2. | Фронтальный опрос учащихся: 1)Какие существуют основные философские концепции информации? 2)Какая с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной? 3)Благодаря развитию, каких наук понятие информация стало широко употребляемым? 4)В каких биологических науках активно используется понятие информации? 5)Что такое наследственная информация? | Учащиеся отвечают на вопросы: 1)Атрибутивная, функциональная и антропоцентрическая. 2) Любая если ученик дает обоснование. 3) Кибернетика и теория связи. 4) Генетика 5) Ген | Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения Регулятивные: умение регулировать свои действия |
3. | 1. Изложение нового материала с демонстрацией слайдов презентации. (Слайд 1) 2. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое язык, какие бывают языки, что такое кодирование и декодирование информации. 3. (Слайд 2,3) Язык – это знаковая система для представления и передачи информации. 4. (Слайд 4) Языки бывают естественными, например, русский, китайский, английский, и формальные, например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов. 5. (Слайд 5) Под словом «кодирование» понимают процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки. 6. (Слайд 6) Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию. Процесс чтения текста – это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста. 7. (Слайд 7) Декодирование – процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию. 8. (Слайд 8) Три основных способа кодирования текста: 1) графический – с помощью специальных рисунков или значков; 2) числовой – с помощью чисел; 3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. 9. (Слайд 9) Стенография – это быстрый способ записи устной речи. 10. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование – это процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. 11. Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография. 12. (Слайд 10) Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение – это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов – короткого и длинного – для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи. Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. 13. (Слайд 11) Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два вида сигналов. Неважно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица. Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала. В коде Бодо длина кодов всех символов алфавита одинакова и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов — это знак текста. Код Бодо – это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации. | 1. Учащиеся записывают число, классную работу и новую тему. 2.Учащиеся внимательно слушают учителя. 3.Учащиеся записывают определение понятия «язык». 4. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. 5. Учащиеся записывают определение понятия «кодирование». 6. Учащиеся слушают учителя. 7. Записывают определение понятия «декодирование» в тетрадь. 8. Учащиеся записывают в тетрадь три способа кодирования текста. 9. Запись определения «стенография» в тетрадь. 10. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. 11. Записывают определение «шифрование» в тетрадь. 12. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя. 13. Учащиеся слушают рассказ учителя. | Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами. Познавательные: освоение основных понятий и определений, общеучебные (выделение информации), формирование умения проводить сравнение Коммуникативные: сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы. |
4. | 1.Организует практическую работу, объясняет правила работы. На сегодняшнем уроке мы с вами изучили такие понятии, как: язык, естественный и формальный язык, кодирование и декодирование, стенография, шифрование, код Морзе, код Бодо. Научились пользоваться азбукой Морзе. Проверим, как вы поняли тему и для этого выполним практическую работу. 2. (Слайд 12) Упражнение 1: Пользуюсь азбукой Морзе запишите Вашу Фамилию и имя. (Слайд 13) Упражнение 2: 1) . _ . . . . _ _ _ _ . _ _ _ _ . _ _ . _ . _ . . _ _ _ _ _ . _ . . . _ _ . . . _ . _ _ . . . _ . _ . . . ! 2) − · · · − − · − · − − · · − · · · · − − · · · − · − · · · (Слайд 14) Упражнение 3: | Внимательно слушают учителя. Ответы учеников: Упражнение 1: записывают свою фамилию и имя. Упражнение 2: 1) Лучше меньше да быстрее! 2) Два плюс три Упражнение 3: Искусственный интеллект | Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами. Познавательные: применение основных понятий и определений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения Регулятивные: умение регулировать свои действия |
5. | 1. Дайте определение понятию «язык».
2. Какие языки вы знаете?
3. Приведите примеры естественных и формальных языков.
4. Что такое кодирование?
5. Что такое декодирование?
6. Назовите основные способы кодирования текста.
Учитель осуществляет оценку деятельности учащихся на уроке и выставляет отметки. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ответы учеников: 1. Язык – это знаковая система для представления и передачи информации. 2. Естественные и формальные. 3. Русский, китайский, английский, и формальные, например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. 4. Кодирование – это процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её. хранения, передачи или обработки. 5. Декодирование – это Декодирование – это процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию. 1) графический – с помощью специальных рисунков или значков; 2) числовой – с помощью чисел; 3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |