Этап урока | Содержание этапа урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание. |
I. Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока. | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рады слышать мы звонок Начинается урок Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. Актуализация знаний | По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец Тургенева, храбрый гусар Сергей Николаевич, сын хозяина деревеньки Тургенево с 210 душами крепостных, ничем уже не обладал, кроме герба, знания языков да редкой красоты. Когда Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей для полка, некрасивая, сутуловатая, правда, с удивительными, словно искрящимися глазами хозяйка Спасского Варвара Лутовинова сразу влюбилась в него. Мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица Варвара Петровна была старше Сергея Николаевича на пять лет, близость счастья делала ее деспотично-настойчивой. Не веря в обещание Сергея Николаевича заехать еще раз, не по делам, а «просто в гости», Варвара Петровна, владелица почти пяти тысяч крепостных душ и ста тысяч десятин земли, взяла у красавца офицера портупею – «Чтобы обещание было верней» | Личностные УУД 1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия |
III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. | – Имя великого русского писателя И. С. Тургенева всем хорошо знакомо. Вы узнаете писателя на портрете. Знаете, что среди современников И. С. Тургенева много известных имен: Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. А. Фет, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев и др. На книжной выставке вы видите многие произведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений И. С. Тургенева составляет 30 томов. Перед нами книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том, что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал «Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской жизни». Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев говорит о художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника – рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет Ю. В. Лебедев в своей книге «У истоков эпоса». Это книга о России. Она открывает 1860-е годы в истории русской литературы. Книга о русском национальном характере. Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось, чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «тропу», для того чтобы ближе познакомиться с обаятельной личностью И. С. Тургенева, с его книгами. Чтобы вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте художественного слова, о своей стране. В имении матери Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Спасское-Лутовиново – богатая усадьба. В доме большое количество комнат. Есть столовая, рабочая комната писателя, большая и малая гостиные, библиотека, комната комердинера И.С.Тургенева Захара Балашова и другие. В малой гостиной до сих пор сохранился огромный мягкий диван, который, по словам обитателей и гостей Спасского- Лутовинова, всегда погружал в сладкий сон каждого, кто присаживался на него. Этот диван все называли самосон. | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
IV. Работа над темой урока | В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера. В. Г. Белинский Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика. Вопросы: – Какое впечатление произвел на вас рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»? – Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа. – Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему? – Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты – фабричные!» (с. 174)? – Каким вы увидели рассказчика? – Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник. (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем. «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».) Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с репейниками в спутанной гриве». – Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об И. С. Тургеневе как охотнике? | Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить в тексте ответы на вопросы . Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить в тексте ответы на вопросы . |
VI. Физминутка | Учащиеся встают со своих мест и повторяют за учителем движения. Раз - подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
VIII. Рефлексия. | Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из материалов презентации книжной выставки, из беседы о любимых героях и любимых страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинается именно с “Записок охотника” И. С. Тургенева». В вашей речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как мастер художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о национальном характере будет продолжен на следующем уроке. – Чем интересен для вас был этот урок? (Высказывания учащихся.) – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться со своими друзьями, с родными? (Высказывания учащихся.) -Что нового вы узнали? -Какое настроение сейчас? -Были ли трудности? Как вы их преодолели? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IX. Домашнее задание | «Бежин луг» читать, пересказывать. | Личностные УУД: Формирование навыков организации своей деятельности |