№п\п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока, его форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Задание для индиви дуальной работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Введение (1 час) |
1.1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. | 1 (1) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | Знать: - роль профессионального самоопределения в жизни человека; - основные разделы программы курса; - понятие личного профессионального плана; - основные структуры личного профессионального плана; Уметь: - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; - составлять личный профессиональный план | Задание 1.1 |
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) |
2.1 | Память | 1 (2) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. | Знать: - определение понятия «память»; - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); - виды памяти; - особенности отдельных приемов запоминания. Уметь: - использовать приемы запоминания в конкретных случаях. | Задание 2.1 |
| Внимание | 1 (3) | Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач | Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности | Знать: - определение понятия «внимание»; - качества внимания; - виды внимания. Уметь: - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям | Задание 2 |
| Формы чувственного познания | 1 (4) | Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра | Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий | Знать: - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение» Уметь: - объяснить, как происходит познание окружающего мира; - анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира | Задание 2.3 – 2.6 |
| Мышление | 1 (5) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. | Знать: - определение понятия «мышление»; - типы мышления; - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение) - основные операции мышления: - основные качества мышления. Уметь: - использовать основные операции мышления при решении логических задач | Задание 2.7 |
| Интеллекту- альная сфера | 1 (6) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. | Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) | Знать: - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект» -типы интеллекта. | Задание 2.8 |
| Способности личности | 1 (7) | Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей | Знать: - понятие «способности»; - виды способностей: общие и специальные; - разновидности специальных способностей. - условия развития специальных способностей. Уметь: - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности | |
3. Психология личности (6 часов) |
3.1 | Типы нервной системы. Темперамент | 1 (8) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. | Знать: - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; - типы нервной системы и их различия; - типы темперамента. Уметь: - характеризовать типы темперамента человека по его поведению; - характеризовать чвой тип нервной системы; - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик | Задания 3.1 – 3.5 |
| Характер и самооценка | 1 (9) | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки. | Знать: - определение понятий «характер» «самооценка» - виды черт характера. Уметь: - соотносить поведение человека с его чертами характера - выявлять уровень собственной самооценки | Задания 3.6 – 3.10, 3.12 |
3.2 | Самоопределение личности | 1 (10) | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа | Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение | Знать: - определение понятия «самоопределение личности»; - виды самоопределения - определение понятия «профессиональное самоопределение» Уметь: - называть свои ценностные ориентации | Задание 3.11 |
| Мотивационная сфера | | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей | Знать: - определение понятия «мотив», «мотивация»; - определение понятия «потребность»; - виды потребностей. Уметь: - выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений | Задание 3.13 |
3.3 | Общение | 1 (12) | Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. | Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. | Знать: - определение понятия «общение»; - определение понятия «деловое общение»; - признаки делового общения Уметь: - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик; - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях | Задания 3.14 |
| Конфликты | 1 (13) | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | Знать: - определение понятия «конфликт»; - виды конфликтов; - способы разрешения конфликтов. Уметь: - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях | Задания 3.15 3.16 |
4. Мир профессий (10 часов) |
4.1 | Профессия, специальность специализация квалификация | 1 (14) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | Знать: Этапы профессионального самоопределения; - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией; - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» | |
| Характеристика труда | 1 (15) | Урок усвоения новых знаний. Лекция | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий | Знать: - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда» Уметь: - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»; - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий | Задание 4.1 |
4.2 | Классифи-кация профессий | 1 (16) | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа | Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову | Знать: -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова Уметь: - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» | |
| Формула профессии. Профессио-грамма. | 1 (17) | Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа | Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма. | Знать: - определение понятия «профессиограмма» Уметь: - составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова; - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии | Задание 4.2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | 1 (18) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа | Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся | Знать: - основные типы профессий; - ведущий предмет труда каждого типа профессии Уметь: - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии | Задания 4.3 – 4.6 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 (19) | Урок усвоения навыков и умений.эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» | Знать: - характеристику профессий типа «человек - человек»; - подтипы профессий типа «человек - человек»; - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК); - ПВК профессий типа «человек - человек». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек». | |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 (20) | Урок усвоения навыков и умений.эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - техника»; - подтипы профессий типа «человек - техника»; - ПВК профессий типа «человек - техника». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника». | |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 (21) | Урок усвоения навыков и умений.эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»; - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»; - ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система». | |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 (22) | Урок усвоения навыков и умений.эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». | Знать: - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа». - ПВК профессий типа «человек - природа». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа». | |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 (23) | Урок усвоения навыков и умений.эвристический семинар | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». | Знать: - характеристику профессий типа «человек – художественный образ». - подтипы профессий типа «человек – художественный образ». - ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ». | |
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) |
5.1 | Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | 1 (24) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности | Знать: - определение понятий «склонности», «интересы» | |
| Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | 1 (25) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере | Задания 5.1, 5.2 |
5.2 | Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу) | 1 (26) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность | Знать: - определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». - виды профессиональной пригодности, их сущность. Уметь: - пояснять сущность профессиональной пригодности. | |
| Возможности личности в профессио-нальнойдеятельности (могу) | 1 (27) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся | Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор | Уметь: - обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор | Задание 5.3 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | 1 (28) | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра | Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». - Компоненты и субъекты рынка труда. Уметь: - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда | |
5.4 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» | 1 (29) | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») | Знать: - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда | |
5.5. | Мотивацион-ные факторы выбора профессии | 1 (30) | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | Знать: - мотивационные факторы выбора профессии. Уметь: - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал | |
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа) |
6.1 | Карьера. Виды карьеры | 1 (31) | Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач | Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры | Знать: - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»; - отличительные признаки различных видов карьеры. Уметь: - проектировать варианты своей будущей карьеры | |
| Профессио-нальный рост | 1 (32) | Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы | Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста | Знать: - определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры» Уметь: - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры; - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры | |
7. Обобщение (2 часа) |
7.1 | Зачет | 1 (33) | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование | Обобщение изученного теоретического материала | | Задание 7.1 |
| Построение личного профессио-нального плана | 1 (34) | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика | Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта | Уметь: - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»; - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии | Задание 7.2 |