Тема: Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное число.
Тип урока: закрепления знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: «Умножение и деление». 51 урок.
Цель: способствовать развитию умений выполнять умножение трехзначного числа на однозначное в столбик.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Перемена, перемена, Можно бегать и играть, Но нельзя и забывать, Что, когда звенит звонок, Он зовет всех на урок. Нам опаздывать нельзя, Побыстрее в класс, друзья! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Целеполагание | | С. 10 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами, используют математические термины, символы и знаки. | Наблюдения учителя. Выполнение вычислений (внетабличное умноже- ние и деление, сложение и вычитание в пределах 100). |
2. Устный счет: 1) «Цепочка». | С. 10 на полях учебника. | Выполняют задание. | Фронтальная. |
| 2) Составление и решение задачи (устно). | № 41. – Используя слова «больше» или «меньше», составьте задачи по выражениям: 64 : 16 и 64 – 16. | Выполняют задание. | Фронтальная. | Р – осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи; выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке. К – могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного курса. |
3) Арифметические ребусы. | + | 73р 2р6 | – | р24 1р6 | – | 86р 4р3 | + | р17 4р6 | | р75 | | 35р | | р97 | | 58р | | Решают ребусы. | Фронтальная. |
3. Повторение письменного приема умножения. | – Сегодня на уроке мы будем повторять письменный прием умножения. Откройте учебники на странице 10. В самом верху страницы есть подробное объяснение решения одного из примеров. Прочитаем это объяснение. – Попробуйте теперь сами объяснить решение написанных там же еще двух примеров. | Читают по учебнику объяснение умножения. Объясняют решение. | Фронтальная, индивидуальная. | Работа с учебной статьей. |
| | № 37. | Выполняют решение с комментированием. | Письменный прием умножения. |
| № 38. |
4. Логическая задача. | «Маша ниже ростом, чем Надя, а Катя выше ростом, чем Надя. Кто выше ростом – Катя или Маша? Расставьте девочек по росту». | – Катя, Надя, Маша. | Фронтальная. | |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений сог-ласно инструкции |
IV. Практичес- кая дея- тельность | 1. Решение задач. | № 39. – Запишите решение задачи выражением. 12· 4 + 18 · 2 = 84 (д.). Ответ: Всего 84 дерева. | Выполняют под руководством учителя. Один ученик записывает на доске краткое условие. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль; осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации | Устные ответы, записи в тетради (решение текстовых арифметических задач). |
| | – Посмотрите, нас просят изменить вопрос задачи, чтобы она решалась так: 12 · 4 – 18 · 2. Какой вопрос поставим? – Запишите решение задачи выражением. 12 · 4 – 18 · 2 = 12 (д.). Ответ: на 12 яблонь посадили больше. | – На сколько больше посадили яблонь, чем слив? Другой учащийся выходит к доске, записывает краткое условие новой задачи и решение. | |
| 2. Решение примеров. | № 43. 760 – (120 + 80) + 60 = 620 500 – (270 + 130) – 1 = 99 120 : (60 : 6) : 2 = 6 90 : (45 : 9) 2 = 36 | Решают самостоятельно. | Индивидуальная. | Сложение и вычитание в пределах 1000, внетабличное умножение и деление. |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке? – Где можно использовать эти знания? – Что еще мы повторяли сегодня на уроке? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VI. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 40, 42 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |