СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование как современное средство контроля по физике.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО о применении тестирования на уроках физики.Подготовка к  итоговым тестам

Просмотр содержимого документа
«Тестирование как современное средство контроля по физике.»

Тестирование как современное средство контроля по физике.

В последнее десятилетие получили распространение и другие методы проверки знаний, в первую очередь, - тестирование. Появление и использование его в учебном процессе не случайно. Оно большей частью связано с постоянным поиском наиболее совершенного, объективного, эффективного способа проверки, который позволил бы комплексно решить проблемы контроля.

Тесты долгое время считались основой психологической и социологической диагностики.

Несмотря на некоторый запрет в употреблении термина «тестирование» в советский период, тесты использовались в учебном процессе. Хотя иногда и носили иное название. Так в 70-е годы XX века были широко распространены программируемые задания. Использовались они и при обучении физике. Большое распространение получили тесты в связи с введением ЕГЭ. Этот факт послужил поводом для появления в продаже всевозможных тестов по различным учебным дисциплинам, в том числе и по физике.

Однако далеко не все педагоги положительно относятся к идеи широкого распространения тестирования в учебном процессе. Проведенный среди учителей физики средних школ и преподавателей физических и физико-математических факультетов педагогических вузов показал, что достаточно часто тесты в своей практике используют 19% педагогов, 41% учителей средних школ и преподавателей вузов используют тестирование не чаще только для осуществления быстрой проверки усвоения основных понятий, формул, законов, и 40% опрошенных не используют вообще тесты в своей работе. Только 9% опрошенных считают тестирование достаточно эффективным и объективным методом контроля.

Тем не менее, тесты имеют определенные достоинства, среди которых можно отметить:

  1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя. На роль исполнителя, проводящего тестирование можно подготовить даже лаборанта со средним образованием: он с успехом раздаст тестовый материал и проверит результат с помощью матрицы ответов; в компьютерном же тестировании достаточно уметь запустить тестовую программу и объяснить тестируемым, как ею пользоваться, обработку результатов тестирования сделает компьютер. Однако, для комплексного заключения необходим специалист с полноценным высшим образование по соответствующей дисциплине. Кроме того, при использовании тестов для повторения, закрепления учебного материала, развития когнитивных способностей на роль консультанта и руководителя учебным процессом необходим высококвалифицированный специалист.

  2. Оперативность и экономичность. Тестированию одновременно подвергается большая группа учащихся, тест состоит из достаточно большого числа заданий, позволяющих охватить всю тему или раздел по изучаемой дисциплине. Это позволяет значительно сэкономить время и получить показатели уровня усвоения достаточно большого объема учебного материала.

  3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как "измерительный инструмент", дающий качественную и количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям, навыкам) в данной области.

  4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50% из максимально возможного количества баллов. Для достижения такого результата тесты подвергают экспертной оценке.

  5. Надежность результатов тестирования. Устраняет возможность попадания "несчастливого" билета, возможность случайной ошибки или незнания именно этого вопроса, так как большое количество вопросов позволяет объективно оценить знания по всему разделу.

  6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятого экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия.

  7. Возможность компьютеризации. Это не просто дополнительное удобство, сокращающее рутинную работу преподавателей. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования. Компьютеризация предполагает мощных информативных "банков тестовых заданий". Выбор заданий производится самой компьютерной программой с помощью генератора случайных чисел. Кроме того, компьютеризация дает возможность использовать тесты не только для контроля знаний и диагностики уровня подготовленности учащихся, но и в процессе повторения и закрепления учебного материала, для развития ассоциативно-логического, логического, визуально-образного мышления.

Эти достоинства отмечены многими исследователями использования педагогического тестирования в учебном процессе.

Использование компьютера позволяет создать нелинейную разветвленную структуру тестирования, позволяющую использовать тестовые задания для реализации не только контролирующей функции в процессе обучения. Компьютер позволяет реализовать некоторые аспекты тестирования, реализация которых в бланочном виде затруднена. К особенностям компьютерного тестирования относится возможность использовать в процессе работы наводящие (обучающие) вопросы для ответа на основной вопрос. Система наводящих вопросов должна быть тщательно продумана для того, чтобы эти тесты были бы действительно обучающим. с применением компьютеров представляется возможным реализовать вариант адаптивного тестирования - когда степень трудности предъявляемого задания зависит от результатов выполнения предыдущих заданий.

Поскольку каждый из методов проверки знаний и умений имеет свои достоинства и недостатки и позволяет эффективно проверить лишь определенный круг знаний и умений, нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному из них; целесообразно лишь оптимальное их сочетание. Но важно учитывать важную роль индивидуального опроса, без которого нет полноценного контроля знаний и умений учащихся.

Традиционные формы и методы контроля при обучении физике.

В настоящее время сложилось представление о традиционных и инновационных формах и методах контроля знаний. Традиционные – это формы и методы контроля знаний, используемые в процессе обучения на протяжении нескольких десятилетий. К инновационным относится, в основном, метод тестирования, получивший широкое распространение в последние годы.

Традиционные методы проверки знаний и умений учащихся при обучении физике делятся на три основных класса: устная проверка, письменная проверка и проверка практических умений. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Устная проверка осуществляется в двух формах – фронтальный опрос и индивидуальный опрос. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. При фронтальном опросе учитель может проверить знание основных понятий, законов, формул у достаточно большого числа учащихся, задавая вопросы, требующие кратких ответов. Однако такая форма проверки не дает представления о мыслительной деятельности учащихся и глубине их знаний, не выявляет умения применять знания на практике.

Индивидуальный опрос позволяет выявить знания нескольких учащихся - то есть определить на сколько качественно и глубоко усвоен учебный материал, одновременно обучая их вести связный рассказ, анализировать, классифицировать процессы и явления.

Письменный метод проверки знаний и умений осуществляется с помощью контрольных, самостоятельных работ разной продолжительности от 10 – 15 минут до целого урока, физических диктантов, физических сочинений и рефератов. Письменные работы дают возможность проверить знания учащихся всего класса; особенно ценны они для выяснения умения решать задачи, оперировать наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и др. Однако объем материала, проверяемого в процессе письменной контрольной работы, ограничен. Кроме того, проверка письменных работ требует много времени. Физические диктанты не требуют больших временных затрат. Однако с их помощью целесообразно осуществлять лишь проверку способности учащихся репродуцировать небольшие единицы учебного материала.

Проверка практических умений учащихся при обучении физике проводится в виде экспериментальных работ. К ним относятся

  • кратковременные опыты на уроке;

  • фронтальные лабораторные работы;

  • работы физического практикума;

  • самостоятельное домашнее экспериментирование.

Все перечисленные методы практической работы отличаются друг от друга количеством затраченного времени и степенью самостоятельности учащихся.

Кратковременные опыты, как правило, используются на начальных этапах обучения физике и проводятся под непосредственным контролем учителя. Часто они могут проводиться по принципу «делай как я». Этот вид учебной деятельности закрепляет ранее полученные знания, развивает практические умения учащихся, позволяет проверить способность учащихся осуществлять физический эксперимент.

Во время фронтальных лабораторных работ весь класс выполняет одну и ту же практическую работу по ранее изученной теме. На этом этапе осуществляется проверка умения применять полученные знания на практике, анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы по результатов проведенного эксперимента. Учитель на этом этапе осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности и правил выполнения эксперимента.

Работы физического практикума проводятся, как правило, в конце учебного года в 9 – 11 классах. Их цель проверить знания учащихся, полученные ими в течение года, и умения применять их на практике. В физический практикум входят несколько лабораторных работ (5 или 10), который наиболее качественно и объективно позволяют проверить практические умения по изученному курсу.

Самостоятельное экспериментирование предполагает выполнение физических опытов самостоятельно, вне урока, чаще всего дома. Этот вид деятельности учащихся позволяет оценить их способность самостоятельно составлять план экспериментального исследования, организовывать его, проводить опыт, анализировать полученные результаты и делать выводы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!