СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта составлена с требованием ФГОС  ОО

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка


Данный урок математики – последний урок раздела «Обыкновенные дроби » в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ОО для учебной программы и учебного комплекта Мерзляк А.Г. и др. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное математическое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником Мерзляк А.Г., позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке без привлечения дополнительного дидактического материала. Концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.


Цели урока:

- обобщение, систематизация и расширение полученных ранее знаний по теме "Обыкновенные дроби»;

- формирование умения и навыков работы с обыкновенными дробями;

- совершенствование вычислительных навыков учащихся;

- развитие математической речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- установление связи математических понятий по теме с реальной жизнью;

- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.


Задачи урока:

- Обобщить и систематизировать изученный ранее материал по теме

- обеспечить условия закрепления навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности ;

- познакомить учащихся с историческим материалом по теме;

- предоставить учащимся право самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;

- развивать умение давать самооценку своей деятельности;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь к математике и математическим вычислениям.


Ожидаемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

  • формулировать суть понятий «обыкновенные дроби», «правильные и неправильные дроби», «смешанные числа».


  • соотносить и выполнять действия с обыкновенными дробями, составлять и решать задачи с обыкновенными дробями;


  • формулировать правило сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, выполнять действия со смешанными числами.


Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать со справочной литературой;

Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • стремиться к совершенствованию собственной речи и навыкам математических вычислений;


  • испытывать потребность в самовыражении через слово;


  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.










Просмотр содержимого документа
«технологич карта 5 кл — копия»

Технологическая карта урока

Учитель: Ципленкова Надежда Борисовна

Предмет: Математика

Класс: 5

Автор УМК: Мерзляк А.Г.

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Задачи:

- формирование познавательных УУД: вычисления с использованием дробей, обобщение и углубление знаний учащихся при решении текстовых задач с использованием дробей;

- формирование коммуникативных и личностных УУД: воспитывать познавательный интерес к предмету, взаимовыручку и умение работать в парах, умения слушать и вступать в диалог; формировать аккуратность в вычислениях, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

- формирование регулятивных УУД: развивать логическое и образное мышление, сообразительность, умение анализировать и сравнивать; способствовать развитию творческой активности учащихся; повышать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, уметь контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности. Знать определения обыкновенной дроби, правильной и неправильной дроби, смешанного числа.

Предметные: уметь выполнять действия с дробями, уметь решать задачи, содержащие дроби, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные :умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Межпредметные связи: история.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы обучения: смешанная.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ресурсы:

Основные: ПК учителя, медиапроектор, раздаточный материал, презентация по теме. Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);Презентация «Обыкновенные дроби».

Дополнительные: интерактивная доска,

Тип урока: урок осмысления и закрепления пройденного материала.

Цели: обобщение, систематизация и расширение полученных ранее знаний по теме "Обыкновенные дроби».

Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

4 мин

  1. Организационный момент (стихотворение).
    Придумано кем –то

Просто и мудро

При встрече здороваться,

Доброе утро!

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу, чтобы сегодня у всех было доброе утро, особенно у вас,

Ведь вы пришли учиться.

Урок сегодня необычный, но ритм работы вам привычный. Слушаем меня внимательно, на вопросы отвечаем замечательно. Всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте, класс не подкачайте!

Сегодня вы продолжите раскрывать секреты интереснейшей науки- математики.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, дневник.

- Почему это важно?

Включаются в деловой ритм урока.












Выдвигают свои варианты ответов на вопрос.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений

2.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.


5 мин

Давайте внимательно рассмотрим записи на доске.

2/3, 52+ 3х=145, 8/9, 3/2, 12/23, 87/25, 17/34

Удалите лишнее.

Почему вы так решили? Объясните.


Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, разгадайте кроссворд (работа в парах).
- Что сегодня будем повторять?

- Что вы уже знаете о дробях?

- Сегодня наша задача - повторить и закрепить все, что вы знаете по теме "Обыкновенные дроби".


Ответы с объяснением: (здесь записаны дроби, а уравнение- лишнее)





Разгадывают кроссворд.(Дробь) Отвечают на вопрос учителя

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: умение строить понятные для окружающих высказывания, умение работать в парах.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий.


9 мин

У каждого ученика на парте квадрат из бумаги, нужно сложить его разными способами и показать дроби:1/2; 2/2; 1/4; 2/4; 4/4; 1/8; 2/8; 6/8; 4/16; 12/16; 16/16.

Контроль работы учащихся с квадратами.

А сейчас посмотрите свои карточки с записанными дробями, прочитайте и выполните задание: рассортировать дроби по группам.

- Были ли среди этих дробей равные? Назовите их.


Проверка работы в парах.

- Какие дроби называются правильными?
- Какие дроби называются неправильными?

- Встретились ли вам равные дроби?
- Что вы знаете про неправильные дроби?

Оцените себя.

Складывают квадрат разными способами и показывают дроби: 1/2; 2/2; 1/4; 2/4; 4/4; 1/8; 2/8; 6/8; 4/16; 12/16; 16/16.




Работа в парах. Каждой паре выдаются карточки с записанными дробями. Нужно рассортировать карточки по группам (должно получиться 2 группы: правильные дроби и неправильные).

Проверка.

Ответы детей.

(Правильные:1/2,1/4,2/4,1/8,2/8,6/8,4/16,12/16)

Неправильные:(2/2,4/4,16/16)

Равные: 1/2 и 2/4,1/4 и 4/16,6/8 и 12/16)
Самооценка.

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение применять свои знания на практике.

Коммуникативные:

умение грамотно выражать свои мысли. Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4.Обобщение и систематизация знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний, выявление пробелов в знаниях, установление причин выявленных недостатков.

10 мин

- Как сравнивают дроби?
- Какая дробь больше: правильная или неправильная?
Сравните дроби: 1*3/4; 25/17*42/45; 7/7*1; 6/14*9/14; 1/2*2/4

Проверка.
- У кого не было ошибок?
- У кого была 1 ошибка?
- Если вы согласны с утверждением, поставьте на листочке "плюс", если не согласны, поставьте "минус":

Математический диктант:

- Выделите целую часть дроби 8/5.

- Запишите число 3 в виде дроби со знаменателем 7.

- Запишите в виде дроби число 1.
- Дробь 4/5 правильная.
- Дробь 7/7 больше, чем 9/7.
- В дроби 11/8 знаменатель 11.
- Правильная дробь всегда меньше неправильной.
- Пятая часть от числа 15 равна 5.
- Дробь 9/14 меньше единицы.
- Знаменатель показывает, на сколько частей разделили.
- 2/10 метра - это 10 сантиметров.
-В дроби 3/4 числитель меньше знаменателя.
- Правильная дробь больше или равна единице.

Работа проверяется учителем.



- Расскажите, как складывают обыкновенные дроби?
- Как вычитают обыкновенные дроби?

- Сколько примеров успела решить каждая пара за 3 минуты?
- Поднимите руки те пары, у кого не было ошибок.

Каждый ученик пишет на листочке любую дробь и передает следующему (по кругу). Следующий ученик пишет большую дробь и передает листочек дальше. Должна получиться цепочка дробей, расположенных по возрастанию. Проверка выполняется, когда у каждого ученика снова оказался свой листочек.























Работа в парах. Каждый ученик пишет на листочке пример на сложение или вычитание дробей, затем они обмениваются листочками и решают пример.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в парах и в группах.


5.Физкульминутка

Цель:сменить вид деятельности

Смена вида деятельности.

2мин

Предлагает сменить деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Выполняют физкультминутку: Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Пoтянулись! Улыбнулись!


6.Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение закрепления и осмысления изученной темы.

8 мин

Задачи на доске:

1.Один рассказ занимает 7/12 книги, а второй - 5/12 книги. Сколько страниц в каждом рассказе, если в книге 36 страниц?

2.Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

3.В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

4.Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

5.У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).


Если нет ошибок, поставьте оценку "5".
Если допущена 1 или 2 ошибки, поставьте оценку "4".
Если допущено более 2-х ошибок, поставьте оценку "3".


Самостоятельная работа:

Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:
1 \ 6 часть суток – чтение умных книг;
3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел;
1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин);
2 \ 8 часть суток с – занятия спортом;
8 часов на сон.
Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли его план?


Работа в тетрадях. Ученики решают задачи самостоятельно двумя способами, кто решит раньше, выходит к доске для проверки.


Сравнивают способы решения задач и выбирают наиболее рациональный способ.


Решение теста и взаимопроверка.

Выставление оценки.

















Самостоятельная работа: учащиеся выполняют задание и проверяют друг у друга

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

4 мин

Оцените себя.



Ученики рассказывают, что у них получилось на уроке, что не получилось. В чем были допущены ошибки. Дают оценку своей работы на уроке.

Личностные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятельно

анализировать свою работу.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Инициировать рефлексию учащихся.



2 мин

- Кто считает, что усвоил тему "Обыкновенные дроби"?
- Вы сегодня довольны собой?
- Я тоже вами довольна.

Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А для этого нам как нельзя лучше подойдет такое стихотворение:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать – обыкновенной.


«Дерево удовлетворённости»

Ребята, на доске у нас выросло дерево, а у вас у каждого на столе есть цветок, плод и два листочка (жёлтый и зеленый). Выберите сейчас что-то одно и прикрепите на дерево в зависимости от того, понравился вам наш сегодняшний урок или нет:

- Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;

- Цветок – урок прошёл довольно неплохо;

- Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;

- Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.



Учащиеся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.




Проговаривают стихотворение хором








По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.


Регулятивные: формирование позитивной самооценки.


9.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1 мин

Учитель сообщает домашнее задание.


Открывают дневники,

записывают домашнее задание, задают вопросы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!