СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Разряды прилагательных по значению" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая, подробная разработка урока по ФГОС в 6 классе "Разряды прилагательных по значению".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Разряды прилагательных по значению" (6 класс)»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Киреева Юлия Анатольевна

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема урока: Разряды прилагательных по значению

Цель урока: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.

  • развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся, их коммуникативные способности.

  • воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания, интерес к родному языку.

  • деятельностная: создавать условия для формирования умений определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Выработка внутренней готовности учащихся для выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Работа с эпиграфом

Работа с эпиграфом.

Общеучебные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Приветствие учащихся. Учитель предлагает школьникам успокоиться, прислушаться к тишине.

Обращает внимание ребят на эпиграф к уроку: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Предлагает школьникам подумать над тем, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

- Вы с ним согласны?

 - Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу.

Словесная оценка учителем устных ответов школьников: «отлично, хорошо».

Приветствие учителя.

Работа с эпиграфом к уроку. Ответы на вопросы учителя.

Самооценка: учащиеся дают оценку своей работе на данном этапе урока в оценочном листе.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организация осознания учащимися внутренней потребности к построению учебных действий. Организация фиксирования каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии.


Описание зимы при помощи прилагательных.

Работа с текстом.

Ученики формулируют для себя задания по тексту.

Ученики выписывают из текста имена прилагательные и пробуют сгруппировать их по определенным признакам

Работа в парах. Работа с текстом.

Регулятивные УУД: планирование.

Логические ууд.

-Ребята, посмотрите за окно. Зима… А какая она? Опишите её.

-Какая часть речи помогла вам описать нашу зиму? Обоснуйте ответ.



Работа с текстом.

-А вот как описывает зиму замечательный, тонко чувствующий природу русский писатель И.С. Соколов-Микитов. (Текст на слайде презентации, учитель или сильный ученик выразительно читает текст)

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют зимние дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю пушистой шубкой.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. Стайка весёлых клестов расселась на зеленых ветках ели. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. На белой скатерти снегов отчетливо рисуются заячьи, лисьи, птичьи следы.

Задание классу:

1. Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

2. Выпишите из текста имена прилагательные.

-А теперь попробуйте разделить имена прилагательные на группы по определенным признакам (работа в паре)

Слабым учащимся, в случае затруднения, дать карточку-подсказку: сгруппировать прилагательные, которые характеризуют предмет по форме, по цвету, по размеру, по принадлежности к кому (чему)-либо.

-Итак, что вы заметили, группируя имена прилагательные?

Учитель: Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Запишите тему урока: «Разряды имён прилагательных по значению».

Словесная оценка активно работающих учеников: «Молодец!», «Хороший ответ», «А если хорошенько подумать?», «Умницы!».

Отметки (1-2 учащимся)

Учащиеся описывают зиму (снежная, морозная, вьюжная…)

Учащиеся аргументируют свои ответы на вопрос, какая часть речи помогла описать зиму.



Учащиеся внимательно слушают текст.

Учащиеся формулируют для себя задания по этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Озаглавьте текст.

Определите тему, идею текста, тип, стиль речи.

Какие художественные средства используют автор отрывка?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Работа в парах.

Выписывают из текста имена прилагательные и пробуют сгруппировать их по определенным признакам.

Отвечают на вопрос, что заметили, группируя прилагательные.

Мы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет. Одни обозначают качества предмета по размеру, другие –по цвету, третьи –по внешнему виду и т.д.

Записывают в тетрадь тему урока.

Самооценка: учащиеся дают оценку своей работе на данном этапе урока в оценочном листе.

Выявление места и причины затруднения

Организовать осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Объяснение школьников, почему они пока не могут определить разряд прилагательных.

«Толстые вопросы»

Общеучебные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

-Ребята, в русском языке по значению прилагательные делятся на три разряда: относительные, качественные, притяжательные. А теперь подумайте, сможете ли вы, определить к какому разряду относятся записанные нами прилагательные? Почему возникли затруднения? Что мы ещё не знаем?

Словесная оценка ответов учеников: «Хорошо», «Верно подметили».

Ответы ребят. Школьники объясняют, почему они не смогут определить разряд.

Необходимо знать, какие признаки (или значение) имеет прилагательное определенного разряда

Самооценка: учащиеся дают оценку своим знаниям на данном этапе урока в оценочном листе.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Формулировка цели урока

«Толстые и тонкие вопросы»

Регулятивные УУД: целеполагание

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель своей деятельности на уроке.

-Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?

-А что значит прилагательное «лингвистический»?

-Чем же мы будем заниматься в нашей лингвистической лаборатории?

Словесная оценка ответов учеников.

Учащиеся формулируют цель своей деятельности на уроке.

Выяснить (узнать), какие признаки (или значение) имеют прилагательные определенного разряда, научиться различать прилагательные разных разрядов.

Учащиеся дают ответы на вопрос, что такое лаборатория. (Помещение для опытов)

Учащиеся дают определение слову «лингвистический». (Относящийся к лингвистике, науке о языке).

Учащиеся отвечают на вопрос, чем они будут заниматься в лингвистической лаборатории. (Исследовать признаки прилагательных разных разрядов).

Самооценка: учащиеся дают оценку своей работе на данном этапе урока в оценочном листе.

Реализация построения проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Исследование.

Выступление с результатами исследования.

Работа в группах.

Технология «мастерских»

Регулятивные УУД: контроль.

Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: работа в группах.

Организация исследования.

Учитель предлагает создать три группы.

Первая группа будет исследовать качественные прилагательные, вторая – относительные, третья – притяжательные.

Исследуйте предложенные прилагательные по нескольким признакам, личные наблюдения обсудите внутри групп, сделайте выводы, заполните соответствующие строки в таблице.

Выступления представителей от каждой группы.

Учитель предлагает проверить правильность заполнения таблицы на слайде презентации.

Оценка работы учащихся в группах: «Отличная работа!», «Молодцы!».

Отметки с комментированием выступающим ученикам.

Работа в группах. Исследование предложенных прилагательных по нескольким признакам.

Личные наблюдения обсуждают внутри группы. Делают выводы. Заполняют соответствующие строки в таблице.

От каждой группы выступает один человек.

Сверяют правильность заполнения таблицы на слайде презентации.

Взаимооценка. Учащиеся в своей мини-группе обмениваются оценочными листами и выставляют друг другу оценки за работу на данном этапе урока.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Определение разрядов прилагательных.

Найди «лишнее»

«Найди лишнее»

Общеучебные и логические действия

1) А сейчас давайте вернемся к началу урока и определим разряды прилагательных, выписанных из текста.

2) Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке (задание на слайде презентации).

А) Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

Б) Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

В) Волчий, Машин, учительский, еловый

Отметка за верно выполненное задание на определение разрядов прилагательных.

Словесная оценка – «Найди лишнее».

Определяют разряды прилагательных из текста.

Найди «лишнее».

Самооценка: учащиеся дают оценку своей работе на данном этапе урока в оценочном листе.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Буквенный диктант

Буквенный диктант.

Самопроверка и самооценка.

Регулятивные УУД: контроль

Общеучебные действия.

-Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».

Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное качественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.

1. Песцовые шубы

2. Королевский замок

3. Змеиное жало

4. Лягушачьи лапки

5. Воронья печень

6. Серебряная ложка

7. Чугунный котёл

8. Длинные волосы

9. Кислое яблоко

10. Огромный шар

-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.

Отметка за буквенный диктант по критериям:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

Буквенный диктант.

Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.

Самооценка: учащиеся дают оценку своей работе на данном этапе урока в оценочном листе.

Физкультминутка

Удержать умственную работоспособность учащихся; обеспечить кратковременный активный отдых в течение урока.

Выполнение физкультминутки

-

Регулятивные УУД: волевая регуляция.

Наши ручки.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

Оценка учителем настроя учеников на дальнейшее продолжение урока.

Выполняют упражнения.

Оценка своей готовности к продолжению урока

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. выявление границы применимости нового знания.

Выполнение упражнения на закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала

Общеучебные действия

Учитель предлагает выполнить упражнение 356.

Отметка за выполненное упражнение

Выполнение упражнения 356.

Взаимопроверка.

Самооценка: учащиеся дают оценку своей работе на данном этапе урока в оценочном листе.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

«Закончи предложение»

«Закончи предложение»

Личностные УУД: самоопределение.

«Закончи предложение»

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Трудным для меня стало…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Словесная оценка результатов работы на уроке с комментированием. Выставление отметок в журнал


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

Самооценка собственного уровня усвоения нового знания.

Оценка урока, собственной работы на нем

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок «открытия нового знания». Представлены все этапы, характерные для данного типа урока. Разнообразные задания, способствующие формированию УУД. В ходе урока школьники самостоятельно добывают знание. Работа в парах, в группах. Самооценка. Самопроверка.

Ресурсы, оборудование и материалы

Презентация, учебники, приложение с таблицей для самостоятельного исследования

Список учебной и дополнительной литературы

Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 17-е изд., перераб. ­– М.: Дрофа, 2008. – 319 с.: ил.

Русский язык. Практика. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.]. – 19-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 252 с.: ил. – Авт. указаны на обороте тит. л.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Работа с эпиграфом. Работа с текстом. Самостоятельная формулировка для себя заданий по тексту. Самостоятельное целеполагание. Технология «мастерских». «Толстые и тонкие вопросы». Буквенный диктант. Найди «лишнее».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!