СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока (ФГОС). Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (ФГОС). Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»»



Предмет:

Литература

Класс

Дата:

6

Тема урока:

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Тип урока:

урок формирования новых знаний и умений

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, о круге друзей и современников поэта; пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

Задачи:

Предметные: иметь представления о жизни и творчестве И. С. Тургенева как великого русского писателя

Метапредметные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Предметные умения:

знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст

Планируемые результаты

познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.


Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

учебник





Структура урока

Этап урока

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II. Актуализация знаний


По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец Тургенева, храбрый гусар Сергей Николаевич, сын хозяина деревеньки Тургенево с 210 душами крепостных, ничем уже не обладал, кроме герба, знания языков да редкой красоты. Когда Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей для полка, некрасивая, сутуловатая, правда, с удивительными, словно искрящимися глазами хозяйка Спасского Варвара Лутовинова сразу влюбилась в него. Мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица Варвара Петровна была старше Сергея Николаевича на пять лет, близость счастья делала ее деспотично-настойчивой. Не веря в обещание Сергея Николаевича заехать еще раз, не по делам, а «просто в гости», Варвара Петровна, владелица почти пяти тысяч крепостных душ и ста тысяч десятин земли, взяла у красавца офицера портупею – «Чтобы обещание было верней»

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия


III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.


– Имя великого русского писателя И. С. Тургенева всем хорошо знакомо. Вы узнаете писателя на портрете. Знаете, что среди современников И. С. Тургенева много известных имен: Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. А. Фет, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев и др. На книжной выставке вы видите многие произведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений И. С. Тургенева составляет 30 томов.

Перед нами книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том, что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал «Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской жизни». Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев говорит о художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника – рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет Ю. В. Лебедев в своей книге «У истоков эпоса». Это книга о России. Она открывает 1860-е годы в истории русской литературы. Книга о русском национальном характере.

Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось, чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «тропу», для того чтобы ближе познакомиться с обаятельной личностью И. С. Тургенева, с его книгами. Чтобы вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте художественного слова, о своей стране.

В имении матери Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Спасское-Лутовиново – богатая усадьба. В доме большое количество комнат. Есть столовая, рабочая комната писателя, большая и малая гостиные, библиотека, комната комердинера И.С.Тургенева Захара Балашова и другие. В малой гостиной до сих пор сохранился огромный мягкий диван, который, по словам обитателей и гостей Спасского- Лутовинова, всегда погружал в сладкий сон каждого, кто присаживался на него. Этот диван все называли самосон.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.














IV. Работа над темой урока




























В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера.

В. Г. Белинский


Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика.

Вопросы:

– Какое впечатление произвел на вас рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»?

– Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа.

– Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему?

– Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты – фабричные!» (с. 174)?

– Каким вы увидели рассказчика?

– Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник. (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем. «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».)

Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с репейниками в спутанной гриве».

– Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об И. С. Тургеневе как охотнике?

Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).



Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .


Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).



Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .


VI. Физминутка







Учащиеся встают со своих мест и повторяют за учителем движения.

Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VIII. Рефлексия.


Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из материалов презентации книжной выставки, из беседы о любимых героях и любимых страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинается именно с “Записок охотника” И. С. Тургенева». В вашей речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как мастер художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о национальном характере будет продолжен на следующем уроке.

– Чем интересен для вас был этот урок? (Высказывания учащихся.)

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться со своими друзьями, с родными? (Высказывания учащихся.)

-Что нового вы узнали?

-Какое настроение сейчас?

-Были ли трудности? Как вы их преодолели?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

IX. Домашнее задание

«Бежин луг» читать, пересказывать.

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!