СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Восточные славяне и их соседи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племен, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.

Задачи:

- Дать  представление  об  основных  занятиях  восточных  славян  в  древности,  народах,  населявших  нашу  страну, местах  расселения  племен  восточных  славян,  о  том,  как  природные  условия  влияли  на  особенность  жизни  восточных   славян,  об особенностях перехода от родовой общины   к  соседской.

-Развивать умения работы  с   учебным  материалом  учебника,  с текстовыми источниками информации, с  картой, развивать коммуникативные навыки  при работе в парах; умение  работать с  понятийным аппаратом.

-Воспитание  чувства патриотизма, развитие интереса к  отечественной  истории.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Восточные славяне и их соседи"»

Тема: «Восточные славяне и их соседи».

Цели урока: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племен, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.

Задачи:

- Дать представление об основных занятиях восточных славян в древности, народах, населявших нашу страну, местах расселения племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность жизни восточных славян, об особенностях перехода от родовой общины к соседской.

-Развивать умения работы с учебным материалом учебника, с текстовыми источниками информации, с картой, развивать коммуникативные навыки при работе в парах; умение работать с понятийным аппаратом.

-Воспитание чувства патриотизма, развитие интереса к отечественной истории.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных,

регулятивных, коммуникативных, личностных)

1.Организацион-ный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Быстрое включение в деловой ритм.

2.Актуализация знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1.Каковы причины появления на территории нашей страны греческих городов-государств? (В 7-6 вв. до н.э. Северное Причерноморье стали активно осваивать греческие мореплаватели. Они стали искать места для поселений и основывать колонии для налаживания торговли с местными племенами)


2.Каковы были взаимоотношение жителей греческих городов-государств с местным населением? (Взаимоотношения были основаны на взаимовыгодной торговле)


3.Назовите причины возникновения Боспорского царства? (Главная причина - это торговля, города объединились в Боспорское государство со столицей Пантикапей, у берегов которого пересекались важнейшие торговые пути)


4. Какую роль сыграли кочевые племена в истории Северного Причерноморья?

(Кочевые племена сыграли важную роль в развитии Северного Причерноморья. Благодаря благоприятным климатическим условиям и большим территориям, пригодным для земледелия, кочевые племена скифов стали вести оседлый образ жизни, образовывали города, вели торговлю, обменивались опытом и знаниями с городами античного мира. Также кочевые племена стали и причиной гибли античного мира в Северном Причерноморье. Нашествие готов и гуннов уничтожили античные города и привели к великому переселению народов. Были уничтожены государства и образованы новые)


Слайд

5. Расположите события в хронологической последовательности.

A. Образование Хазарского каганата

Б. Образование Скифского царства

B. Образование Тюркского каганата

Г. Возникновение Волжской Булгарии

(Б—В—А—Г)


Слайд

6. Расположите события в хронологической последовательности.

А. Появление первых государств

Б. Наступление ледникового периода

В. Переход человечества к земледелию

Г. Появление соседской (территориальной) общины

(Б —Г—В—А)


Слайд

7.Финно-угорские племена:

1) весь

2) хазары

3) чудь

4) авары

5) сарматы


8.Как природные условия повлияли на виды хозяйственной деятельности финно-угорских народов?

(Финно-угорские племена населяли лесную полосу от Балтийского моря до Уральских гор. Они занимались в основном охотой и собирательством. Впоследствии научились добывать железо из болотных руд. С появлением топора стали вырубать лес и расчищать почву для занятия земледелием. Но климат не позволял получать большой урожай, поэтому племена сочетали земледелие со скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей)


Работают с картой.

Отвечают на поставленные вопросы.

3.Постановка

учебной задачи

Многие загадки прошлого так до конца и не распутаны. Сегодня мы выступим в роли исследователей и попытаемся узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили.

Сообщение темы урока: «Восточные славяне и их соседи».

Слайд:

План изучения нового материала:

1.Происхождение восточных славян.

2. Хозяйство славян. Быт и нравы. Религиозные верования.

3. Общины земледельцев. Соседи восточных славян.

Откуда пришли наши предки? Как они жили? Во что верили? С какими народами соседствовали? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Проблемный вопрос:

-Почему так важно знать историю восточных славян?

Формулируют тему урока; знакомятся с планом урока.

Слушают учителя; получают проблемное задание.


4.Изучение нового материала.


1.Происхождение восточных славян.

Слайд

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе. О восточных славянах упоминают и многие византийские источники.

Обратимся к дополнительному материалу у вас на партах и ответим на вопрос: откуда пришли и где расселились восточные славяне?


Работаем в парах. Выполняем Задание 1. (Приложение 1.) Вопросы:

1.Где была древняя прародина индоевропейцев? (Большинство ученых считают, что такой прародиной стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский п-ов и предгорья Карпат, и, вероятно, юг России и Украины)


2.Определите период выделение славянского этноса из индоевропейской общности. (II тыс. до н.э. происходит выделение славянского этноса из индоевропейской общности)


3.Назовите группы славянских племен и период их образования; какую территорию они занимали? (На рубеже ѴП-ѴІІІ вв. н.э. выделились 3 группы славянских племен: западные, жившие к востоку от реки Лабы (Эльбы) и расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря; южные, заселившие часть Балканского полуострова и восточные – предки трех родственных народов: русского, украинского белорусского)


4.Когда появились первые сведения о славянах в трудах византийских хронистов? (VI век н.э. - первые сведения о славянах в трудах византийских хронистов Прокопия Кесарийского, Маврикия, Иордана)


5.Какой вывод вы можете сделать об общественном строе, образе жизни и религии славян, познакомившись с выдержками из трактатов византийских хронистов. (Славянские племена жили общиной, славяне являлись язычниками, славянский народ является свободолюбивым народом, у них отсутствует рабство: пленных они либо отпускали, либо предлагали жить с ними в положении свободных и друзей)


Запишем. II тыс. до н.э. - выделение славянского этноса из индоевропейской общности.

В VI веке славяне занимали пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

В VI веке из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь: русские украинцы, белорусы. В VI-VIII вв. восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины.


2.Хозяйство славян. Быт и нравы. Религиозные верования.

Сведения о хозяйстве восточных славянах историки извлекают из сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам, из археологических раскопок. Но нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие - нет.


-Как вы думаете, с чего надо начинать изучать историю наших предков? (Ученики высказывают предположения.)


Конечно, прежде всего, мы должны определить места проживания восточных славян. Известно, что на территории Восточно-Европейской равнины проживало 12-15 племенных союзов.


-Вспомним одну из самых первых русских летописей, дошедших до нас, как она называется («Повесть временных лет»)

- Кто и когда ее написал? (Ее написал монах Нестор в начале XII в.)


Слайд

Согласно известной древнерусской летописи «Повести Временных лет» существовало 12, по другим данным 15 восточнославянских племен. Племенной союз славян мог включать в себя 100-200 отдельных племен. «Повесть временных лет» дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его расселения.


Выполняем Задание 2. (Приложение 1.)

Работая с картой на стр. 28, 29 учебника и отрывком из «Повести временных лет», заполните таблицу «Расселение славян». Таблицу заполняем устно. Поднимаем руку и называем правильный ответ.

Слайд

Расселение славян

Название племени

Места расселения

Поляне

Среднее течение Днепра вокруг Киева

Северяне

К северу от полян по рекам Десне и Суле

Полочане

Между Западной Двиной и верховьем Днепра

Древляне

К северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра по течению и притокам реки Припяти

Дреговичи

Между Припятью и Двиной

Кривичи

Верховья Волги, Днепра и Западной Двины

Радимичи

в междуречье Днепра и Десны

Вятичи

по рекам Оке и Москве – вятичи;

Ильменские словене

Вокруг озера Ильмень

Название племени

Места расселения

Волыняне

Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям

Уличи

Южнее волынян между Днестром и Южным Бугом

Тиверцы

Западнее уличей, между Днестром и Прутом

Белые хорваты

Рядом с волынянами, между Тисой и Прутом


- Мы познакомились с летописной версией расселения наших предков. Но насколько достоверен рассказ летописца? Как можно проверить правдивость летописного текста? (Ответы учеников)


Вы правы, на помощь историкам пришла археология. Археологи обратили внимание на одно обстоятельство: глиняная посуда, топоры, наконечники стрел, орудия труда из раскопок, произведенных в разных областях, мало чем отличаются друг от друга, а вот височные кольца (особые украшения славянских женщин) - всегда различны.

На основании находок ученые решили составить две карты. На одну из них они нанесли границы племенных союзов, указанные в древней летописи, на другую - области распространения разных височных колец. И вот что интересно — эти контуры практически полностью совпали. Археологические данные подтвердили рассказ летописца.


Задание 3.

А) Изучите и прокомментируйте схему.


Основой хозяйственной жизни восточных славян являлось земледелие, которое развивалось в основном за счет освоения новых территорий.

Запишем. Основой хозяйственной жизни восточных славян являлось земледелие.


Слайд

Работы на земле состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохо̀й. Затем, выравнивали бороно̀й. После наступал самый ответственный этап – сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.

Запишем. Соха – широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники.


Слайд

По природно-климатическим условиям территория Древней Руси делилась на две зоны: лесостепную (на юге) и лесную (на севере).

На севере, в районе густых таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.


(Слайд) В южных районах, в лесостепи, ведущей системой земледелия, был перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали в течение 2-3 и более лет. С истощением земли переходили – «перекладывались» на новые участки. Орудие труда – рало, впоследствии – деревянный плуг с железным лемехом.


Запишем. В лесостепной зоне система земледелия - перелог, пахали плугом.

В лесной зоне – подсечно-огневая, использовали соху.


Выполняем следующее задание

Б) Какие сведения о занятиях славян мы можем получить из этого документа? (Ответы учеников)

Запишем. Значительную, роль в жизни славян играли речные и лесные промыслы: бортничество, рыболовство и охота на пушного зверя. Хорошо были развиты ремёсла: кузнечное, ювелирное и гончарное дело, обработка дерева и кожи, ткачество.


Быт и нравы.

Открываем учебник на стр.30, п. 3. Читаем. Вопросы:

1.Опишите внешний облик восточных славян?

2.Какие нравы существовали у восточных славян?

3.Расскажите, какие жилища строили славяне?

4.Почему в Древней Руси топили по черному?


(Слайд) Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы, топились по черному, дым уходил в отверстие в крыше. Причины, по которым топили избы по черному:

1. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом.

2. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат.

3. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.


Религиозные верования.

Как мы с вами уже выяснили, восточные славяне были язычниками. Запишем. Язычество – вера в существование многих богов и духов, многобожие.

Выполняем следующее задание.

В) Познакомьтесь с традиционными верованиями восточных славян; по слайдам на проекторе определите славянских богов и праздники, связанные с природными явлениями.


Слайды


Запишем: Капище – святилище – культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм.


Общины земледельцев. Соседи восточных славян.

Открываем учебник на стр.32, п.5. Читаем. Задание: охарактеризуйте систему управления восточных славян.

Далее, ученики отвечают на вопросы, учитель на проекторе составляет схему.


Вопросы:

-Как первоначально жили восточные славяне? (каждый своим родом и на своих местах)

-Что их объединяло? (кровное родство)

-Кто стоял во главе рода? (старейшина рода)

-Какие изменения произошли в общественной жизни славян? (родовую общину сменила соседская - вервь)

Вервь – от слова веревка, которой измеряли землю при разделах.

-Чем владели члены верви? (члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами)

-Какую роль в общественной жизни славян играло вече? (вече – общий совет, выбирали старейшин)

-Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян? (славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи)


Запишем:

-Вервь –община славян.

-Вече – народное собрание, решавшее важнейшие вопросы.

-Племенное ополчение – вооруженное формирование племени, состоящее из всех взрослых мужчин, во главе с военным вождем.


Соседи восточных славян.

Восточно-Европейская равнина до прихода восточных славян была уже заселена различными народами.

-Как вы думаете, как могли складываться отношения между восточными славянами и этими народами? (Ответы учеников)


Итак, отношения могли развиваться по нескольким сценариям:

1) некоторые восточнославянские племена подчинили себе малочисленные народы, заставили их платить дань;

2) часть славян платила дань более сильным соседским племенам;

3) славяне ассимилировались местными жителями.


На взаимоотношения славян и их соседей влияли различные факторы.

1. Уровень развития хозяйства.

2. Уровень цивилизации.

3. Территориальные притязания.


Задание. Работая с п.6 учебника, охарактеризуйте отношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Итак, у восточных славян с большинством народов и племен были добрососедские отношения. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы, выявляют причины; сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы; самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы, решают проблемные задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу; ведут диалог, грамотно строить монологическую речь.


5.Закрепление материала

Слайд

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Продолжите предложения.

1. Славянский этнос выделился из индоевропейской общности примерно … (II тыс. до н.э.)

2.Основными занятиями славянских племен были... (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество и ремесла).

3. Во время земледельческих работ славяне использовали... (соху, борону и серп).

4. Славяне поклонялись многим богам, т. е. были... (язычниками).

5. Высшим органом власти у славян было... (вече).

Прогнозируют результаты

уровня

усвоения

изучаемого материала.

6.Домашнее задание

§ 3. Вопросы: 1-6.

Рабочая тетрадь: § 3. Задания 4,8, 10, 11.

Принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания.


























Приложение 1.

Задание 1.

Значительные территории Европы и Азии издавна населяли народы, которые ученые называют индоевропейскими. Индоевропейцы - это древнее население, которое дало начало многим современным народам двух континентов Земли, а позднее, переплыв уже в Новое время Атлантику, Индийский и Тихий океаны, распространились в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах.

А когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, имели во внешнем облике общие черты и говорили на одном языке.

Большинство ученых считают, что такой прародиной стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский п-ов и предгорья Карпат, и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лиственных лесах, на покрытой мягкой изумрудной травой склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные речки, и складывалась древнеевропейская общность людей. Они пришли на смену человеку палеолита.

С юго-востока началось триумфальное распространение индоевропейцев по Евразии. Одни двинулись на запад и завладели просторами Европы до Антлантики. Другая их часть распространилась на север, восток и юго-восток. Они заняли север Европы и Скандинавский п-ов. Клин индоевропейских переселений врезался в среду обитания угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы, дальше которых индоевропейцы не пошли. На юге они продвинулись в Малую Азию, на Северный Кавказ, вышли на Иранское нагорье и расселились в Индии.

Былая общность стала распадаться. Из индоевропейцев выделилась восточная группа народов – индийцы, иранцы, армяне, такжики, жители нынешнего Афганистана и др. Западноевропейская группа – англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др. Славянская группа – это восточные, западные и южные славяне. Балтская группа – это прибалтийские народы: литовцы, латыши и др.

Однако, несмотря на это обособление, следы былой общности, глубины исторической памяти этих народов проглядываются повсюду. Во-первых, следы этого общего происхождения до сих пор сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, у славянских и иранских народов не мало общих слов и понятий: бог, хата, боярин, топор, собака, богатырь и многие другие. Во многих этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или название самой березы, и так от Балкан и до Индии.

Эта общность видна и в прикладном искусстве, например, в узорах вышивок, украшениях на глиняных сосудах – повсюду использование ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился культ лосей и оленей, хотя, как известно, в Иране, Индии, Греции эти животные не водятся. Много общего у этого народа и в религиозных культах. Так, известный славянский бог Перун – громовержец сродни литовскому Перкунасу, древнеиндийскому – Парджанье, кельтскому – Перкуниа, и сам он часто напоминает главного греческого бога Зевса.

Время выделения славянского этноса (балтославян: венедов, антов, склавинов) из огромной индоевропейской общности, большинство ученых датируют II тыс. до н.э.

Из первоначальных мест расселения славяне начали движение в разные стороны. Часть переместилась к северо-западу, вдоль реки Эльбы, другая часть осваивала Восточно-Европейскую равнину, третья же, продвигаясь на юг, достигла Дуная, то есть границы Византии.

Таким образом, в VI веке славяне занимали пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

Итак, к концу так называемого «Великого переселения народов» (ІІІ-VІІ вв. н.э.) славяне занимали огромную территорию Центральной и Восточной Европы и представляли собой единый суперэтнос. Однако на рубеже ѴП-ѴІІІ вв. н.э. этот суперэтнос под воздействием, как внутренних, так и внешних факторов, в частности острой борьбы с воинственными германскими племенами, распался на три больших и относительно локальных группы: западных, восточных и южных славян.

Группы славянских племен:

-Западные: чехи, поляки, словаки, полабские племена, жившие к востоку от реки Лабы (Эльбы), поморские племена, расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

-Южные – болгары, сербы, хорваты и другие, заселившие часть Балканского полуострова.

-Восточные – предки трех родственных народов: русского, украинского белорусского.

Первые достоверные сведения о славянах, известных нам под именем склавинов и антов, относятся только к VI веку н.э., когда были созданы знаменитые трактаты Прокопия Кесарийского, Маврикия, Иордана и ряда других известных византийских и западноевропейских хронистов.

Прокопий Кесарийский «Война с готами»:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и тоже.»

Маврикий «Стратегикон»:

Характерной чертой славян византийцы считали любовь к свободе: «их ни коим образом нельзя склонить к рабству или подчинить в своей стране»; «попавшим к ним на войне пленникам они предлагали на выбор: за выкуп вернуться на родину или оставаться среди славян «на положении свободных и друзей».

Вопросы:

1.Где была древняя прародина индоевропейцев?

2.Определите период выделение славянского этноса из индоевропейской общности.

3.Назовите группы славянских племен и период их образования; какую территорию они занимали?

4.Когда появились первые сведения о славянах в трудах византийских хронистов?

5.Какой вывод вы можете сделать об общественном строе, образе жизни и религии славян, познакомившись с выдержками из трактатов византийских хронистов.


Задание 2.

Работая с картой на стр. 28, 29 учебника и отрывком из «Повести временных лет», заполните таблицу «Расселение славян»

По среднему течению Днепра, вокруг города Киева, жили поляне; к северу от полян по рекам Десне и Суле – северяне; между Западной Двиной и верховьем Днепра - полочане; к северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра по течению и притокам реки Припяти – древляне; между Припятью и Двиной – дреговичи; в верховья Волги, Днепра и Западной Двины – кривичи; в междуречье Днепра и Десны – радимичи; по рекам Оке и Москве – вятичи; вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене); западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям – волыняне; южнее волынян между Днестром и Южным Бугом – уличи; западнее уличей, между Днестром и Прутом – тиверцы; рядом с волынянами, между Тисой и Прутом – белые хорваты.

Самоназвания племён восточных славян обычно были связаны с той местностью, где они проживали. Древля̀не - живущие в лесах. Дреговичѝ – от «дрыгва̀» – болото, живущие в болотистой местности. Бужа̀не – от названия реки Буг.

Расселение славян

Название племени

Места расселения

Поляне


Северяне


Полочане


Древляне


Дреговичи


Кривичи


Радимичи


Вятичи


Ильменские словене


Волыняне


Уличи


Тиверцы


Белые хорваты



Задание 3.

А) Изучите и прокомментируйте схему.



Б) Какие сведения о занятиях славян мы можем получить из этого документа?

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, гречиха и просо. Хлеб был главной пищей, поэтому зерно называли житом – от слова «жить». Среди огородных культур наибольшее распространение получили репа, редька, капуста, свекла и морковь.

Помимо земледелия у восточных славян хорошо было развито скотоводство: разводили свиней, овец, кур, крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Коневодство со временем превратилось в одно из важных хозяйственных занятий.

Значительную, роль в жизни славян играли речные и лесные промыслы: бортничество, рыболовство и охота на пушного зверя. Леса, особенно северные, были богаты медведями, волками, лисицами, куницами, бобрами, соболями, белками. В это время сложился такой вид охоты как добыча пушного зверя (соболь, куница). Шкурки зверей, прежде всего куницы (куны), служили в качестве денег. На пушнину выменивались нужные товары. Ценные меха шли на обмен, на продажу в ближайшие страны, в том числе в Византию.

Начиная с весны и до глубокой осени, славяне занимали сбором меда диких пчел - бортничеством – от слова борть – лесной улей. Оно давало много меда, воска, который также высоко ценился при обмене и торговле.

Выращивались технические культуры – лен, конопля, которые шли на изготовление одежды.

У восточных славян были хорошо развиты ремёсла: кузнечное, ювелирное и гончарное дело, обработка дерева и кожи, ткачество.


В) Познакомьтесь с традиционными верованиями восточных славян; по слайдам на проекторе определите славянских богов и праздники, связанные с природными явлениями.

Главные боги славянского Олимпа: Ярило – бог Солнца; Перун – бог грома, молнии, войны; Стрибог – бог ветра; Волос или Велес – покровитель скотоводства; Сварог – бог неба; богиня земли и плодородия – Мокошь. Мать Земля-сыра тоже почиталась как божество.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлениями о существовании загробного царства. Именно оттуда приходили к людям злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегающие человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговарами, оберегами, амулетами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отожествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя – домового, чура – защитить его и говорил: Чур меня, чур меня!»

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.

Уже накануне нового года (год у славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали лучины, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе.

Другой праздник, совпадавший с природными явлениями, отмечали в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, празднование возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась Масленица с ее блинами, напоминающих солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Новый всенародный праздник приходился на 23 июня, и называли праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды, и начиналась русальная неделя. Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Ночью вспыхивали купальные костры, через которые прыгали юноши и девушки. В купальные ночи совершались так называемые умыкание девиц, когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Важное место в религии древних славян занимал культ предков.

Славяне не строили храмов. Они поклонялись богам в священных рощах, у священных дубов, где устанавливали деревянные или каменные изображения богов – идолы. Такие культовые места назывались капище. У славян не было жрецов, но были волхвы и кудесники - люди умевшие предсказывать будущее, колдовать, общаться с богами.

Несмотря на то, что население Руси было язычниками, наше зарождавшееся государство уже отличалась большой веротерпимостью. Уже в то время на Руси свободно справляли религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских и чешских земель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!