СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме «Доли. Обыкновенные дроби» в 5 классе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Доли.Обыкновенные дроби. Урок новых знаний с применением технологии деятельностного метода.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме «Доли. Обыкновенные дроби» в 5 классе.»

Урок математики в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения

учителя математики МОУ «Ыныргинская СОШ» - Петуниной Галины Ивановны

Учебник «Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 23-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008.

Аннотация к уроку

Урок математики по теме «Доли. Обыкновенные дроби» в 5 классе является первым из отведенных на данную тему. Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения, по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: Изучение и первичное восприятие новых знаний.

По технологии деятельностного метода обучения

Цели: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими следующих результатов:

  • предметных:

  • понимание что такое доля, половина, треть и четверть,

  • понимание что такое обыкновенная дробь;

  • умение читать дробь;

  • умение записывать дроби.

  • метапредметных:

  • умение рассуждать логично, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • умение фиксировать затруднения и искать их причины;

  • умение выполнять проверку и самопроверку при выполнении заданий изображать дроби на координатном луче;

  • личностных:

  • приобретение опыта самостоятельной организации учебной деятельности и уверенности в собственных силах; опыта работы в группе;

  • умение давать объективную самооценку своей деятельности и ее результатов;

  • стремление к достижению намеченных целей.

Основные понятия, изучаемые на уроке: доля, половина, треть и четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с текстом рабочей тетради; смайлики; апельсин, яблоко; нож ; карточки успеха; указка.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,групповая.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные.

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

План проведения урока:

Этапы урока

I этап: Включение в учебную деятельность. С помощью доброжелательной беседы, девиза включаем класс в работу.

II этап: Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности – готовность к новому способу действия: использованы коллективные индивидуальные формы работы.

III этап: Выявление места и причины затруднений, постановка учебной задачи (цель урока, тема урока) если это возможно.

IV этап: «Открытие» детьми нового знания: выявление закономерности, вывод правила, формулы.

V этап: Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.

Сначала фронтально, а затем в парах или группах.

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(допущенные ошибки фиксируются и отрабатываются на следующем уроке)

VII этап: Применение новых знаний и доведение их до уровня автоматизированного навыка.

Возможность выбора заданий.

VIII этап: Рефлексия, соотношение цели и результатов деятельности: шкала степени достижении цели.

Итог урока

Домашнее задание










№ п/п

Этап

Время (мин.)

Деятельность

Формы деятельности

Учителя

Обучающихся

Самоопределение к деятельности.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.


1 этап Самоопределение к учебной деятельности

Мотивация на урок


3 мин

Приветствую обучающихся,

Предлагаю пожелать друг другу удачи.

(Просто улыбнуться соседу по парте);

Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

Предлагаю для успешной работы на уроке - девиз:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

а сердце умным будет!

С. Маршак

Приветствуют учителя, настраиваются на урок



2.Актуализация опорных знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материала: доля, половина, треть и четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

3

2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднений

Мотивация на изучение новых чисел


(8 мин.)


Предлагаю отгадать, о чем идет речь:

1) Первую в школе изучают

Ну а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят нам два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно.

2)Задача № 8 с.76 из рабочей тетради.

(домашнее задание)


Отвечают устно.

Учащиеся обсуждают и анализируют задания и приходят к выводу, что не все смогли решить ее, так как у большинства возникли затруднения.


Групповая





3. Построение проекта выхода из затруднения.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

4

3 этап Постановка учебной задачи


(2 мин.)


2. Организую и регулирую работу учащихся по определению темы и целей урока

Цели: научить понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать дроби, изображать дроби на координатном луче речи. .

Учащиеся формулируют тему и определяют цели и задачи урока


Фронтальная

4. Обобщение причин затруднений во внешней

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для достижения договорённости и согласования общего решения.

5

4 этап

Открытие нового знания


(5 мин.)

  1. Какая часть фигуры заштрихована?

  2. Как записать дробное число?

  3. Что показывает числитель, знаменатель?

  4. Что такое половина, треть, четверть?

- Долю называют половиной, - третью, а - четвертью.

- Теперь рассмотрим такой пример. Пирог разрезали на 8 долей. За обедом съели 3 доли. Осталось на блюде 5 долей пирога. Эти 5 долей обозначают: пирога. Записи вида называют обыкновенными дробями.


анализируют, обобщают выражение своих мыслей, аргументируют свое мнение, учитывая разные мнения. Делают вывод.

Групповая

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи



Обыкновенная дробь - это

  1. запись вида ,

  2. а и в – натуральные числа.

числитель

дробь

знаменатель












6

5 этап

Первичное закрепление


(7мин.)

Предлагаю прочесть дробные числа по алгоритму

1)Выбрать дробные числа, выбор обосновать.

2)Записать какая часть фигуры закрашена. (Рабочая тетрадь с.77 № 3)

Определите, на сколько равных частей разделена фигура и какая ее часть закрашена (рисунок на плакате).

Запишите соответствующую дробь, назовите ее числитель и знаменатель

Выполняют действия по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализируют, обобщают, проговаривают.

Групповая, индивидуальная


1)

2)



7

6 этап Самостоятельная работа


(7мин.)


Предлагаю задания:

  1. Выполнить № 895 с. 141

Проверяю, как учащиеся усвоили материал, спрашивая нескольких из них правила.

Работают в тетради с самопроверкой по эталону:

Индивидуальная

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять запись дроби в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

8

7 этап Включение в систему знаний и повторения


(7мин.)

Предлагаю задание: с.141 учебник,

1) прочитать Грамматику

2)№ 888,894 (устно)

3)№ 889,890

Добиваюсь от детей логичной, правильно выстроенной речи.







Класс у доски приступает к решению задания, причем первые номера решаются очень подробно, с комментарием отвечающего.


Индивидуальная, фронтальная

8. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: чтение и запись дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: чтение и запись дробей;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

9

8 этап

Рефлексия

1 мин

Предлагаю ответить на вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Коллективная, индивидуальная

10

Итог урока

1мин

Фронтальным опросом подводятся итоги урока:

Какие числа узнали?

Как записать дробное число?

Что показывает числитель, знаменатель?

Что такое половина, треть, четверть?



С учетом работы в течение всего урока комментирую ответы учащихся и выставляю отметки.

Оценка деятельности обучающихся

Оценка эффективности урока

Карточка успеха - подсчет баллов

Выставляют оценки в дневник


Фронтальная


Постановка домашнего задания

1мин

Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.23;

Выполнить письменно №.915,916,Рабочая тетрадь с.76 №1,с.77 №9.

Записывают задание в дневник.

Задают вопросы по Д/З (если что-либо не понятно).

Фиксируют, уточняют.

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!