СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности в кабинете физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал по технике безопасности в кабинете физики

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности в кабинете физики»

Техника безопасности в кабинете физики



Требования к кабинету физики

1.    Требования к помещениям

1.1. Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования, используемого при лабораторных работах. В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, препараторский стол.

1.2. Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную величину проходов, расстояний от классной доски до первого и последнего ряда столов соответственно установленным санитарным и гигиеническим нормам.

1.3. Для обеспечения нормального воздушно-теплового баланса запрещается оклеивать и забивать фрамуги (форточки).

1.4. Кабинет физики оснащается медицинской аптечкой, комплексом средств индивидуальной защиты (при необходимости), инструкцией по технике безопасности.

1.5. Пребывание учащихся в помещении кабинета физики, в лаборантской разрешается только в присутствии учителя физики.

1.6. Запрещается использовать кабинеты физики в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам.

2.    Освещение, электрическая сеть, пожарная безопасность

2.1. Согласно существующим санитарным нормам световой поток солнечного света должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания.

2.2. Для ламп накаливания используются светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения. Запрещается применения ламп накаливания без светорассеивающей арматуры.

2.3. По истечении гарантированного срока службы (для ламп накаливания – 1000 часов горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производятся электриком школы. Очистка светильников производится не реже одного раза в три месяца. К очистке светильников привлекать учащихся и уборщиц запрещается.

2.4. Коэффициент естественной освещенности для горизонтальных поверхностей столов должен быть равен 1,5%. Для улучшения естественной освещенности нельзя расставлять на подоконнике цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 3 – 4 раза в год.

2.5. Шторы затемнения в нерабочем состоянии не должны снижать естественной освещенности.

2.6. В соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Электророзетки запрещается размещать в непосредственной близости от стояков водопроводных и отопительных систем, радиаторов и раковин.

2.7. Устройство электрической сети кабинета должно соответствовать «Правилам по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ». Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

2.8. Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования проверяется ежегодно.

2.9. Для обеспечения электробезопасности в электросетях кабинета физики должно применяться электрическое разделение сетей.

2.10. Токоведущие части сборок и щитов, установленные в кабинете и доступные для неэлектрического персонала, надежно закрываются защитными ограждениями, кожухами. Запрещается применение оборудования, приборов, проводов и кабелей с открытыми токоведущими частями.

2.11. Радиаторы и трубопроводы отопительной, газовой канализационной систем оборудуется диэлектрическим (деревянным) ограждением.

2.12. Для обеспечения безопасности при прикосновении к патрону винтовую металлическую гильзу патрона соединяют с нулевым, а не с фазным проводом, однополюсные выключатели устанавливаются только в рассечку фазного провода.

2.13. Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя к выключателям отходящих цепей, последние при этом должны быть отключены. Отключение производится в обратном порядке.

2.14. Запрещается применение нестандартных предохранителей. Запрещается применение предохранителей, через которые может проходить ток, превышающий номинальный более чем на 25%.

2.15. При всех замеченных неисправностях в электросети кабинета, в том числе и в случае перегорания электроламп, необходимо поставить в известность электрика или ответственного за электрохозяйство школы.

2.16. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопатка, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный или порошковый огнетушитель.

3.    Реактивы, химические источники тока

3.1. При работе с химическими реактивами следует руководствоваться «Правилами по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ».

3.2. Химреактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком.

3.3. Жидкие химреактивы и растворы хранятся в тонкостенных, твердые – в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждая емкость должна иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению.

3.4. Запрещается хранить в кабинете концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде.

3.5. Легковоспламеняющиеся вещества хранятся в склянках с притертыми пробками в металлическом ящике с верхним расположением крышки, а на дно насыпается песок или ложится листовой асбест.

3.6. Аккумуляторы хранятся в шкафу с вытяжным устройством или в отдельном, хорошо проветриваемом, помещении.

3.7. Запрещается выливать в канализационную сеть растворы кислот, щелочей, органических растворителей, огнеопасных жидкостей и всевозможные их отходы. Отработанные вещества следует собирать в отведенную для этой цели герметично закрывающуюся тару и уничтожать в местах, согласованных с санитарной и пожарной инспекцией.

  

















Утверждаю:

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.

Инструкция

по охране труда для учителя физики  

I.Общие требования безопасности

1.   К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, прошедшие медосмотр.

2.   Знать должностные обязанности и инструкции по охране труда.

3.   Пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.

4.   В работе руководствоваться правилами внутреннего распорядка.

5.   Режим труда и отдыха определяется графиком работы учителя.

6.   Травмоопасность в кабинете: поражения электротоком и воздействия излучения.

7.   Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам и различных внеурочных мероприятий.

8.   Относится к электротехническому персоналу, должен иметь 3-ю квалификационную группу по электробезопасности

9.   В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения.

10.   Не использовать запрещённые в школе приборы и оборудование.

11.   В случае травматизма оказывать первую доврачебную помощь.

12.   О случаях травматизма сообщать администрации школы.

13.   Нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение требований инструкций по охране труда.

 II.Требования безопасности перед началом работы

1.   Проверить готовность рабочих мест перед началом учебных занятий.

2.   Проверить исправность электроосвещения, оборудования и приборов.

3.   Не допускать нахождения в кабинете учащихся без учителя.

4.   Проветрить кабинет.

5.   Следить за чистотой и порядком в кабинете.

 III.Требования безопасности во время работы

1.   Разработать памятки-инструкции по выполнению лабораторно-практических работ для учащихся.

2.   Соблюдать личную безопасность при работе с электрическим током.

3.   Подавать напряжение на рабочие места не более 42В.

4.   Следить за соблюдением рабочего порядка на местах.

 IV.Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.   В случае возникновения аварийной ситуации, угрожающей жизни и здоровью учащихся принять меры к срочной их эвакуации.

2.   Сообщить о происшедшем администрации и приступить к её ликвидации.

3.   В случае травматизма оказывать первую помощь пострадавшим.

4.   При внезапном заболевании учащегося , вызвать медработника.

V.Требования безопасности по окончании работы

1.   После окончания учебного занятия, все физические приборы, лабораторное оборудование убрать в лаборантскую.

2.   Отключить подачу электроэнергии от рабочих мест.

3.   Привести в порядок своё рабочее место.

4.   Выключить электроосвещение и закрыть кабинет на ключ.

5.   В случае проявления каких-либо недостатков, обнаруженных во время учебных занятий известить об этом администрацию.









Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» _____________ 2016 г



Инструкция

по охране труда и технике безопасности для лаборанта кабинета физики  

1.           Общие положения

1.   Требования настоящей инструкции распространяются на лаборанта кабинета физики.

2.   Лаборант не имеет право приступить к работе, не получив инструктаж на рабочем месте под роспись в журнале и не ознакомившись с требованиями настоящей инструкции.

3.   Средства индивидуальной защиты должны применятся по их прямому назначению.

4.   Запрещается лаборанту прием пищи в лаборантской.

5.   Лаборант кабинета физики должен:

- знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;

- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;

- режим труда и отдыха определяется графиком его работы.

6.   Травмоопасность рабочего места:

- при включении электроосвещения;

- при работе с приборами, их ремонте.

7.   Хранить физические приборы и оборудование в шкафах.

8.   Не применять запрещённые приборы на учебных занятиях.

9.   Не допускать присутствия учащихся и посторонних лиц в лаборантской.

10.       Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

11.       Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

12.       Работать только в спецодежде (халат, резиновые перчатки).

13.       О случаях травматизма сообщать администрации школы.

14.       Не заниматься ремонтом электроустановочных изделий (розеток, вилок и т.п.).

15.       Лаборант кабинета физики относится к электротехнологическому персоналу, должен иметь 2-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности.

16.       Иметь в лаборантской мед. аптечку и средства пожаротушения.

17.       Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по охране труда.

2. Требования техники безопасности перед началом работы

1.   Проверить готовность рабочего места: исправность электроосвещения

2.   Одеть рабочую одежду

3.   Получить задание у учителя физики

4.   Проветрить помещение

5.   Приготовить необходимые приборы и оборудование для практических работ

3. Требования техники безопасности во время работы

1.      При сборке электрической цепи провода электроустановок должны иметь прочную изоляцию без видимых повреждений. Применение неизолированных проводов запрещено. Проводники должны быть оконцованы и снабжены предохранительными чехлами, а зажимы – несвертывающимися головками.

2. Для присоединения потребителей к сети безопаснее пользоваться штепсельными соединениями.

3.   При работе с установками из стекла вся установка должна быть закрыта защитным экраном из органического стекла. Работать необходимо в защитных очках.

4.   Сосуды с горячей жидкостью запрещается закрывать притертыми пробками до тех пор, пока они не остынут. Перенося приборы с горячей жидкостью, следует брать их руками защищенными полотенцем.

5.   При смешивании и разбавлении веществ, сопровождающихся выделением тепла, необходимо пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой.

6.   Установку иди отдельные части, находящиеся под вакуумом, следует экранировать проволочным экраном, работать при этом нео6ходимо в защитных очках.

7.   При сборке стеклянных приборов, во избежание порезов, нужно правильно подбирать диаметр стеклянных трубок, а концы их смачивать водой, вазелином. При вставлении стеклянной трубки в пробку последнюю нужно
держать за боковую сторону, а не упирать в ладонь.

8.   Запрещается пользоваться посудой, имеющей трещины. Нагревая жидкость в пробирке или колбе, нужно держать их так, чтобы отверстие пробирки или горлышко колбы было направлено в сторону от себя.

9.   При мойке стеклянной посуды необходимо помнить, что стекло обладает хрупкостью. При порезах стеклом нельзя прикасаться к ране руками и обмывать ее водой. Рану необходимо очистить стерильной марлей, а затем обра­ботать поверхность кожи вокруг раны йодной спиртовой настойкой.

10.    Запрещается использовать спиртовки, если фитиль не пропущен через жестяную трубочку с кольцом. Во время эксплуатации спиртовок нельзя регулировать величину пламени путем изменения длины фитиля. Нельзя зажигать спиртовку непосредственно от другой спиртовки. Зажигать спиртовку необходимо только спичкой на расстоянии вытянутой руки.

11.    3апрещается ставить на лабораторную плиту с открытой спиралью металлическую посуду, так как при деформа­ции спирали возможно не только замыкание ее частей накоротко, а может оказаться под сетевым напряжением и сосуд.

12.    Перед эксплуатацией электронагревательных приборов необходимо убрать с рабочего места легковоспламеняющиеся материалы и горючие жидкости.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.   В случае возникновения аварийных ситуаций, сообщить администрации школы

2.   При пожаре сообщить администрации и известить службу 01

3.   Принять меры к тушению возгорания первичными средствами

4.   Оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма

5.   При внезапном заболевании, плохом самочувствии сообщить администрации

5. Требования техники безопасности по окончании работы

1.   Убрать все приборы и оборудование в места хранения

2.   Все приборы должны иметь бирку с названием и назначением

3.   Сделать влажную уборку

4.   Снять и привести в порядок рабочую одежду

5.   Выключить электроосвещение, закрыть лаборантскую на ключ

6.   О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации.









































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г

Инструкция

по охране труда при работе в кабинете физики 

1. Общие требования безопасности

1.1   К работе в кабинете физики допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2   Лица, допущенные к работе в кабинете физики, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3   При работе в кабинете физики возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производст­венных факторов:

■       термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

■       порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

■       поражение электрическим током при работе с электроустановками;

■       возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жид­костями.

1.4 При работе в кабинете физики должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.5   Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6 При работе в кабинете физики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огне­тушителем, ящиком с песком, накидкой из огнезащитной ткани.

1.7   О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить адми­нистрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.8 В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9 Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются вне­очередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2 Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

2.3 Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

3. Требования безопасности во время работы

3.1  Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

3.2  Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета физики разрешается только в присутствии учите­ля физики.

3.3  Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.

3.4  Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя физики или лаборанта.

3.5  Запрещается пользоваться разбитой или треснутой посудой, применять приборы и устройства, не соответствую­щие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, про­вода и кабели с открытыми токоведущими частями.

3.6  Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.

3.7  Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.

3.8  Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение выше 42В переменного и 110В постоянного тока.

3.9  Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.

3.10 Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «только для проведения опытов учителем».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1      При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышен­ном их нагревании, появлении искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить ад­министрации учреждения.

4.2  При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сооб­щить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания порошковым огнетуши­телем или песком.

4.3  В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.4  При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1      Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2  Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3  Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом, проветрить кабинет.

  













Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016г.

  1. Инструкция

по правилам безопасности для учащихся в кабинете физики

  

I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете физики.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.

3. Соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ.

4. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя.

5. Не загромождать проходы портфелями, сумками и т.п.

7. Не передвигать учебные столы и стулья.

8. Не вставлять в электрические розетки какие-либо предметы.

9. Травмоопасность: поражение электротоком, порезы разбившейся стеклянной посудой, ушибы при переноске физических приборов.

 II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Входить в кабинет после разрешения учителя.

2. Не включать электроосвещение и электроприборы.

3. Не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна.

4. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям.

5. Перед выполнением работы изучить по учебнику, или пособию порядок её проведения.

6. Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы.

7. Разместить приборы, материалы, оборудование, исключив возможность их падения.

 III. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять практические задания только после разрешения учителя.

2. Подготовленный к работе прибор показать учителю.

3. Приступать к работе и каждому её этапу, после указания учителя.

4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.

5. Не оставлять без присмотра электроприборы .

6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

7. Не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании.

8. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

9. Не прикасаться к вращающимся под электричеством машин, к корпусам стационарного электрооборудования.

10.Производить пере соединение в электромашинах после полной остановки их якоря или ротора.

 IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При получении травм (порезы, ожоги) сообщить учителю или лаборанту.

2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя, быстро, без паники, покинуть кабинет .

3. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю.

4. О разбившейся посуде сообщить учителю, не убирать её самостоятельно.

5. Отключить источник электроэнергии в случае неисправности электрических устройств, сообщить об этом учителю.

6. Проверять напряжение только приборами, собранную цепь включать только после её проверки, и с разрешения учителя.

7. Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.

8. Пользоваться только исправными штепсельными соединениями, розетками, гнёздами и выключателями с не выступающими контактными поверхностями.

 V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Уборку рабочих мест производить по указанию учителя.

2. После лабораторно-практических работ тщательно вымыть руки с мылом.

3. Обо всех неполадках в работе оборудования, электросети и т. д. сообщить учителю.

4. Покинуть, соблюдая порядок и дисциплину, кабинет после разрешения учителя.







































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.

Инструкция

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике  

1. Общие требования безопасности

1.1 .   К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моло­же 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по со­стоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

1.2.    Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3.   При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

■       поражение электрическим током при работе с электроустановками;

■       термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

■       порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

■       возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4.    При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инстру­мент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.5.   Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6.   При проведении демонстрационных опытов но физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средства­ми пожаротушения: огнетушителем, ящиком с песком, накидкой из огнезащитной ткани.

1.7.   О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить адми­нистрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.8.   При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9.  Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются вне­ очередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.  Требования безопасности перед началом работы

2.1.    Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2.  Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

2.3.  Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

 3.  Требования безопасности во время работы

3.1.  При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазы­вать вазелином.

3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкости направлять в сторону от себя и обу­чающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания возду­ха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстек­ла, а учитель должен надеть защитные очки.

3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсаль­ного электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.

3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее вы­ключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.

3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.

3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.

4.2.  При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуи­ровать обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания порошковым огнетушителем или песком.

4.3.  При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5.  При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1.  Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2.  Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3.  Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

 

 















Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.



Инструкция

по технике безопасности для учащихся 7 классов при выполнении лабораторных работ

Опасности в работе – повреждение поверхности кожи рук острыми, колющими предметами, занозы.

1. Перед выполнением работ

1.1. Будьте внимательны и дисциплинированны, аккуратно и точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

1.2. Перед тем, как приступить к выполнению работы; тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполне­ния.

1.3. Не приступай к выполнению работы без разрешения учителя.

2. Во время выполнения работы

2.1. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лабо­рантом.

    1. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

    2. Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

2.4. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку весов, а гири - на правую.

2.5. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашку осторожно, не бросайте их.

    1. При опускании груза в жидкость не сбрасывайте груз резко.

    2. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или поврежденными краями.

    3. Если сосуд разбит во время работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в со­вок.

    4. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

    5. При выполнении работ с применением ниток не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

2.11. При работе с деревянными брусками и линейками (трибометрами) будьте осторожны, так как можно посадить занозы.

2.12. При пользовании рычагом – линейкой не забывайте придерживать свободный от грузов конец рычага рукой.

3. По окончании работы

  1. . Аккуратно поставьте приборы в том порядке, в котором они находились в начале урока.

  2. . По окончании работ с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.
    3.3. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

Заведующий кабинетом: Андросова Е. В.













































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.



Инструкция

по технике безопасности для учащихся 8 классов

при выполнении лабораторных работ



Опасности в работе - поражение электрическим током, повреждение поверхности кожи рук режущими инструментами.

1. Перед выполнением работы

1.1. Будьте внимательны и дисциплинированны, аккуратно и точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

1.2. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполне­ния.

1.3. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

2. Во время выполнения работы

2.1. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом.

2.2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

2.3. Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  1. . При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку весов, а гири—на правую.

  2. . Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашку осторожно, ни в воем случае не бросайте их.

  3. . При нагревании стеклянной колбы ставьте ее на асбестовую сетку, нагревайте колбу только до 60-70°С.

  4. . При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или поврежденными краями.

  5. . При работе с линзами не касайтесь оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.

  6. . При обнаружении трещин или сколов на стекле или линзе прекратите работу и сообщите об этом учителю .
    2.10. Если сосуд разбит во время работы, уберите со стола осколки не руками и тряпкой, а сметите щеткой в са­вок.

2.11. При сборке электрических цепей избегайте взаимного пересечения проводов, наконечники плотно прижимай­те клеммами.

2.12. Не пользуйтесь проводами с нарушенной изоляцией и без наконечников.

2.13. Сборку электрической цели проводите только при выключенном источнике электрического тока.

2.14. Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем или лаборантом.

2.15. В случае обнаружения повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов от­ключите источник питания и сообщите об этом учителю.

3. По окончании работы

  1. . После выполнения работы по электричеству отключите источник тока, разберите электрическую цепь.

  2. . Аккуратно поставьте приборы в том порядке, в котором они находились в начале урока.

  3. . По окончании работ с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

  4. . Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.



Заведующий кабинетом Андросова Е. В.

































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.



Инструкции

по технике безопасности для учащихся 9 классов

при выполнении лабораторных работ

Опасности в работе – повреждение поверхности кожи рук острыми, колющими предметами, занозы.

1. Перед выполнением работы

  1. . Будьте внимательны и дисциплинированны, аккуратно и точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

  1. . Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполне­ния.

  1. . Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.



2. Во время выполнения работы

  1. . Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лабо­рантом.

  2. . Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

2.3. Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  1. . При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку весов, а гири - на правую.

  2. . Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашку осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

  3. . При работе с булавками и ножницами будьте аккуратны, помните, что это колющий предмет.

  1. . При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

  1. . При выполнении работ с применением ниток не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

  1. . При работе с деревянными брусками и линейками (трибометрами) будьте осторожны, так как можно посадить в позы.

2.10. При пользовании рычагом - линейкой не забывайте придерживать свободный от грузов конец рычага рукой.

3. По окончании работы

  1. . Аккуратно поставьте приборы в том порядке, в котором они находились в начале урока.

  2. . По окончании работ с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.
    3.3. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

Заведующий кабинетом: Андросова Е. В.





















































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.



  1. Инструкция

по технике безопасности для учащихся 10 классов

при выполнении лабораторных работ

Опасности в работе - поражение электрическим током, ожог рук.

I. Перед выполнением работы

  1. . Будьте внимательны и дисциплинированны, аккуратно и точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

  2. . Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполне­ния.

1.3. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

2. Во время выполнения работы

  1. . Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом.

  2. . Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

  3. . Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  4. . При нагревании стеклянной колбы ставьте ее на асбестовую сетку, нагревая колбу только до температуры 60 - 70°С.

  5. . Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.

  6. . При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или поврежденными краями.

  7. . При обнаружении трещин или сколов на стекле - прекратите работу и сообщите об этом учителю.

  8. . Если сосуд разбит во время работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в са­вок.

  9. . При сборке электрических цепей избегайте взаимного пересечения проводов, наконечники плотно прижимай­те клеммами

2.10. Не пользуйтесь проводами с нарушенной изоляцией и без наконечников.

2.11. Сборку электрической цепи проводите только при выключенном источнике электрического тока.

2.12. Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем или лаборантом.

2.13. В случае обнаружения повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов от­ключите источник питания и сообщите об этом учителю.

3. По окончании работы.

  1. . После выполнения работы по электричеству отключите источник тока, разберите электрическую цепь.

  2. . Аккуратно поставьте приборы в том порядке, в котором они находились в начале урока.
    3.3. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.



Заведующий кабинетом: Андросова Е. В.

















































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.



  1. Инструкции

по технике безопасности для учащихся 11 классов

при выполнении лабораторных работ



Опасности в работе - поражение электрическим током, повреждение поверхности кожи рук колющими и режущими инструментами.

1. Перед выполнением работы

  1. . Будьте внимательны и дисциплинированны, аккуратно и точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

  2. . Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполне­ния,

  3. . Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

2. Во время выполнения работы

2.1. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лабо­рантом.

2.2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

  1. . Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  2. . При работе со стеклянной призмой будьте очень осторожны и внимательны, чтобы не разбить ее и не поре­заться.

2.5.При работе с линзами не касайтесь оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.

  1. . При обнаружении трещин или сколов на стекле или линзе прекратите работу и сообщите об этом учителю.

  1. . Если стекло разбито во время работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в савок.

  1. . При работе с булавками будьте аккуратны, помните, что это колющий предмет.

  1. . При сборке электрических цепей избегайте взаимного пересечения проводов, наконечники плотно прижимай­те клеммами.

2.10. Не пользуйтесь проводами с нарушенной изоляцией и без наконечников.

2.11. Сборку электрической цепи проводите только при выключенном источнике электрического тока.

2.12. Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем или лаборантом.

2.13. В случае обнаружения повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов от­ключите источник питания и сообщите об этом учителю.

3. По окончании работы

  1. . После выполнения работы по электричеству отключите источник тока, разберите электрическую цепь.

  2. . Аккуратно поставьте приборы в том порядке, в котором они находились в начале урока.

  3. . Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.



Заведующий кабинетом Андросова Е. В.











































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.



  1. Правила

техники безопасности при работе с электрическими приборами.



Приборы, используемые учащимися, должны иметь ограничивающие устройства, исключающие возможность поражения электротоком.

Корпуса приборов, где это необходимо, должны заземляться.

Запрещается:

  • В качестве заземления использовать отопительные трубы.

  • Оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы.

  • Во время опытов держать на столе посторонние предметы.



До начала работы:

  • Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

  • Используемые приборы должны быть исправны, отрегулированы, содержаться в чистоте и регулярно проверяться.



Во время работы:

  • Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода.

  • Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, щитки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.

  • Отвертки, кусачки, плоскогубцы должны иметь изолированные ручки.

  • Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.

  • При опытах с сильными магнитными полями необходимо снять с руки часы.



После окончания работы:

  • Немедленно выключить электроприборы.

  • Отключение силовой линии кабинета физики осуществляется одним общим выключателем учителем.



Заведующий кабинетом Андросова Е. В.

















































Утверждаю

Директор МОУ «Беломестненская СОШ»

Белоусов А. Е._________

«____» ______________ 2016 г.

  1. Правила техники безопасности

при работе со стеклянными приборами, горячей водой

Ни один прибор нельзя использовать без проверки учителем. Следует помнить, что стекло обладает хрупкостью, легко ломается и трескается при ударах, резком изменении температуры.

Опасности в работе:

  1. Ожоги рук при неосторожном обращении со стеклянными трубками, стаканами, колбами и др. хим. посудой, нагретой до высокой температуры.

  2. Ранение рук и лица при разрыве сосудов или приборов при нарушении правил применения изделий из стекла.

До начала работы:

  1. При сборке стеклянных приборов соединением отдельных частей их с помощью резиновых трубок, а также при других работах со стеклом необходимо защищать руки полотенцем.

  2. Концы стеклянных трубок и палочек для размешивания растворов или др. целей должны быть оплавлены, чтобы не поранить руки.

Во время работы:

  1. Все виды механической и термической обработки стекла следует производить с использованием предохранительных очков.

  2. Сосуд с горячей жидкостью нельзя закрывать притертой пробкой до тех пор, пока он не остынет.

  3. Перенося сосуды с горячей жидкостью, следует брать их руками, защищенными полотенцем, большой сосуд при этом следует держать одной рукой за дно, другой - за горлышко.

  4. При смешении или разбавлении веществ, сопровождающихся выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой.

  5. Большие химические стаканы следует поднимать двумя руками, чтобы отогнутые края стакана упирались на указательные и большие пальцы.

  6. Работу с ядовитыми огне- и взрывоопасными веществами следует вести в приборах или посуде высококачественного, термически стойкого стекла.

  7. Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать ее так, чтобы отверстие пробирки было направлено в сторону от себя и соседей по парте.

  8. При обрезании куска стеклянной трубки надо сделать на ней подрез напильником или др. инструментом, после чего взять трубку обеими руками и легким нажатием в противоположном подрезу направлении сломать ее.

После окончания работы:

  1. Тщательно вымойте руки с мылом.

  2. При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых вами приборов поставьте в известность учителя.

  3. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.
    Заведующий кабинетом Андросова Е. В.



Примерный план пожаротушения

в кабинете физики



Наименование

действий

Порядок и последовательность действий

Должность,

фамилия

исполнителя

1.Сообщение о пожаре

Вызвать пожарную команду по телефону 01 или с посыльным, оповестить администрацию школы о пожаре

Староста класса,

члены ЮДПД


Отключить газ, электроэнергию, выключить вентиляцию. Привести в готовность первичные средства пожаротушения

Лаборант,

учитель

2. Эвакуация

учащихся из

загоревшегося

помещения

Успокоить учащихся и предотвратить

панику. Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в помещение, где нет огня

Лаборант,

учитель

3. Проверка

полноты эвакуации

Проверить учащихся класса по численности и по списку

Учитель физики

4.Размещение эвакуированных учащихся

В зимнее время разместить в ____ _______________________________

В летнее время разместить в ____ ___________________________________

Администрация школы

5.Организация тушения пожара первичными средствами

С помощью членов ЮДПД организовать оцепление горящих помещений.

Тушение пожара с помощью подручных средств. Выделение посыльных для встречи пожарной команды и указания кратчайших и удобных подходов к очагу пожара

Члены ЮДПД, сотрудники школы

6. Участие

в тушении пожара

по прибытии

пожарной команды

Указать представителям пожарной

охраны кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания.

Указать пожарным помещения, где могут находиться люди.

Члены ЮДПД, учитель, администрация.













































Перечень медикаментов аптечки кабинета физики


1.       Индивидуальные асептические пакеты – 3 шт.

2.       Ватно-марлевый бинт – 3 шт.

3.       Вата гигроскопическая стерильная – 2 шт.

4.       Йодная спиртовая настойка в ампулах или темном флаконе с притертой пробкой или во флаконе с капельницей (служит для обработки кожи вокруг раны).

5. Раствор (3%-ный) пероксида водорода (25—50 мл) (крово­останавливающее средство).

8.       Водный раствор (10%-ный) аммиака (нашатырный спирт) (применяют при потере сознания).

9. Глицерин (для снятия болевых ощущений после ожога).

10.  Валидол - 1 шт.

11.  Жгут резиновый для остановки кровотечений.



Телефон Беломестненского ФАП: 299123












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!