изготовления национальных украшений, провели сравнительный анализ среди организаций Мегюренского наслега, изготовили стилизованное национальное украшение и выполнили экономический расчет. Мы считаем, что все поставленные задачи выполнены.

Работа над проектом оказалась кропотливой и очень интересной. Выполнение его дало возможность реализовать мою идею – сделать стилизованное национальное украшение для обучающихся старшей и подготовительной группы детского сада «Ньуругуьун».

В магазинах большой выбор национальных украшений, но я сделала шесть комплектов эксклюзивных украшений, который подчеркивает образ. Удовольствие, получаемое от самого процесса, приятно дополняет результат.

Так же я смогла монетизировать свои навыки. Тем самым я поняла, что можно заработать определенную сумму владея тем или иным навыком. Я считаю, что в будущем мне пригодится навык изготовления стилизованного национального украшения, для новых коллективных и индивидуальных заказов.

.











Используемая литература:

1. Абрамова 1982  —  Абрамова М. П. Катакомбные и склеповые сооружения юга Восточной Европы // Археологические исследования на юге Восточной Европы. Ч. 2. М.: Государственный Исторический музей, 1982. С. 9–19.

2. Васильев 1995  —  Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995.

3. Гоголев 1958 —  Гоголев З. В. Раскопки якутских могил XVII века // Труды Якутского филиала СО АН СССР. 1958. Вып. 1. С. 65–75.

4. Гоголев 1990 —  Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV–XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990.

5. Гоголев 1993  —  Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.

6. www.bookarchive.ru/.../98338-kanzashi.html

7. masterclassy.ru/ukrasheniya/kanzashi

8. www.liveinternet.ru/users/4037962/post241172255

9. znayka.net/svoimi-rukami/ostalnoe/21354.html

10. kanzashi-master-klass.ru/page/2

11. www.magic-dom.ru












Приложение



НАЧЕЛЬНИК (бастынга)

ГРИВНЫ (кылдьыы, илин - кэлин кэбиьэр)



НАТАЗНИК (кыабака симэ5э)

СЕРЬГИ (ытар5а)



КОСОПЛЕТКИ И НАКОСНИКИ (суhуох симэ5э)


ПОЯС (кур)


ПОДВЕСКИ ПОЯСА (кур симэ5э)


БРАСЛЕТЫ (бө5өх)


СЕРЕБРЯНЫЙ ДИСК (туоhахта)


Готовое изделие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!