Предметные - сформулировать представление о приспособлениях паразитических организмов к обитанию в чужих телах, сформулировать знания о приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, знать правила, позволяющие избежать заражения паразитами. | Метапредметные: регулятивные: -умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу, познавательные: -научиться выделять главное в тексте, находить информацию в тексте, развивать умение грамотно формулировать в опросы, коммуникативные: -примут участие в обсуждении в ходе работы малой группы | Личностные продолжить развитие познавательного интереса к изучению природы, применять знания для безопасного поведения в окружающей среде |
2 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя Задаёт вопросы для актуализации знаний: -Назовите основных обитателей почвы (микроскопические существа, бактерии и простейшие) -Какую роль они играют в образовании почвы? -Приведите примеры почвенных обитателей среди растений, животных? -Можно ли по особенностям корневой системы растений определить место его обитания? Если да, то по каким признакам? -Из представленных гербариев растений отберите те из них, которые обитают в засушливых условиях. | Деятельность учащихся - вспоминают нужную информацию, пользуясь интеллект-картами, оформленными на прошлом уроке, - делают содержательные обобщения |
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Стимулирует интерес учащихся к уроку, создает проблемную ситуацию Демонстрирует рисунок дождевого червя. - Кто это? - Что вы о нём знаете? - А как вы думаете, есть ли черви, которые могут повлиять на наше здоровье, на рост и развитие животных и растений? Так о какой среде обитания мы будем говорить на нашем уроке? | Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения |
4 этап. Целеполагание и планирование | Запишем тему нашего урока. Составим план, по которому будем работать. План урока (на доске) 1. Кто живёт в чужих телах? 2. Каковы отличительные особенности среды обитания внутри организма? 3. Как приспособились организмы к обитанию в чужих телах? 4. Правила личной гигиены. В результате урока вы сможете: - называть понятия: хозяин, паразит, симбиоз, симбионт; - определять: отличительные особенности среды обитания внутри организма, - называть: приспособления организмов – паразитов; - правила личной гигиены | Участвуют в планировании деятельности, в постановке целей. Учащиеся понимают, что не хватает знаний, поэтому надо изучить теорию. |
Деятельность учителя - Ребята, в природе есть организмы, которые поселяются внутри другого организма. Взаимоотношения между совместно живущими организмами бывают разными. Если организм, поселившись внутри животного или растения, живёт за счет своего хозяина и не приносит ему пользы, такой образ жизни называется паразитическим, а отношения между ними паразит-хозяин. Чтобы узнать, кто паразит, а кто хозяин поработаем с учебником (стр. 91 параграф 24) и рабочей тетрадью. Выполним задание в рабочей тетради стр.37 №1 -Дайте определение понятиям хозяин, паразит. -Какое заболевание вызывают паразиты? -Какие бактерии в кишечнике человека способствуют процессу пищеварения? -Как называют такие организмы? Задаёт проблемный вопрос. -Как вы думаете, есть ли паразиты среди грибов и растений? Посмотрим презентацию. Фрагмент интерактивного пособия «Паразиты среди грибов и растений» Расскажите о паразитических формах грибов и растений. Проблема - Ребята, как можно охарактеризовать среду обитания внутри организма в отличии от внешней среды? -Как приспособились паразиты к обитанию в организменной среде? -Какие правила личной гигиены надо соблюдать, чтобы быть здоровым? -Ответы на эти вопросы вы можете узнать, выполнив задание по группам. Но прежде посмотрим презентацию. Фрагмент интерактивного пособия «Приспособление паразитов» Поработаем в группах, используя материалы презентации и текста учебника. 1 группа: дать характеристику организменной среде обитания. Составить памятку «Правила личной гигиены» 1.________________________ 2. ______________________ 2 группа: приспособления, характерные для животных-паразитов. Утрачивают … Не развиты … Пищу … Удерживаются… Покровы … Характерна … -Ну что, ребята, вы готовы поделиться полученными знаниями? Выступление обучающихся от группы. -А сейчас поиграем и отдохнём. Физкультминутка Игра «Кто быстрее» Класс делится на две группы – 1ряд, 2 ряд Перед командами на стол кладут рисунки с изображением организмов-паразитов. Рисунки у всех команд одинаковые, но сложенные в стопку в разной последовательности. На столе лежат ручки и листы бумаги. По сигналу учителя обучающиеся по одному подбегают к столу, берут рисунок пишут названия организма-паразита. За ним бежит второй игрок и т.д. Побеждает та команда, которая выполнила все задания первой, но без ошибок. | Деятельность учащихся Находят информацию в учебнике, записывают определения понятиям паразит, хозяин, гельминтоз, симбионт. Находят информацию в учебнике, делают запись в тетрадь. Отвечают на вопросы Смотрят презентацию, слушают, делают выводы, называют организмы-паразиты среди грибов и растений. Внимательно слушают инструктаж. Выполняют задание учителя (работа в группах с информацией учебника и презентации), оформляют письменно свои ответы для других групп. -проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы, - осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) Первичное закрепление Работа в парах Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Предлагает выполнить задания в тетради с.37 1 пара – задание №2 2 пара – задание №3 3 пара – задание №4 -А сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Вам необходимо правильные ответы обвести кружочком. Выполните тест и проверьте по эталону. Оцените свои знания | Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют проверку и оценивают друг друга. Повторяют и закрепляют учебный материал. Внимательно слушают инструктаж, выполняют тестовую работу. Самооценка по эталону. |