Тема урока: «А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагизм любви в творчестве».
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.
Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).
С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.
Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).
Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.
Эмиграция и последние годы жизни
Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная». Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.
Интересные факты.
- Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.
- Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.
- Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.
- Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.
- В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».
5.Закрепление изученного материала:
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Александра Ивановича Куприна?
а) 1860 – 1928;
б) 1870 – 1938;
в) 1875 – 1923;
г) 1880 – 1934.
2. В каком городе родился А. И Куприн?
а) Наровчат (Пензенская губерния);
б) Павловск (Воронежская губерния);
в) Можайск (Московская губерния);
г) Елец (Орловская губерния).
3. Кем был отец А. И. Куприна?
а) Известным актером;
б) Статским советником;
в) Мелким чиновником;
г) Переводчиком немецкого.
4. Какие национальные корни были у матери Куприна?
а) Французские;
б) Татарские;
в) Цыганские;
г) Греческие.
5. Почему в 1871 году семье Куприна пришлось переехать в Москву?
а) Умер отец писателя;
б) Отцу писателя предложили выгодную работу в столице;
в) Семью Куприна позвали жить к себе родственники;
г) Дом семьи писателя сгорел в пожаре.
6. Какой период из биографии Куприна отразился в его произведениях «На переломе», «Юнкера» и «Последний дебют»?
а) Раннее детство писателя;
б) Учеба в сиротском училище;
в) Учеба в военной академии и военном училище;
г) Годы преподавания в военной академии и военном училище.
7. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести:
6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
7. Домашнее задание: работа с конспектом.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагизм любви в творчестве».»
Урок № _____
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагизм любви в творчестве».
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.
Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).
С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.
Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).
Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.
Эмиграция и последние годы жизни
Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная». Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.
Интересные факты.
- Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.
- Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.
- Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.
- Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.
- В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».
5.Закрепление изученного материала:
1. В каком из вариантов указаны годы жизни Александра Ивановича Куприна?
а) 1860 – 1928;
б) 1870 – 1938;
в) 1875 – 1923;
г) 1880 – 1934.
2. В каком городе родился А. И Куприн?
а) Наровчат (Пензенская губерния);
б) Павловск (Воронежская губерния);
в) Можайск (Московская губерния);
г) Елец (Орловская губерния).
3. Кем был отец А. И. Куприна?
а) Известным актером;
б) Статским советником;
в) Мелким чиновником;
г) Переводчиком немецкого.
4. Какие национальные корни были у матери Куприна?
а) Французские;
б) Татарские;
в) Цыганские;
г) Греческие.
5. Почему в 1871 году семье Куприна пришлось переехать в Москву?
а) Умер отец писателя;
б) Отцу писателя предложили выгодную работу в столице;
в) Семью Куприна позвали жить к себе родственники;
г) Дом семьи писателя сгорел в пожаре.
6. Какой период из биографии Куприна отразился в его произведениях «На переломе», «Юнкера» и «Последний дебют»?
а) Раннее детство писателя;
б) Учеба в сиротском училище;
в) Учеба в военной академии и военном училище;
г) Годы преподавания в военной академии и военном училище.
7. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести:
а) «Олеся»
б) «Гранатовый браслет»
в) «Скворцы»
г) «Белый пудель»
8. В каком году сердце Куприна перестало биться?
а) в 1860 г.
б) в 1938 г.
в) в 1875 г.
г) в 1880 г.
6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.