Открытый урок по рассказу А.П.Чехова « Хамелеон»
Тема урока: Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь ;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову.
Оборудование урока:
1)карточки с отрывками из рассказов
А.П.Чехова;
2) карточка с определением « стиль писателя»;
3)разборная таблица « Композиция рассказа».
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Тип урока:
Урок- исследование
Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявление учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока .
2.Викторина ( подступ к теме)
На столе учителя заставка « Бюро литературных находок»
Учитель:
– И вновь на уроке у нас открыто « Бюро литературных находок». Какой-то чудак принёс сюда «рассказ», утверждая, что нашёл его в своём почтовом ящике. Однако в этом рассказе многие фразы показались мне знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него.
( Ученики выходят к доске , читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)
Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?
-Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может ещё что-то?
( Учащиеся говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)
-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
( Учащиеся находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)
Стиль писателя – особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.
- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова.
2. Основная часть урока.
- Начнём с начала, то есть с заглавия. Что должно отражать заглавие произведения?
( Тему или основную мысль произведения)
- Верно. По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким…и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа « Жестокий урок»…-неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: « Гувернантка»,нет, точнее,
« Размазня».
-Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чём могут быть рассказы с таким названием: « Лошадиная фамилия», « Злоумышленник», « Хамелеон»?
( Учащиеся высказывают свои предположения )
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткое, простое заглавие.
Запись в тетради:
1.Короткое, простое заглавие.
- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции.
( Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа
« Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Запись в тетради:
2.Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.
- Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
Запись в тетради:
3. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
-Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
( Из диалога)
- В чём особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет или очень много говорят о герое рассказа.
( Инсценированный суд над Очумеловым в исполнении заранее подготовленных учеников) .
Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон").
Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: "Боже, как грустна наша Россия" (А.Пушкин); "Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных, лицемерие" (Н.В.Гоголь)
Ход суда
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.
Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.
Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:
- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! Аа!
И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.
Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?
Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.
Защитник: А кто же был виновник скандала?
Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.
Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец Вы меня извините, я человек, который работающий Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну
Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?
Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.
Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?
Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:
- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!
Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни.
Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?
Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?
Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.
Кто-то из толпы сказал:
- Это, кажись, генерала Жигалова!
На что городовой глубокомысленно заметил:
- Нет, это не генеральскаяУ генерала таких нет. У него всё больше легавые
Я спросил:
- Ты это верно знаешь?
- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. - А может быть и генеральская На морде у ней не написано Намедни на дворе у него такую видел.
- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)
Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.
Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.
А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)
Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.
- Какими вы увидели героев рассказа?
Запись в тетради:
4.Диалоговое построение рассказов.
5.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.
- Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина?
-Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось?
( конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)
- Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?
- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.
( Шинель. Учащиеся читают отрывки из рассказа)
Запись в тетрадях:
6. «Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
-Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
-Много ли эпитетов, сравнений?
( Почти нет)
-Любимая часть речи?
( Глагол)
-Слова вычурные, непонятные?
( Простые и точные)
Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
- А почему писатель избегает красивые эпитеты, сравнения?
( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни. Тут уж не до красивостей)
3. Итоги урока.
-Сделайте обобщение: каковы стилистические особенности рассказов Чехова.
( Учащиеся, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)
Учитель:
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно».Так ли это?. Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернёмся к рассказу « Хамелеон», какое человеческое качество высмеивает писатель?
( Угодничество, чинопочитание, лицемерие)
Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя.