СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование - как одна из форм оценивания планируемых результатов начального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестирование-одна из форм оценивания планируемых результатов начального образования. Данная статья полезна для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Тестирование - как одна из форм оценивания планируемых результатов начального образования.»

Белобородова Ольга Анатольевна

МБОУ СОШ №4 г. Бирск


ТЕСТИРОВАНИЕ - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.



Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса. От его организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются как достоинства, так и недостатки знаний и умений учащихся, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, являются тесты.

Работая в школе, я обратила внимание на то, что средства контроля над качеством обученности не совершенны. Недостаточно только контрольных, самостоятельных работ, устных опросов для проверки знаний учащихся, для объективной их оценки. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы разнообразить формы проверки УУД, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на уроки. Особое место в структуре учебной деятельности должно отводиться тестовой технологии.

Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий необходимо учитывать следующее:

  1. формулировка задания идеально простая – чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания;

  2. нельзя включать ответы, направленность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;

  3. задания краткие, без лишних, не несущих информацию слов;

  4. только один ответ может быть правильным;

  5. дополнять в предложении необходимо наиболее важное;

  6. для ответов отводится столько места, сколько необходимо для его записи.

В своей работе с тестами учитель может использовать задания таких видов:

- задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;

- задания на установления соответствия или закономерности;

- задания, требующие краткого ответа;

- задания, требующие развернутого ответа.

Актуальность выбора данных видов заданий определяется возрастными особенностями детей, направлением на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основ логического мышления, на приобретение начального опыта применения в повседневной жизни знаний, полученных при изучении предмета.

Задание с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.

Даны вопрос и варианты ответов. Задача ученика: прочитать вопрос, проанализировать предложенные варианты ответов, выбрать тот, который, с его точки зрения, правильный, и отметить его. При работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные – выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы;

познавательные – структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Задания на установление соответствия или закономерности.

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений систематизировать свои знания. При работе с заданиями такого типа происходит также формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения материала, оценка результата;

познавательные – структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, построение логической цепочки рассуждений;

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Задания, требующие краткого ответа. Задания, требующие развёрнутого ответа.

Задания этих типов предназначены для развития письменной речи учащихся, умения дать правильный ответ. Также при работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные – определение последовательности действий, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы;

познавательные – выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение высказывания в письменной форме, рефлексия способов и условий действия, построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Использование тестовой формы контроля достижения предметных результатов обеспечивает:

- формирование у учащихся осознанного выполнения учебных заданий на всех этапах усвоения материала и навыков самоконтроля;

- получение информации об уровне усвоения знаний, о сформированности умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике; помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;

- каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом.

В своей работе использую тестовый контроль трёх видов:

Текущий (промежуточный) контроль проводится, как правило, после изучения нового материала, поэтому предлагаются тесты небольшие по объёму. Младшим школьникам предоставляется право свободного выбора, т.к. это способствует развитию таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности. Учитель предлагает три варианта заданий различной степени трудности. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.

Тематический контроль предназначен для заключительного контроля, после изучения определённой темы, его использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такие тестовые задания включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Итоговый контроль осуществляется во время повторения и обобщения знаний и умений в конце каждой четверти и учебного года.

Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию. Эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

  Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестовые задания в своей практике, мы проанализировали, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. 

Таким образом, применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно. Многие согласятся с мнением, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо  методически грамотно и разумно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!