№ | Дата | Тема урока | Виды деятельности | Домашнее задание |
Введение (1 ч) () |
1/1 | 07.09 | Структура и масштабы Вселенной.. Далёкие глубины Вселенной | - что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структуру и масштабы Вселенной; | | § 1, 2 |
Астрометрия (5 ч) |
2/1 | 14.09 | Звёздное небо. Небесные координаты | - что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере: - горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, - небесный экватор, - эклиптика, - зенит, - полюс мира, - ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями; - величины: - угловые размеры Луны и Солнца; - даты равноденствий и солнцестояний; - угол наклона эклиптики к экватору; - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; - продолжительность года; - число звёзд, видимых невооружённым взглядом; - принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; - причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца | - использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орёл (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пёс (с Сириусом) | § 3 |
3/2 | 21.09 | Видимое движение планет и солнца. | § 4 |
4/3 | 28.09 | Движение Луны и Затмения | § 5 |
5/4 | 05.10 | Время и календарь | § 6 |
6/5 | 12.10 | Астрометрия | § 7 |
Небесная механика (3 ч) () |
7/1 | 19.10 | Система мира | - понятия: - гелиоцентрическая система мира; - геоцентрическая система мира; - синодический период; - звёздный период; - горизонтальный параллакс; - угловые размеры светил; - первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения | - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | § 8 |
8/2 | 26.10 | Законы Кеплера движения планет | § 9 |
9/3 | 09.11 | Космические скорости и межпланетные перелёты | § 10, 11 |
Строение Солнечной системы (7 ч) () |
10/1 | 16.11 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | - происхождение Солнечной системы; - основные закономерности в Солнечной системе; - космогонические гипотезы; - система Земля–Луна; - основные движения Земли; - форма Земли; - природа Луны; - общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); - общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность); - спутники и кольца планет-гигантов; - астероиды и метеориты; - пояс астероидов; - кометы и метеоры | - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | § 12 |
11/2 | 23.11 | Планета Земля | § 13 |
12/3 | 30.11 | Луна и её влияние на Землю | § 14 |
13/4 | 07.12 | Планеты земной группы | § 15 |
14/5 | 14.12 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | § 16 |
15/6 | 21.12 | Малые тела Солнечной системы | § 17 |
16/7 | 28.12 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | § 18 |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
17/1 | | Методы астрофизических Исследований | - основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; - основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; - основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: - спектры, - температуры, - светимости; - пульсирующие и взрывающиеся звезд; - порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; - единицы измерения расстояний: - парсек, - световой год; - важнейшие закономерности мира звёзд; - диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»; - способ определения масс двойных звёзд; - основные параметры состояния звёздного вещества: - плотность, - температура, - химический состав, - физическое состояние; - важнейшие понятия: - годичный параллакс, - светимость, - абсолютная звёздная величина; - устройство и назначение телескопа; - устройство и назначение рефракторов и рефлекторов | - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; - решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»; - находить на небе звёзды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого Пса, - альфы Тельца | § 19 |
18/2 | | Солнце | § 20 |
19/3 | | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | § 21 |
20/4 | | Основные характеристики звёзд | § 22–23 |
21/5 | | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | § 24–25 |
22/6 | | Новые и сверхновые звёзды | § 26 |
23/7 | | Эволюция звёзд | § 27 |
Млечный путь (3 ч) |
24/1 | | Газ и пыль в Галактике | - понятие туманности; - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, - инфракрасный телескоп; - оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; - находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | § 28 |
25/2 | | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | § 29 |
26/3 | | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | § 30 |
Галактики (3 ч) () |
27/1 | | Классификация галактик | - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | § 31 |
28/2 | | Активные галактики и квазары | § 33 |
29/3 | | Скопления галактик | § 33 |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) () |
30/1 | | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | - связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; - что такое фотометрический парадокс; - необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; - понятие «горячая Вселенная»; - крупномасштабную структуру Вселенной; - что такое метагалактика; - космологические модели Вселенной | - использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | § 34, 35 |
31/2 | | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | § 36 |
Современные проблемы астрономии (3 ч) () |
32/1 | | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | - какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; - что исследователи понимают под тёмной энергией; - зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; - условия возникновения планет около звёзд; - методы обнаружения экзопланет около других звёзд; - об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; - проблемы поиска внеземных цивилизаций; - формула Дрейка | - использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами | § 37 |
33/2 | | Обнаружение планет возле других звёзд | § 38 |
34/3 | | Поиск жизни и разума во Вселенной | § 39 |
35/4 | | Тестовая работа | | | | § 1 – 39 |