СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кто жичёт в чужих телах"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока биологии в 5 классе по теме:"Кто живёт в чужих телах" УМК А.А.Плешаков,Э.Л.Введенский

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кто жичёт в чужих телах"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – Биология

Класс - 5


Тема урока – Кто живёт в чужих телах


Планируемые образовательные результаты

Предметные

- сформулировать представление о приспособлениях паразитических организмов к обитанию в чужих телах,

  • сформулировать знания о приспособленности организмов к паразитическому образу жизни,

  • знать правила, позволяющие избежать заражения паразитами.


Метапредметные:

регулятивные:

-умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу,

познавательные:

-научиться выделять главное в тексте, находить информацию в тексте, развивать умение грамотно формулировать в опросы,

коммуникативные:

-примут участие в обсуждении в ходе работы малой группы


Личностные

продолжить развитие познавательного интереса к изучению природы, применять знания для безопасного поведения в окружающей среде

Словарь урока: организменная среда обитания, хозяин, паразит, симбионт.


Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, рабочие листы, гербарий растений ,компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент


Приветствует учащихся



2 этап.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Задаёт вопросы для актуализации знаний:

-Назовите основных обитателей почвы (микроскопические существа, бактерии и простейшие)

-Какую роль они играют в образовании почвы?

-Приведите примеры почвенных обитателей среди растений, животных?

-Можно ли по особенностям корневой системы растений определить место его обитания? Если да, то по каким признакам?

-Из представленных гербариев растений отберите те из них, которые обитают в засушливых условиях.


Деятельность учащихся


- вспоминают нужную информацию, пользуясь интеллект-картами, оформленными на прошлом уроке,

- делают содержательные обобщения



Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап.

Мотивация

(создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Стимулирует интерес учащихся к уроку, создает проблемную ситуацию

Демонстрирует рисунок дождевого червя.

- Кто это?

- Что вы о нём знаете?

- А как вы думаете, есть ли черви, которые могут повлиять на наше здоровье, на рост и развитие животных и растений?

Так о какой среде обитания мы будем говорить на нашем уроке?


Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения

4 этап.

Целеполагание

и планирование


Запишем тему нашего урока. Составим план, по которому будем работать.

План урока (на доске)

1. Кто живёт в чужих телах?

2. Каковы отличительные особенности среды обитания внутри организма?

3. Как приспособились организмы к обитанию в чужих телах?

4. Правила личной гигиены.


В результате урока вы сможете:

- называть понятия: хозяин, паразит, симбиоз, симбионт;

- определять: отличительные особенности среды обитания внутри организма,

- называть: приспособления организмов – паразитов;

- правила личной гигиены


Участвуют в планировании деятельности, в постановке целей. Учащиеся понимают, что не хватает знаний, поэтому надо изучить теорию.

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)









Работа с учебником и тетрадью






























































Работа в группах

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя

- Ребята, в природе есть организмы, которые поселяются внутри другого организма.

Взаимоотношения между совместно живущими организмами бывают разными. Если организм, поселившись внутри животного или растения, живёт за счет своего хозяина и не приносит ему пользы, такой образ жизни называется паразитическим, а отношения между ними паразит-хозяин.

Чтобы узнать, кто паразит, а кто хозяин поработаем с учебником (стр. 91 параграф 24) и рабочей тетрадью.

Выполним задание в рабочей тетради стр.37 №1


-Дайте определение понятиям хозяин, паразит.

-Какое заболевание вызывают паразиты?

-Какие бактерии в кишечнике человека способствуют процессу пищеварения?

-Как называют такие организмы?

Задаёт проблемный вопрос.


-Как вы думаете, есть ли паразиты среди грибов и растений?

Посмотрим презентацию.

Фрагмент интерактивного пособия «Паразиты среди грибов и растений»

Расскажите о паразитических формах грибов и растений.


Проблема

- Ребята, как можно охарактеризовать среду обитания внутри организма в отличии от внешней среды?

-Как приспособились паразиты к обитанию в организменной среде?

-Какие правила личной гигиены надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

-Ответы на эти вопросы вы можете узнать, выполнив задание по группам. Но прежде посмотрим презентацию.

Фрагмент интерактивного пособия «Приспособление паразитов»


Поработаем в группах, используя материалы презентации и текста учебника.

1 группа:

дать характеристику организменной среде обитания.

Составить памятку «Правила личной гигиены»

1.________________________

2. ______________________

2 группа:

приспособления, характерные для животных-паразитов.

Утрачивают …

Не развиты …

Пищу …

Удерживаются…

Покровы …

Характерна …


-Ну что, ребята, вы готовы поделиться полученными знаниями?

Выступление обучающихся от группы.


-А сейчас поиграем и отдохнём.


Физкультминутка

Игра «Кто быстрее»

Класс делится на две группы – 1ряд, 2 ряд

Перед командами на стол кладут рисунки с изображением организмов-паразитов. Рисунки у всех команд одинаковые, но сложенные в стопку в разной последовательности. На столе лежат ручки и листы бумаги. По сигналу учителя обучающиеся по одному подбегают к столу, берут рисунок пишут названия организма-паразита. За ним бежит второй игрок и т.д. Побеждает та команда, которая выполнила все задания первой, но без ошибок.


Деятельность учащихся













Находят информацию в учебнике, записывают

определения понятиям паразит, хозяин, гельминтоз, симбионт.



Находят информацию в учебнике, делают запись в тетрадь.




Отвечают на вопросы








Смотрят презентацию, слушают, делают выводы, называют организмы-паразиты среди грибов и растений.

























Внимательно слушают инструктаж.

Выполняют задание учителя (работа в группах с информацией учебника и презентации), оформляют письменно свои ответы для других групп.

-проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы,

- осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.




6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Первичное закрепление

Работа в парах


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает выполнить задания в тетради с.37

1 пара – задание №2

2 пара – задание №3

3 пара – задание №4












-А сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.

Выполните тест и проверьте по эталону.

Оцените свои знания


Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют проверку и оценивают друг друга.

Повторяют и закрепляют учебный материал.









Внимательно слушают инструктаж, выполняют тестовую работу. Самооценка по эталону.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Задаёт вопросы:

- Какую проблему мы ставили в начале урока?

- удалось ли решить поставленную проблему?

- Всё ли запланированное удалось выполнить?

-Чем отличается среда обитания внутри организма от внешней? Каковы особенности строения тел паразитических червей?

-Чем паразиты отличаются от симбионтов?

Деятельность учащихся

Сравнивают цели урока и достигнутые результаты; делают выводы, высказывают оценочные суждения.


8 этап.


Домашнее задание



1. параграф 24 стр.91

2.Ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» стр.93

3. Проект «Организмы - симбионты»

Спасибо за активную работу на уроке!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!