Технологическая карта урока
Дата проведения:
Место проведения: ГБПОУ УХПК
Ф.И.О. преподавателя: Имаева Диля Даутовна
№ группы:
Год обучения:
Профессия: Художник росписи по ткани
Тема: «Сложный ритм тоновой»
Цели:
- дидактические: дать понятие о сложном ритме тоновом и принципах тоновых в построении ритмических композиций.
- развивающие: развить умение разрешать ритм тоновой.
- воспитательные:
Учебная задача: Выполнить геометрический орнамент в сложном тоновом ритме (ахроматическое решение).
Тип занятия: Комбинированный (урок сообщения новых знаний, практическая работа).
Методы обучения:
- продуктивный (учащиеся воспроизводят материал и оперируют полученными знаниями);
-поисковый (учащиеся делают эскизы геометрического орнамента);
- проблемный (учащиеся разрешают поставленную перед ними проблемную задачу на основе полученной информации).
Методические приемы: словесный (обсуждение материала с учащимися), наглядный, практический.
Оборудование:
- для учителя: работы учащихся из метод фонда, доска.
- для учащихся: формат А3, карандаш, ластик, кисти, краски гуашевые, баночка для воды, палитра, магниты.
План занятия:
Организационная часть.(3 мин)
Актуализация темы, постановка учебной задачи. .(3 мин)
Повторение проеденного материала. Сообщение новых знаний.(10 мин)
Практическая работа.(25 мин)
Подведение итогов и обобщение по уроку. Анализ работ учащихся. Оценивание.
(5 мин)
Выдача домашнего задания.(5 мин)
Оформление ученической доски: тема урока, учебная задача, наглядные пособия.
Ход занятия:
Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих. Визуальная проверка санитарного состояния класса.
Актуализация темы, постановка учебной задачи.
Учитель: Тема нашего урока сегодня «Сложный ритм тоновой». Ваша задача выполнить геометрический орнамент в сложном тоновом ритме (ахроматическое решение).
Повторение проеденного материала. Сообщение новых знаний.
Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, определение термина «ритм».
Слушаю ответы учащихся.
Учитель: Правильно! Ритм – одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Это чередование каких – либо элементов в определенной последовательности. Это средство отражает связь человеческой природы и деятельности, в том числе и творческой, с мирозданием…
Действительно, разве можно отрицать, что многие процессы жизнедеятельности человека протекают циклично? Человек ощущает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, беге, танце. Любая трудовая деятельность связана с ритмическими движениями, то есть с повторами.
День, ночь, день, ночь… Зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень, зима… Одно время года сменяется другим, затем все повторяется вновь и вновь. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Временной ритм связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением духовного и умственного уровня. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на земле, а земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм.
Какие ритмы вы знаете?
Слушаю ответы учащихся.
Учитель (даю пояснение): Ритм бывает простым, когда меняется какая – то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику.
Ребята на предыдущих уроках мы с вами изучили простой ритм масштабный, тоновой, цветовой и сложный ритм масштабный. А теперь скажите мне определение простого ритма тонового.
Слушаю ответы учащихся.
Учитель (даю пояснение): Простой ритм тоновой – это ритм как разрешенная тоновая противоположность между светлым и темным тоном, третьим между ними – с целью достижения тоновой согласованности. Сегодня мы с вами разберем сложный ритм тоновой. Сложный ритм как взаимодействие и взаимоотношение двух и более простых тоновых ритмов. Общий ритм тоновой и ритмическая структура внутри составных общего тонового ритма. Т.е это когда несколько простых тоновых ритмов соединены в одной единой композиции. Сегодня будем выполнять геометрический орнамент в сложном тоновом ритме (ахроматическое решение).
Ребята что же означает ахроматические цвета?
Слушаю ответы учащихся.
Учитель: Правильно, молодцы! Да это белый, серый, черный. Они различаются только по светлоте и лишены цветового тона.
А сейчас полученные знания мы закрепим выполнением практической работы. Не забудьте выполняем работу поэтапно.
- выполните эскиз, несколько вариантов геометрического орнамента на формате А4 в карандаше;
- удачный вариант разберите в ахроматическом цвете;
- затем выбранный эскиз перенесите на формат А3.
Практическая работа.
Учитель: Теперь можете приступить к работе.