Класс 6 класс Предмет: литература
Учитель: Верещагина З.А.
Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».
Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного, формирование навыков анализа поэтического текста.
Планируемые результаты:
предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Тип урока. урок - практикум
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений, раздаточный материал.
Ход урока:
- Оргмомент. Актуализация знаний:
Доброе утро всем: вам, ребята, вам, уважаемые гости, вам Алексей Константинович!
Я не оговорилась, сегодня мы встречаемся еще с одним из представителей пейзажной лирики – А.К.Толстым. Послушайте, как звучат строки его стихотворений (аудиозапись)
Вам понравились эти строчки? А кто-нибудь из вас услышал знакомые среди них? (ответы учеников) Молодцы.
Ребята, чтобы встретится достойно с поэтом, мы должны вспомнить о тех инструментах, которые необходимы нам для этой встречи, дома вам было дано задание, повторить все термины, которыми мы пользуемся на уроках.
- Терминологический диктант: на столах у вас лежат кроссворды, заполните их, (вопросы видите на экране) пожалуйста, за то время, что играет музыка,. Если вы верно выполните задание, то по вертикали появится слово, которое и определит тему нашего урока.
1
|
а
|
м
|
ф
|
и
|
б
|
р
|
а
|
х
|
и
|
й
|
|
2
|
а
|
н
|
а
|
п
|
е
|
с
|
т
|
|
3
|
м
|
е
|
т
|
а
|
ф
|
о
|
р
|
а
|
|
4
|
о
|
л
|
и
|
ц
|
е
|
т
|
в
|
о
|
р
|
е
|
н
|
и
|
е
|
5
|
д
|
а
|
к
|
т
|
и
|
л
|
ь
|
|
6
|
п
|
е
|
й
|
з
|
а
|
ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вопросы: 1. Трехсложный размер стиха с ударением на 2 слог (Амфибрахий)
- Трехсложный размер стиха с ударением на 3 слог (Анапест)
- слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (метафора)
- перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления (олицетворение)
- трёхсложный размер с ударением на первом слоге (Дактиль)
- картина природы в художественном произведении (Пейзаж)
(Анализ ) (ученики решают кроссворд в паре)
- Мы прослушали стихотворения Толстого, узнали знакомые строчки, нашли слово «анализ», попробуем сформулировать тему урока и определить цель своей деятельности на уроке. Цель и тему урока запишите в своих тетрадях. Так как вы работаете в паре, то и успех будете делить на двоих, чтоб ваша пара была успешной, работу выполняем дружно, помогая друг другу. (определили тему и цель, запись в тетради)
- Чтоб хорошо понять стихотворение, проникнутся смыслов, уловить все нотки лиризма, нужно знать и самого автора, его натуру, чувства, привычки, интересы. Кто же такой А.К.Толстой, каким он был? Расскажет справочный лист, который лежит у вас на столах. Прочитав справочный материал, составьте литературную визитку автору: кратко расскажите о нем, (работа с материалом)
- С автором мы познакомились, пришло время познакомиться с текстом стихотворения, которое нам предстоит узнать и понять (чтение стихотворения) .
- Анализ стихотворения
Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…». Словарная работа: Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.
-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?
(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)
Далее поэтапно проводится анализ текста, в ходе которого должны быть выявлены следующие пункты: (ученики делают записи в тетради)
-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) Все ли слова вам понятны? История создания -стихотворение написано в 1840 году,опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”Сказочной сюжет стихотворение автор сократил,убрав и трагический финал.Произведение превратилось в лирическую зарисовку,из четырёх четверостиший.
Тема стихотворения —опасности жизни,непредсказуемость судьбы человека. Лирический герой-маленький мальчик,играющий на берегу омута.Его манят стрекозы,притягивает вода и он не осознаёт,какой опасности он может себя подвергать.
Композиция -последовательная,постепенное описание событий, с открытым финалом.Автор не ставит точку,читатель может сам предположить финал. Жанр стихотворения: балладная зарисовка.
- Определим размер стиха:
- Стихотворный размер :амфибрахий ,трёхсложная стропа с ударением на средний слог.
- Рифма:перекрестная.рифмовка между 1 и 3 строками и 2 и 4 строками.Чередование мужской и женской рифмы.
- Схема: АВАВ.
- Средства художественной выразительности:
- Эпитеты:«летнее солнце»;»веселый хоровод»;»бирюзовые спинки»;берег отлогий»,»песчаное дно».
- Метафоры:«гнутся над омутом лозы»; «солнце печет»;»трепещут былинки».
- Олицетворения:»пляшут стрекозы»;»ведут хоровод».
- Омут-символ опасности,угрозы,смерти.
- Настроение стихотворения-на фоне безмятежного дня появляется ощущение тревоги,малыш играет один на берегу омута.Лирический настрой сменяет волнение, переживания за малыша.
5. Подведение итогов урока. Посмотрите на план анализа и скажите, все ли мы учли при нашей работе?
- С каким стихотворением мы знакомились на уроке?
-Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая!
Рефлексия (оценивание урока и своих достижен ий (метод « открытый микрофон).
Домашнее задание:
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».»