СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст к презентации "Гжельская майолика"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст к презентации "Гжельская майолика"»

2слайд

Гжельская майолика. Художественные изделия из керамики. Узоры и орнаменты Гжели

Гжель занимает особое место в истории русской керамики. Именно Гжель стала центром народного керамического искусства. Гжельские гончары несли глубокие традиции гончарного искусства и повсеместно основывали керамические предприятия. Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури.

3слайд

Гжельская майолика — это начало истории развития народной художественной керамики в России. Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники.

4 слайд

Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидное тулово с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине тулова-диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на «плече» дисковидных сосудов, то на самой поверхности их. Изображали мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мам с детьми. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами.

5 слайд

В эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали о себе знать лишь в середине XVIII в.
Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу гребенщиковской посуды принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с прекрасными синими рисунками. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуд

Роспись посуды на заводе Гребенщикова ориентировалась на образцы фаянса из Голландии. Голландский (делфтский) фаянс был эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской. Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: имитация морских раковин, причудливые растения (рокайльные завитки), стилизованные корзины с цветами. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши (терины), блюда, лотки. В основе лежал принцип крупного декоративного рисунка на светлом фоне.
Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды — белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения.
Высокие образцы майолики завода Гребенщикова делались на заказ, использовались при императорском дворе и в домах аристократии. Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России — Гжели.

6 слайд

Гжельская майолика интересна своей росписью, выполненной в манере, близкой лубку. Каждая картинка — плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного. Но с чутьем художника, понимающего цветовую гармонию и создающего мастерские композиции. В гжельских рисунках отразились архитектурные мотивы, животный и растительный мир, иногда человеческие фигуры. Но более всего — птицы, столь любимые народным искусством.

7слайд

Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика — сопровождать изображение надписями и именами мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам известны таких мастера Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун.

8 слайд

Особую область гжельской майолики составляет скульптура. Она столь же своеобразна, как и посуда, необычайно жизненна и остроумна. Образы, выполненные с высокой степенью обобщения, взяты из реального быта своего времени. Гжельская мелкая пластика способствовала развитию декоративно-прикладного искусства и появлению множества фарфоровых фигурок и композиций не только на гжельских, но и других русских фарфоровых заводах.

11 слайд

Любой предмет, прежде чем появиться на свет, сначала до мельчайших подробностей продумывается и рисуется художником. Затем, по рисунку, создается заготовка для будущего шедевра. Для этого из гипса вытачивается форма. Потом в нее заливается жидкая масса фарфоровая или майолика, которая постепенно затвердевает. Любопытно, что форма изготавливается именно из гипса еще и потому, что он способен впитать в себя излишки жидкости, отчего изделие становится максимально прочным. Каждая деталь будущего сувенира, подноса или сахарницы из гжели (например, крышечки, ручки и пр.) заливаются в отдельные формы. А затем мастера их очень аккуратно склеивают.

12 слайд

Следующим этапом становится подготовка к собственно росписи. Каждый предмет скрупулезно зачищают особым ножичком, а затем шлифуют. Если в изделии были склейки элементов, то швы замывают, а специальным поролоновым валиком делают поверхность идеально гладкой. Затем изделие отправляется в печь на первый обжиг. Длится он, в среднем, восемь часов.

13 слайд

После обжига предметы проверяют на наличие брака. Для этого каждое из них по очереди опускают в красный раствор фуксина. Изделия становятся розовыми, а все швы и трещинки, если они были некачественно замазаны и зачищены, проявляются ярко-розовым цветом. Если дефект небольшой, то его исправляют, если исправить не удается, то предмет отправляется на переплавку.

14 слайд

Это самый красивый этап работы, который всегда выполняется вручную и обязательно только самыми опытными мастерами. Рисунок наносится специальной краской: окисью кобальта, которая на самом деле очень темного, почти черного цвета. И нужно обладать истинным талантом, нанося узоры одним колором так, чтобы после обжига они стали не просто синими, а вобрали в себя все оттенки этого цвета.

15 слайд

На финальной стадии изделия из гжели окунают в горячий парафин, а затем в глазурь. И после этого изделия отправляются в печь на второй обжиг. После 18 часов, проведенных в печи, на свет появляется та самая, великолепная и неподражаемая гжель. Фантастическая, с белоснежным фоном и всеми мыслимыми оттенками и переходами от светло- к темно-синему цвету.

На фабриках в основном работают женщины: труд кропотливый, требующий особого внимания. Почти все операции проводятся вручную и должны быть проделаны с максимальной точностью.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!