УМК | «Школа России» |
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Дата проведения | 4 марта 2015 года |
Тема урока | Переместительное свойство умножения |
Тип урока | «Открытие» новых знаний |
Цель урока: Задачи урока: | сформировать понятие «переместительное свойство умножения», его использование при сравнении выражений, решении примеров и задач. образовательная: познакомить учащихся с переместительным законом умножения; развивающая: совершенствовать вычислительные навыки; продолжать формировать умение решать задачи умножением; развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции; воспитательная: воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов. |
Планируемые результаты | Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Предметные: понимают суть действия умножения; знают: названия компонентов действия умножения, в каких случаях действие сложения можно заменить умножением; переместительный закон умножения и понимают его суть; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и однозначного чисел; отличительные особенности задачи; что такое периметр, как находить периметр квадрата; умеют: находить произведение, применяя переместительный закон умножения, читать произведения, используя названия компонентов действия умножения, и решать их, заменяя умножение сложением, а также, опираясь на предыдущее произведение, складывать и вычитать двузначные числа, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр квадрата. Метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат; контролируют свою деятельность в форме сличения способа действия с данным образцом, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, устанавливают закономерности, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, не создают конфликтных ситуаций. |
Характеристика деятельности | Познакомиться и выучить свойство умножения. Использовать знания о переместительном свойстве умножения, при решении примеров и задач. Контролировать свои действия в процессе работы. Сотрудничать в поиске и сборе информаций со сверстниками и взрослым. |
Методы и приёмы | Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний, практическая работа на применение знаний правила); Частично-поисковый (выбор фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации); Репродуктивный (работа с книгой, работа в рабочих листах); Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, карточки с заданиями) |
Технологии | Проблемное обучение, здоровьесбережение, дифференцированное обучение, информационно-коммуникативное обучение. |
Оборудование | учебник «Математика 2», М.И. Моро и др. Электронное приложение «Математика 2 класс» к учебнику Моро М.И. рабочие листы, лист рефлексии для учащихся проектор, компьютер цветные карандаши, наглядный материал |
Присутствующие | Заместитель директора по УВР: Тарасова М.А., руководитель МО учителей начальных классов: Проскурякова Т.А., учителя: Архипова Л.В., Ставинская В.В., Павлова С.В., Соколова Н.В. |
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. Приложение 1 | Демонстрируют готовность к уроку | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | I этап. Организационный момент. Звучит, заливается школьный звонок. Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и приятно даётся учение. - Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока. На уроке мы будем работать в рабочих листах. Подпишите лист. | Регулятивные: контролируют свои действия |
II этап. Минутка чистописания (Презентация, слайд 1) (Презентация слайд 2) | Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа. Оценивание работы | Организует работу детей в рабочих листах Организует проверку | II этап. Минутка чистописания - Давайте вспомним, как надо сесть за партой, чтобы спина не искривилась. (Ноги стоят под партой прямо, спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулачок, одна рук пишет, а другая помогает.) Располагаем перед собой правильно рабочий лист, записываем число, классная работа.![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_1.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_2.png) - Я вам прочитаю слова, а вы попробуйте угадать, из какой они сказки. “ Лети. Лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг”. -Как называется сказка? Сколько у него лепестков?(7) - Как вы думаете, какое число мы будем прописывать на минутке чистописания? ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_3.png) -Подчеркните самую красивую цифру в своей тетради. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
III этап. Арифметический диктант Цель – активизировать знания обучающихся. (Приложение 1) (Презентация, слайд 3) | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия: сложение, вычитание, умножение. | Развивает навыки устного счета. | III этап. Актуализация знаний. Арифметический диктант - С нами сегодня на уроке будет учиться и помогать нам ещё один сказочный герой. А вот какой – вы узнаете, выполнив правильно задание. На рабочем листе найдите задание № 1, я буду читать вам задание, вы должны записать только результат – число – в клеточки. - Уменьшаемое 9, вычитаемое – 7, найдите разность. (2) - Какое число на 1 больше, чем 20? (21) - Какое число при счёте следует за числом 17? (18) - От 5 отнять 4. (1) - 10 взять 2 раза. (20) - 5 умножить на 2. (10) - Какое число стоит между числами 14 и 16? (15) - Напишите число, которое на 1 больше последнего записанного числа. (16) - Расставьте цифры в порядке возрастания. (1,2,10,15,16, 18,20,21) - Каждой цифре, которую вы сейчас записали, соответствует буква алфавита. Найдите эти буквы и запишите их под цифрами. (а, б, и, н, о, р, т, у) - Попробуйте из данных букв составить слово – имя нашего помощника, расположив буквы согласно первой строчке. (Буратино) На доске появляется картинка с Буратино. ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_4.png) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
IV. Актуализация знаний. Целеполагание. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей учебной деятельности. Цель – углубить знания по теме. (Презентация, слайд 4) ( Презентация, слайд 5) | Участвуют в формулировании цели урока. Выполняют задания. Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы. | Подводит учащихся к постановке задачи урока. Включает учащихся в обсуждение проблемы и определения темы урока. | IV. Целеполагание. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей учебной деятельности. - Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино пошёл в школу. Давайте посмотрим этот фрагмент мультфильма. Папа Карло продал своё единственное пальто, чтобы купить Буратино Букварь. - Мы тоже поможем нашему Буратино начать учиться. Для этого выполним задания. На доске будут появляться примеры. Вы должны будете записать их в свой лист, там где Задание № 2 и решить 3+3+3 = - Что мы можем сказать об этом примере? (Состоит из одинаковых слагаемых, значит, мы можем заменить его действием умножения) - Заменяем и решаем 3+3+3 = 3∙3=9 5 +5=5∙2=10 (Назовите компоненты умножения) 2+2+2+2+2=2∙5=10(Назовите компоненты умножения) ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_5.png) -Что интересного вы заметили в последних примерах? (Числа одинаковые, только множители поменялись местами) - Сегодня мы познакомимся с переместительным законом умножения. - Молодцы! Мы подарили Буратино Букварь. -Что увидел Буратино по дороге в школу? (Кукольный театр) Как он попал на представление? (Отдал за билет Букварь) Вы выполнили задание и вместе с Буратино попадёте на спектакль. ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_6.png) | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
Первичное закрепление знаний Цель – активизировать знания обучающихся (Презентация, слайд 6) (Презентация, слайд 7) | Читают задания и участвуют в работе по выполнению задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Оценивать правильность выполнения заданий. | Организовать работу по выполнению задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока | Первичное закрепление. Работа с учебником. работа идет по рисункам в учебнике (с. 56, «Н») и произведениям, записанным под ними. – Сравните произведения. Какой вывод из этого следует? – Прочитайте правило в учебнике. Сравните его с выводом, к которому пришли вы. – Вы самостоятельно открыли еще один математический закон – переместительный закон умножения. Запишите его к себе в рабочий лист (От перестановки множителей результат умножения не изменяется) – Сегодня на уроке вы будете решать числовые выражения, применяя данный закон. Работа с Электронным приложением «Математика 2» (Часть 2, Переместительное свойство умножения, правило.) - Прослушайте объяснение Белочки и Ёжика. ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_7.png) - Почему Карабас Барабас отпустил Буратино? - Чем директор кукольного театра вознаградил деревянного мальчика? Просмотр фрагмента м/ф ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_8.png) - Мы тоже можем заработать свои 5 золотых, если выполним правильно все задания. Работа с Электронным приложением «Математика 2» (Часть 2, Переместительное свойство умножения, задание 1, задание 2) - Выполните Задание 1 (по одному по цепочке выходят к доске, выполняют задание, используя ноутбук, остальные проверяют на интерактивной доске) ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_9.png) | Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; планируют учебное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умеют работать в парах, управлять поведением партнера, обосновывать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций. Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества; формируется личностный смысл учения. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
Физминутка | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: повороты туловища, вращение головой, приседания, ходьба на месте и др. | Организовать контроль над выполнением физических упражнений | Мы не будем торопиться Разминая поясницу, Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. Чтобы стать еще умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. Раз, два, три, четыре, пять, Ноги надо нам размять. Напоследок, всем известно, Как всегда, ходьба на месте. От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть | |
V этап. Закрепление изученного материала. (Приложение 2) 1)Работа в парах. Цель – закрепление знаний (Презентация, слайд 8) | Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценить работу соседа по парте. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания, взаимопроверка Проверка по эталону | Самостоятельная работа по карточкам разноуровнего характера. -У вас сейчас будет возможность выбрать карточку для самостоятельной работы. Карточка № 1 – при решении нельзя допускать ошибок, Карточка № 2 – можно допустить 2 ошибки, Карточка № 3 – можно допустить 1 ошибку. Если вы затрудняетесь в выборе карточки, можно обратиться за помощью к учителю. Выбрав карточку, выполните задание. Карточка №1 Вставьте числа так, чтобы равенства стали верными: 7•2 = 2• . 9• = 7•9 3• = • 3 •6 = 6•10 3•5 = •3 Карточка №2 Сравните: 10•3 * 3•10 6•1 * 6•0 8•2 * 2•8 7•4 * 4•6 9•3 * 3•9 Карточка №3 Замените сложение умножением: 3+3+3+3= 4+4+4= 2+2+2+2+2= 6+6+6 = 5+5+5+5= - Обменяйтесь своими работами. Оцените работу соседа. Проверьте с эталоном на слайде. ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_10.png) - Оцените правильность, закрасив золотые монетки. Всё правильно – 5 монеток, 1 ошибка – 4 монетки, 2 ошибки – 3 монетки. | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов. |
2) Решение задач на умножение. (Презентация, слайд 9) | Работать с информацией. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Осуществляют: самопроверку; взаимопроверку | Организовать коллективную работу, обозначить проблему, обеспечить контроль за выполнением заданий. | Черепаха Тортилла хотела подарить Буратино Золотой ключик, но только если он решит задачу. Поможем? - Сейчас я прочитаю вам задание, а вы внимательно его прослушайте: – Тортилла дала Буратино задание найти периметр каморки папы Карло. Комната имеет форму квадрата, длина одной стороны 3 метра, найдите периметр этой комнаты. 3+3+3+3=12 (м) - А можно ли заменить здесь действие сложение умножением. Почему? 3*4=12(м) Запишите ответ. - Что обозначает первое число в записи, второе? - А можем ли мы использовать переместительное свойство при решении задач? - Какой вывод можно сделать? В задачах нельзя использовать переместительное свойство умножения, потому что меняется смысл задачи. - Можно ли здесь использовать переместительное свойство умножения? Почему? Запишите вывод в своём листе (Переместительное свойство умножения не используется при решении задач) Просмотр фрагмента м/ф ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_11.png) | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов. |
Физминутка для глаз («Коробка с карандашами») http://www.docme.ru/doc/37761/galkina-i.a.-e-lektronnye-fizminutki-dlya-glaz.-chast._-3 | Выполняют упражнения глазами за движущимися предметами на экране | Организовать контроль над выполнением упражнений глазами | ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_12.png) | |
3) Самостоятельная работа Цель – проверка знаний (Презентация, слайд 10) (Презентация, слайд 11) | Работать самостоятельно. Слышать и понимать задание. Сверять с образцом. Оценивать свою работу. | Организовать самостоятельную работу, обозначить задание, обеспечить контроль за выполнением заданий. | Самостоятельная работа - Золотой ключик открывает дверь в кукольный театр. Мы тоже сможем подобрать ключик, выполнив задание. - На слайде появляется пример, вы записываете его в свой лист и решаете. Сверяете с результатом. Если всё правильно, закрашиваете клеточку с ключиком жёлтым цветом. 3+3+3= 2 ∙2 = 3∙4 * 4∙3 1∙5 * 1+5 ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_13.png) - Мы открыли дверку. Просмотр фрагмента м/ф ![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/f/86f09f2621b712a7053fc504cdb5173f00c101ef/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pieriemiestitiel-noie-svoistvo-umnozhieniia-1_14.png) | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов. |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Проводит рефлексию урока. | - Какие открытия сделали? - Можем ли мы в задачах применять переместительное свойство умножения? – Все ли вам было понятно? – Какую работу вам хотелось бы выполнить еще? – Как вы сегодня работали? На рабочих листах у вас смайлики, оцените свою работу на уроке: Зелёный цвет– если на уроке вам было всё понятно и вы сможете объяснить другому. Жёлтый – если вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь Красный – если поняли, но нужна помощь. - Молодцы! Спасибо за урок. | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе |
Домашнее задание | | Учитель дает подробную консультацию по выполнению домашнего задания | С. 56 № 5, № 7 | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. |