Тема: «Сложение числа 8 с однозначными числами».
Цель урока: продолжить составление «Таблицы сложения», изучить восьмой столбик таблицы, в который включены случаи сложения числа 8 с однозначными числами (кроме числа 0).
Задачи урока:
Формирование умений складывать число 8 с однозначным числом.
Развитие математической речи, внимания.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, умение слышать и слушать собеседника.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Математика», автор А.Л. Чекин.
План урока:
I. Организация класса
II. Устный счет
III. Актуализация знаний учащихся
IV. Сообщение темы и цели урока
V. Работа по теме урока
VI. Закрепление материала
VII. Итог урока
Ход урока:
Организация класса
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок математики проведу у вас я, меня зовут Виктория Вячеславовна.
- Ребята, сегодня у нас на уроке будут гости. Давайте покажем всем, что вы уже настоящие ученики.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно считать.
Устный счёт
Слайд 2
-Выполним задание Маши и Миши.
1. Поможем Мише собрать бусы для Маши.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_1.png)
8![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_6.png)
+ 2 10 - 5 5 + 3 8 + 0 8
2. Поможем решить задачи.
- Слушайте стихи внимательно, отвечайте доказательно…
Слайд 3
5 ромашек- желтоглазок
3 весёлых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветков в букете?(5+3=8 цветов)
- Какое действие для вычисления ты выбрал? (сложение)
- Почему? Потому что спрашивается, сколько всего цветов.
Слайд 4
8 храбрых малышей
Переходят вброд ручей
Один отстал: «Домой хочу»
Сколько же пришло к ручью?(8-1=7 человек)
- Какое действие для вычисления ты выбрал? (вычитание)
- Почему? Потому что 1 ребёнок отстал(не дошёл), значит детей на 1 меньше.
Слайд 5
8 совят на ветке сидят,
Прилетела мама.
Сколько птиц стало?(8+1=9птиц)
- Какое действие для вычисления ты выбрал? (сложение)
- Почему? ? Потому что спрашивается, сколько птиц стало.
- Какие математические действия вы использовали при решении задач? (Использовали сложение и вычитание)
- Как называются компоненты действия сложения?(Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.)
- Как называются компоненты действия вычитания?(Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали, особенно.... Хотелось бы, чтобы на протяжении всего урока остальные работали так же активно.
Актуализация знаний учащихся
- Откройте тетради на печатной основе на с.84 и найдите 4 задание. Прочитайте задание.
Слайд 6 - «Впиши пропущенные слагаемые в суммы так, чтобы значения этих сумм были равны 8».
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?
(Состав числа 8).
- Какой компонент при сложении пропущен? (второе слагаемое) Восстановите вторые слагаемые в данных суммах и прочитайте, что у вас получилось.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_10.png)
1
+ 7 = 8 2 + 6 = 8 3 + 5 = 8
8 – это 1 и 7
Чтобы получить 8, нужно к 1 прибавить 7
5![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/29/s_5cc71e7b25910/1148952_10.png)
+ 3 = 8 6 + 2 = 8 7 + 1 = 8
Закройте тетради.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 7 - Состав, какого числа мы сейчас повторили? (Состав числа 8)
- Тема нашего сегодняшнего урока «Сложение числа 8 с однозначными числами»
Слайд 8
Работа по теме урока
Работа с учебником
- Откройте учебники на странице 50, найдите 1 задание.
- Прочитайте задание. (Рассмотри запись и объясни, как можно найти значение суммы 8+8).
- Рассмотрите запись. Как на рисунке представлено 1-ое слагаемое 8? (с помощью восьми красных палочек) А второе слагаемое? (с помощью восьми синих палочек).
- Кто попробует объяснить, как нашли значение суммы 8+8?
8 + представим второе слагаемое 8 в виде двух чисел 2 и 6.
8 + 2 + 6= 8 + 2 – получится 10, да ещё + 6 = 16
8 + 8 = 8 + 2 + 6 = (8 + 2) + 6 = 10 + 6 = 16
- Каким способом вычисляли значение суммы? (Прибавление суммы к числу)
- Откройте свои тетради на 84 странице.
2.Работа в тетради на печатной основе.
- Таким же способом вычислите значение следующей суммы 8+9. Кто попробует объяснить?
8 + 9 = 8 + 2 + 7 = (8 + 2) + 7 = 10 + 7 = 17
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте записи, сравнив работу соседа с образцом на доске. Верните тетрадь соседу по парте.
- Закройте тетради и отложите их в сторону.
Таблица сложения
- Откройте «Таблицу сложения» в учебнике. (форзац учебника)
- Каким цветом показаны суммы, которые мы сегодня рассмотрели? (Красным).
- Почему? (Они не встречались ещё ни в одном из ранее изученных столбиков).
- Какие суммы показаны голубым цветом? (Те суммы, которые уже встречались нам в других столбиках)
- В каком столбике мы уже встречали сумму чисел 8+5? (В пятом). Прочитайте, как она выглядела? (5+8).
5 + 8 = 5 + 5 + 3 = (5 + 5) + 3 = 13
Сумма 8+3? Представим 3, как 2 и 1: 8 + 3 = 8 + 2 + 1= 10 + 1 = 11
Сумма 8+6? Представим 6, как 2 и 4: 8 + 2 + 4 = 10 + 4 = 14
- Каким правилом воспользовались, чтобы составить из знакомых сумм голубую часть нового столбика таблицы? (Правилом перестановки слагаемых).
- Как оно звучит? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется).
- Молодцы!
Работа в тетради на печатной основе.
- Теперь я думаю, вам не составит большого труда самостоятельно найти значения сумм, находящихся на голубом фоне нового столбика таблицы.
- Откройте тетради на печатной основе на странице 84, найдите задание №2.
- Подчеркните ту сумму, которую мы не встретили в восьмом столбике «Таблицы сложения». (8+0). С этой суммой будет связано следующее наше задание.
- Отложите тетради в сторону.
Работа в рабочей тетради.
- Найдите в учебнике на с.50 №2. Прочитаем задание.
Запиши сумму числа 8 и однозначного числа, которая не вошла в восьмой столбик «Таблицы сложения». Запиши рядом сумму, которая получается из неё при перестановке слагаемых.
- О какой сумме чисел говорится в задании? (8+0)
- Чему равна сумма? (8 + 0 = 8)
- Какая сумма получится при перестановке слагаемых? (0 + 8)
- Чему равна сумма? (0 + 8 = 8)
- О чём говорит рисунок рядом с номером 2? (Это задание нужно выполнить в рабочей тетради)
- Откройте рабочие тетради.
- Кто хочет выполнить задание на доске? Остальные выполняют в тетради.
Вычисление значений сумм разными способами.
- Откройте тетради на печатной основе на с.85.
- Рассмотрите суммы чисел в номере №6 и№7. Что вы можете о них сказать? (Одинаковые)
- Одинаковы ли способы нахождения значений этих сумм? (Нет)
- Какой способ вычисления используют в №6? (Правило прибавления числа к сумме)
- А в №7? (Правило прибавления суммы к сумме).
Слайд 9 - Маша считает, что легче вычислять, используя правило прибавления числа к сумме, а Миша считает, что удобнее использовать правило прибавления суммы к сумме. Выберете, каким способом удобнее решать вам и решите соответствующий номер: или №6, или №7.
- Поднимите руку те ребята, которые решали как Маша. Объясните, как вы решали.
- Поднимите руку те ребята, которые решали как Миша. Объясните, как вы решали.
Решение задачи.
- Откройте тетради на странице 86, найдите задание № 11.
Слайд 10 - «Улитка проползла утром 8 сантиметров, а вечером - ещё столько же. Сколько сантиметров проползла улитка»?
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче? (Улитка проползла утром 8 сантиметров)
- Что ещё известно в задаче? ( Вечером она проползла ещё столько же)
- Что нужно найти? ( Сколько сантиметров проползла улитка)
- Как вы понимаете слово «столько же»? ( вечером она проползла тоже 8 сантиметров)
- Можем ли мы, сразу ответит на вопрос задачи? (да)
- Почему? (Нам известно, что утром улитка проползла 8 сантиметров, а вечером - столько же, значит вечером тоже 8 сантиметров)
- Как мы это узнаем? (8 + 8 = 16 (см) )
- Запишем решение и ответ.
Слайд 11
Закрепление изученного материала
- Откройте ТПО на с. 127 и заполните восьмой столбик «Таблицы сложения». Если возникнут трудности при заполнении, куда мы можем посмотреть? (В «Таблицу сложения» в конце учебника)
Итог урока
- Что нового мы узнали на уроке?
Слайд 12 - Покажите, с каким настроением вы сегодня работали на уроке с помощью соответствующего рисунка. Нарисуйте его на полях в рабочей тетради.
5