План урока
Предмет: математика
Преподаватель: Амирханова А. К.
Дата проведения: 01.10.2021
Тема урока: Определение касательной к графику функции. Уравнение касательной.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- Уточнить понятие «касательной».
- Вывести уравнение касательной.
- Составить алгоритм «составления уравнения касательной к графику функции
у = f (x)».
- Начать отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях.
Задачи урока:
- Отработать умения и навыки по применению производной;
- Расширять кругозор; развивать математическую речь, внимание, скорость, память, логическое мышление.
- Развивать умения анализировать, обобщать, показывать, использовать элементы исследования.
- Развивать навыки исследовательской работы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: технология развивающего обучения, проблемный метод, контроля и взаимоконтроля, мозговой штурм.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока: «Уточняют» понятие касательной, выводят уравнение касательной, создают алгоритм написания уравнения касательной, отрабатывают умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, презентация, проектор, интерактивная (или маркерная) доска
Дидактическое обеспечение урока: карточки с памяткой, карточки для рефлексии.
Ход и содержание урока.
Мотивация учащихся Тема сегодняшнего урока: «Уравнение касательной к графику функции». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Пусть слова, которые вы видите на экране, станут девизом сегодняшнего урока.
- Плохих идей не бывает
- Мыслите творчески
- Рискуйте
- Не критикуйте
Чтобы настроиться на урок повторим ранее изученный материал. Внимание на экран. Решение запишите в тетрадь.
2. Повторение изученного материала .Цель: проверить знание основных правил дифференцирования.
Найти производную функции:
- у =2х10
- у=4√х
- у=7х+4
- у = tg x + 5х
- у = х3sin x
- у = х23-4х
Поменяйтесь тетрадью с соседом, оцените работу. Тест проверяют сами учащимися.
У кого не одной ошибки? У кого одна?
3. Актуализация Цель: Активизировать внимание, показать недостаточность знаний о касательной, сформулировать цели и задачи урока.
Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции?
Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?
Давайте рассмотрим конкретные примеры:
Примеры.
1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе.
Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе.
Прямая x = π не является касательной к графику y = cos x, хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = - 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика.
4. Постановка цели и задачи перед детьми на уроке: Попробуйте сами сформулировать цель урока.
Выяснить, что такое касательная к графику функции в точке, вывести уравнение касательной. Применять формулу при решении задач
5. Изучение нового материала Посмотрите, чем отличается положение прямой х=1 от положения у=2х-1?
Сделайте вывод, что же такое касательная?
Примем за определение: касательная это предельное положение секущей.
Раз касательная это прямая линия, а нам нужно составить уравнение касательной, то что, как вы думаете, нам нужно вспомнить?
Вспомнить общий вид уравнения прямой.( у= кх+b)
Как еще называют число к? (угловой коэффициент или тангенс угла между этой прямой и положительным направлением оси Ох) к = tg α
В чем заключается геометрический смысл производной?
Тангенс угла наклона между касательной и положительным направлением оси оХ
Т. Е. я могу записать tg α = yˈ(а).
Давайте проиллюстрируем это на чертеже.
Пусть дана функция y = f (x) и точка М принадлежащая графику этой функции. Давайте определим её координаты следующим образом: х=а, у= f (а), т.е. М (а, f (а) ) и пусть существует производная f '(а), т.е. в данной точке производная определена. Проведем через точку М касательную. Уравнение касательной – это уравнение прямой, поэтому оно имеет вид: y = kx + b. Следовательно, задача состоит в том, чтобы отыскать k и b. Обратите внимание на доску, из того что там записано, можно ли найти к? ( да, k = f '(а).)
Как теперь найти b? Искомая прямая походит через точку М(а; f(a)), подставим эти координаты в уравнение прямой: f(a) = ka +b , отсюда b = f(a) – ka, т. к. к = tg α= yˈ(x), то b = f(a) – f '(а)а
Подставим значение b и к в уравнение y = kx + b.
y = f '(а)x + f(a) – f '(а)a, вынося за скобку общий множитель, получаем:
y = f(a) + f '(а) · (x-a).
Нами получено уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а.
Чтобы уверенно решать задачи на касательную, нужно четко понимать смысл каждого элемента в данном уравнении. Давайте ещё раз остановимся на этом: (слайд 10)
- (а, f (а) ) – координаты точки касания
- f '(а) = tg α = к тангенс угла наклона или угловой коэффициент
- (х,у) – координаты любой точки касательной
И так мы вывели уравнение касательной, проанализировали смысл каждого элемента в данном уравнении, давайте попробуем теперь вывести алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f (x)
6. Составление алгоритма. Предлагаю составить алгоритм самим учащимся:
- Обозначим абсциссу точки касания буквой а.
- Вычислим f(a).
- Найдем f '( х) и вычислим f '( а).
- Подставим найденные значения числа а, f( а), f '( а) в уравнение касательной.
- y = f(a) + f '(а) · (x-a).
(Раздаю учащимся напечатанный заранее алгоритм как памятку для последующей работы.)
7. Историческая справка Внимание на экран. Расшифруйте слово
С f(x) = √(3-2х) f '(1) = ?
Я f(x) = 5 / ³√ (3х+2) f '(-1/3) = ?
Ю f(x) = 12 / √ (3х ²+1) f '(1) = ?
Ф f(x) = 4√ (3-2х²) f '(-1) = ?
К f(x) = 2 ctg 2x f '(-π/4) = ?
И f(x) = 4/(2-cos 3x) f '(- π/6) = ?
Л f(x) = tg x f '( π /6 ) = ?
1 4/3 9 -4 -1 -3 5
Ответ: ФЛЮКСИЯ
Какова история происхождения этого названия?
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой.
Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
8. Закрепление.
1) Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = х² - 3х + 5 в точке с абсциссой а = -1.
Решение:
Составим уравнение касательной (по алгоритму). Вызвать сильного ученика.
- а = -1;
- f(a) = f(-1) = 1 + 3 + 5 = 9;
- f '(x) = 2х – 3,
f '(a) = f '(-1) = -2 – 3 = -5;
- y = 9 – 5 · (x + 1),
y = 4 – 5x.
Ответ: y = 4 – 5x.
9.Самостоятельная работа Напишите уравнение касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой а.
вариант 1 вариант 2
f(x) = х²+ х+1, а=1 f(x)= х-3х², а=2
ответы: 1 вариант: у=3х; 2 вариант: у= -11х+12
10. Подведение итогов.
- Что называется касательной к графику функции в точке?
- В чём заключается геометрический смысл производной?
- Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
Рефлексия деятельности на уроке.