СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ФГОС Представление информации. Языки. Кодирование.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ФГОС

Учебный предмет, класс: Информатика, 10 класс

ФИО учителя: Майснер Юлия Александровна

УМК:

1.      Угринович, Н. Д. Информатика: учебник для 10-11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2003. – 512 с.

2.      Угринович, Н. Д. Примерная рабочая программа для 10–11 класса / Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – М.: БИНОМ, 2016. – 49 с.

3.     Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2006.

Тема урока: Представление информации. Языки. Кодирование.

Тип урока:  комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС Представление информации. Языки. Кодирование.»

Технологическая карта урока по ФГОС


Учебный предмет, класс: Информатика, 10 класс

ФИО учителя: Майснер Юлия Александровна

УМК:

1. Угринович, Н. Д. Информатика: учебник для 10-11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2003. – 512 с.

2. Угринович, Н. Д. Примерная рабочая программа для 10–11 класса / Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – М.: БИНОМ, 2016. – 49 с.

3. Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2006.

Тема урока: Представление информации. Языки. Кодирование.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная – расширить представление обучаемых о ключевых понятиях «языки», «формальные языки», «естественные языки», «кодирование», «декодирование»; изучить способы кодирования и декодирования информации.

Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, внимательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию.

Воспитательная – воспитание активности, аккуратности и внимательности, формирование мотивационной компетентности.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способность связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение персонального компьютера как средства познания окружающей действительности.

Предметные: освоение обучающимися в ходе изучения предмета следующих понятий: «язык», «формальные языки», «естественные языки», «кодирование», «декодирование»; изучить способы кодирования и декодирования информации.

Метапредметные: освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), умение применять персональный компьютер для решения задач из разных предметных областей

Формируемые УУД

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально.

Познавательные УУД: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: язык, естественный и формальный язык, кодирование, декодирование.

Технологии, методы, приемы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, методы практической работы учащихся.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Программно-технические средства на уроке

Необходимое техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows 7 Профессиональная; мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office; презентация MS PowerPoint на тему: «Представление

информации. Языки. Кодирование».





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (1 мин)

1.

Включает в себя приветствие учителем класса, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих.


Подготовка класса к работе.


регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (5 мин)

2.

Фронтальный опрос учащихся:


1)Какие существуют основные философские концепции информации?

2)Какая с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?

3)Благодаря развитию, каких наук понятие информация стало широко употребляемым?

4)В каких биологических науках активно используется понятие информации?

5)Что такое наследственная информация?


Учащиеся отвечают на вопросы:

1)Атрибутивная, функциональная и антропоцентрическая.

2) Любая если ученик дает обоснование.

3) Кибернетика и теория связи.

4) Генетика

5) Ген



Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Изучение нового материала (20 мин)

3.

1. Изложение нового материала с демонстрацией слайдов презентации.

  • Открываем тетради, записываем число, классную работу и новую тему урока.

(Слайд 1)

2. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое язык, какие бывают языки, что такое кодирование и декодирование информации.

3. (Слайд 2,3)

Язык – это знаковая система для представления и передачи информации.

4. (Слайд 4)

Языки бывают естественными, например, русский, китайский, английский, и формальные, например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов.

5. (Слайд 5)

Под словом «кодирование» понимают процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки.

6. (Слайд 6)

Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.

Процесс чтения текста – это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста.

7. (Слайд 7)

Декодирование – процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.

8. (Слайд 8)

Три основных способа кодирования текста:

1) графический – с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой – с помощью чисел;

3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

9. (Слайд 9)

Стенография – это быстрый способ записи устной речи.

10. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование – это процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст.

11. Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография.

12. (Слайд 10)

Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение – это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов – короткого и длинного – для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.

Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе.

13. (Слайд 11)

Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два вида сигналов. Неважно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица. Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала.

В коде Бодо длина кодов всех символов алфавита одинакова и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов — это знак текста.

Код Бодо – это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации.

1. Учащиеся записывают число, классную работу и новую тему.




2.Учащиеся внимательно слушают учителя.



3.Учащиеся записывают определение понятия «язык».


4. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.












5. Учащиеся записывают определение понятия «кодирование».




6. Учащиеся слушают учителя.












7. Записывают определение понятия «декодирование» в тетрадь.



8. Учащиеся записывают в тетрадь три способа кодирования текста.






9. Запись определения «стенография» в тетрадь.


10. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.



11. Записывают определение «шифрование» в тетрадь.




12. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя.















13. Учащиеся слушают рассказ учителя.






Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Познавательные: освоение основных понятий и определений, общеучебные (выделение информации), формирование умения проводить сравнение

Коммуникативные: сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.

Практическая работа (15 мин)

4.

1.Организует практическую работу, объясняет

правила работы.

  • На сегодняшнем уроке мы с вами изучили такие понятии, как: язык, естественный и формальный язык, кодирование и декодирование, стенография, шифрование, код Морзе, код Бодо. Научились пользоваться азбукой Морзе. Проверим, как вы поняли тему и для этого выполним практическую работу.

2. (Слайд 12)

Упражнение 1:

Пользуюсь азбукой Морзе запишите Вашу Фамилию и имя.


(Слайд 13)

Упражнение 2:

1) . _ . . . . _ _ _ _ . _ _ _ _ .

_ _ . _ . _ . . _ _ _ _ _ .

_ . . . _

_ . . . _ . _ _ . . . _ . _ . . . !

2)   − · ·   · − −   · −    

     · − − ·   · − · ·   · · − −   · · ·      

   −   · − ·   · ·



(Слайд 14)

Упражнение 3:

  1. Внимательно слушают учителя.










  1. Ответы учеников:

Упражнение 1: записывают свою фамилию и имя.



Упражнение 2:

1) Лучше меньше да быстрее!

2) Два плюс три










Упражнение 3:

Искусственный интеллект
















Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Познавательные: применение основных понятий и определений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Подведение итогов. Домашнее задание (4 мин)

5.

  • Закрепим полученные сегодня знания.

1. Дайте определение понятию «язык».















2. Какие языки вы знаете?



3. Приведите примеры естественных и формальных языков.











4. Что такое кодирование?















5. Что такое декодирование?















6. Назовите основные способы кодирования текста.











Учитель осуществляет оценку деятельности учащихся на уроке и выставляет отметки.

  • Запишите домашнее задание. (Слайд 15)

  • Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Ответы учеников:

1. Язык – это знаковая система для представления и передачи информации.

2. Естественные и формальные.

3. Русский, китайский, английский, и формальные, например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования.

4. Кодирование – это процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её. хранения, передачи или обработки.

5. Декодирование – это



Декодирование – это процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.

1) графический – с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой – с помощью чисел;

3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!