СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое и поурочное планирование учебного материала в 10 классе

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  И  ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА  В  10  КЛАССЕ 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Тематическое и поурочное планирование учебного материала в 10 классе»


ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 10 КЛАССЕ



Дата


Тема урока

Виды деятельности

Домашнее задание


Введение (1 ч) ()

1/1

07.09

Структура и масштабы Вселенной.. Далёкие

глубины Вселенной

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы

Вселенной;


§ 1, 2

Астрометрия (5 ч)

2/1


14.09

Звёздное небо. Небесные координаты

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии:

- кульминация и высота светила над горизонтом;

-прямое восхождение и

склонение;

- сутки;

- отличие между новым и старым стилями;

- величины:

- угловые размеры Луны и Солнца;

- даты равноденствий и солнцестояний;

- угол наклона эклиптики к экватору;

- соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов;

- продолжительность года;

- число звёзд, видимых невооружённым взглядом;

- принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;

- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца

- использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;

в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

- географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертёж в соответствии

с условиями задачи;

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по

Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с

Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орёл (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пёс (с Сириусом)

§ 3

3/2

21.09

Видимое движение планет и солнца.

§ 4

4/3

28.09

Движение Луны и Затмения

§ 5

5/4

05.10

Время и календарь

§ 6

6/5

12.10

Астрометрия

§ 7

Небесная механика (3 ч) ()

7/1

19.10

Система мира

- понятия:

- гелиоцентрическая система мира;

- геоцентрическая система мира;

- синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая скорость;

- вторая космическая скорость;

- способы определения размеров и массы Земли;

- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

§ 8

8/2

26.10

Законы Кеплера

движения планет

§ 9

9/3

09.11

Космические скорости

и межпланетные перелёты

§ 10, 11

Строение Солнечной системы (7 ч) ()

10/1

16.11

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

- происхождение Солнечной системы;

- основные закономерности в Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);

- общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;

- определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

§ 12

11/2

23.11

Планета Земля

§ 13

12/3

30.11

Луна и её влияние на Землю

§ 14

13/4

07.12

Планеты земной группы

§ 15

14/5

14.12

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

§ 16

15/6

21.12

Малые тела Солнечной системы

§ 17

16/7

28.12

Современные представления о происхождении Солнечной системы

§ 18

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17/1


Методы астрофизических Исследований

- основные физические характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура;

- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;

- основные проявления

солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости;

- пульсирующие и взрывающиеся звезд;

- порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год;

- важнейшие закономерности мира звёзд;

- диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»;

- способ определения масс двойных звёзд;

- основные параметры состояния звёздного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние;

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

- светимость,

- абсолютная звёздная величина;

- устройство и назначение телескопа;

- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов

- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

- решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;

- анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца

§ 19

18/2


Солнце

§ 20

19/3


Внутреннее строение и источник энергии Солнца

§ 21

20/4


Основные характеристики звёзд

§ 22–23

21/5


Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

§ 24–25

22/6


Новые и сверхновые звёзды

§ 26

23/7


Эволюция звёзд

§ 27

Млечный путь (3 ч)

24/1


Газ и пыль в Галактике

- понятие туманности;

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;

- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд

§ 28

25/2


Рассеянные и шаровые звёздные скопления

§ 29

26/3


Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

§ 30

Галактики (3 ч) ()

27/1


Классификация галактик

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- основные типы галактик, различия между ними;

- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе

§ 31

28/2


Активные галактики и квазары

§ 33

29/3


Скопления галактик

§ 33

Строение и эволюция Вселенной (2 ч) ()

30/1


Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

- связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- что такое фотометрический парадокс;

- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной;

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели Вселенной

- использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

§ 34, 35

31/2


Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

§ 36

Современные проблемы астрономии (3 ч) ()

32/1


Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;

- что исследователи понимают под тёмной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

- условия возникновения планет около звёзд;

- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной;

- проблемы поиска внеземных цивилизаций;

- формула Дрейка

- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами

§ 37

33/2


Обнаружение планет возле других звёзд

§ 38

34/3


Поиск жизни и разума во Вселенной

§ 39

35/4


Тестовая работа




§ 1 – 39


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!