Повышение интереса к урокам физкультуры у младших школьников посредством спортивных декад
Неупокоева П.Н., студентка 4КП группы,
Руководитель: Прожерина Н.И.,
Преподаватель
Актуальность темы. В последнее время в практике школьного физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к учению, необходимой для систематической учебной работы. Как говорил известный учёный Е.П.Ильин, «если школьнику интересно на уроках физической культуры, то у него не только углубляется интерес к любимому упражнению, но и появляется интерес к другим упражнениям, которые тоже начинают приобретать для него определённый смысл, значимость». [13]
Поэтому интерес является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности (когда человеку интересно, не надо заставлять себя напрягаться) либо, наоборот стимулирует волевое усилие человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремлённость [7].
Процесс формирования интереса к занятиям физической культуры у школьников должен включать воспитание у них социально – значимых мотивов занятий и мотивов долженствования. Интересы школьников должны подстраиваться подтягиваться к интересам, потребностям и возможностям общества. Поэтому, следует создать базовую программу по физическому воспитанию учащихся, которая заключала бы в себе требования, и учитывала интересы общества [23].
Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей, они порой забывают о времени: «Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его» [25].
Интерес к урокам физической культуры, а также потребность к самостоятельному занятию спортом у младших школьников необходимо развивать через проведение спортивных декад с подвижными играми. Достичь этого стремления не так уж трудно, если учитель по истине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребёнка и имеет для этого соответствующую подготовку. Учителю необходимо учитывать, что содержание методики проведения и планирования спортивных декад по спортивным играм имеет свою специфику. Организация урока физической культуры требует учёта возрастных особенностей, физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей младшего школьного возраста [33].
Э. Торндайк определяет интерес как стремление, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу, на заключенный в нем момент направленности [21]. Стремление посвятить свои мысли и действия какому – ни будь явлению, автор называет интересом к этому явлению. Чувство подъема, умственного возбуждения, притяжения к предмету называется интересом, говорит Э. Торндайк.
Интересы характеризуются направленностью. Выделяют: материальные, общественные, познавательные, спортивные, (профессиональные). Также интересы характеризуются избирательностью отношения к чему–либо (например, интерес к футболу, профессии). Первоначальный интерес может возникнуть стихийно и не осознанно в виде влечения и склонности [11].
В Большой Советской энциклопедии термин «интерес» определяется как отношение личности к предмету как к чему – то непосредственно для неё ценному, привлекательному [5].
Исходя из этого, можно выделить несколько уровней становления интереса[18]:
1 уровень: активное включение в выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения упражнений; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении; отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление школьников, проявления радости; блеск глаз; напряженность и устремленность вперед, желание лучше видеть и слышать.
2 уровень (особенности поведения и деятельности, учащихся вне урока): после урока ученики активно задают вопросы учителю, высказывают собственные суждения по интересующей проблеме; беседуют и спорят, добровольно берут на себя обещания самостоятельно тренироваться дома.
3 уровень (особенности образа жизни, возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно – спортивной деятельности): занятия физкультурно – спортивной деятельностью в свободное от школы время, посещение соответствующих кружков и спортивных секций.
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности изучался в работах отечественных педагогов. Ситак Л.А [33] выделяет такие формы внеклассной физкультурно – оздоровительной работы в школе:
1. Оздоровительные мероприятия;
2. Активный отдых в выходные дни (туристические походы, прогулки, игры на свежем воздухе и т.д.);
3. Оздоровительно – спортивные пришкольные лагеря;
4. Занятия в группах ОФП, спортивных секциях, спортивных клубах, СДЮШОР, клубы по месту жительства;
5. Спортивные соревнования (матчи, встречи, турниры, первенства, спартакиады);
6. Спортивные встречи, декады, праздники, показательные выступления.
Мы рассмотрим более подробно такую форму внеклассной физкультурно – оздоровительной работы в школе как «Декада».
Основной целью спортивных декад является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывания азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведётся за очки, за места, является непосильной психологической нагрузкой для ребёнка.
Отличительная черта спортивных декад от упражнений – эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребёнком и после занятий. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы.
Список литературы
13. Каинова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта : учебное пособие / Э.Б. Каинов. - М: ИД «Форум» : ИКФРА, 2009. - 208 с.
Васильков Г.А.: Гимнастика в режиме дня школьников. – М.: Просвещение, 1976