- Давайте расскажем, что мы узнали нового на прошлом уроке? - Как определить ударный слог? - Хорошо ли мы умеем с вами определять ударный гласный и ударный слог? (Скорее всего, дети сами предложат потренироваться еще раз выполнять эту работу.) - А чем бы еще вы хотели заняться на этом уроке? Составляем план урока План. (примерный) 3 2 Работа с рисунками Составление схем слов. Составление схем предложений. По заданным схемам составлять предложения. Составление устных рассказов. Выделение гласных звуков в слове. Выделение ударного слога в слове. Письмо элементов букв. Работа в Букваре Беседа по рисунку. 7 3 Фрагмент из видеофильма по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» - Кто узнал, из какого фильма мы посмотрели фрагмент? - Узнали вы сказку? Как она называется? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...») - Кого вы видели в фильме? Чем они заняты? - Рассмотрите картинку в Букваре. (Нарисована иллюстрация к этой сказке.) - Кто запомнил, как начинается сказка? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком».) - Рассмотрите схему под картинкой. Что это за схема? (Схема предложения.) - Сколько предложений? - А почему схема занимает две строчки? - Соответствует ли произнесенному вами предложению схема под картинкой? (Предложение длинное, поэтому вся схема не поместилась на одной строчке в Букваре.) – Прочитаем это предложение по схеме. 1 1 2. Деление слов на слоги, постановка ударения. - Назовите 1-е слово. (Три.) - Сколько в нём гласных звуков? (Один [и].) - Сколько слогов? (Один.) - Чем докажите? (Один гласный.) - Раз слог только один, значит каким он будет? (Он и будет самым сильным, ударным, ведь других слогов в слове нет.) - Если в слове один слог, нужно ли будет тогда ставить знак ударения? (Ударение «отдыхает», его не надо ставить над такими словами.) - Назовите 2-е слово. Сколько в нём гласных звуков? - Назовите их. (Три; обозначим их на схеме.) - Сколько слогов? (Три: де-ви-цы. Дети произносят слово так, как оно слышится, а не пишется.) - Почему? - Разделим на схеме слово на 3 части. – Поставим ударение. Для этого позовём: девицы! (Ударный второй слог - ви, слоги де и цы – безударные.) Дети обозначают ударение на схеме. Аналогично ведётся работа с другими словами в предложении. Отметим, что когда мы говорим о делении на слоги, речь идёт о фонетическом явлении, о звуках, и слог либо состоит из гласного звука, либо им заканчивается (о-кном, по-[зно], ве-че-рком). - Красным карандашом подчеркните ударные слоги во всех словах. - Назовите слоги, которые подчеркнули. - Простым карандашом подчеркните безударный слог в словах: окном, пряли, поздно. – Назовите слоги, которые подчеркнули. - Что значит «пряли»? (Делали из волокна нить) - А для чего они это делали? (Нитками можно сшивать одежду, вышивать) - Какую работу мы сейчас выполняли? (Чему учились?) Работа в прописи. - Откройте прописи на с. 24 1. Тематическая беседа по картинке. 7 3 - Кого видим на картинке? - Что собирается делать мальчик? (Шить) - А что он делает сейчас? - Как вы думаете, какого цвета он взял нитку? - Какие элементы напоминает нитка? (Петли.) - Все ли петли по размеру одинаковые? - Откуда начнём обводить нитку: с узелка или с другого конца? (С того, что вставляется в ушко иглы.) - Обведите нитку тем цветом, который вам нравится. - Как вы думаете, откуда эта нитка: из клубка, с катушки? - Какое имя можно дать этому мальчику? - Почему он одет в русский национальный костюм? – Как вы думаете, какого цвета могут быть волосы у мальчика? (Жёлтого цвета) - Обведём волосы мальчика. – Обведите треугольники на рубашке синим и красным цветом. - Как называется то, что мы обвели? (Орнамент, узор) - А сапожки обведём красным, как вы думаете, почему? – Для чего можно использовать нитки из клубка? – Обведите нитки большого клубка зелёным цветом, а маленького таким же, каким сапожки у мальчика. – Какого цвета нитка в катушке? (Она соответствует нитке, которую взял мальчик.) - Что мы сейчас делали? - Для чего? 2. Написание е-образных элементов. – Рассмотрите все строчки на этой странице. Есть ли что-то общее среди элементов? (На каждой строчке петельки.) – А в чём разница? (Разное направление движения.) - Обведём первую тройку синим, вторую красным, третью зелёным цветом и т.д. – На первой строчке элементы, которые мы уже писали. Как они называются? - В каком направлении ведём петлю на второй строке? - Обведите первую тройку синим, а вторую красным цветом. Дети обводят под счёт учителя, подчёркивают лучшие элементы. – На третьей строке обведите все прямые наклонные линии красным цветом. Кто догадался, для чего на этой строке написали вместе с петельками наклонные линии? (Чтобы выдержать наклон элементов.) – В чём особенность петельки на этой строке? – Напишем в воздухе, руки поставим на локоть. Обратите внимание, как движется кисть руки. – Обведите все петельки зелёным цветом. Аналогично выполняется остальная работа. (Эти элементы дети уже писали.) Можно предложить кому-то из ребят (по очереди) вести счёт при обведении элементов. 3. Обведение «змейки» из нитки. – Что напоминает эта нитка? (Змейку, волну.) – Обведите нить по контуру. Возьмите такой цвет, какой соответствует цвету нитки на катушке. III. Работа в Букваре. - Какие красивые у нас получились картинки. Какого цвета у нас были нитки? - А какого цвета они в Букваре? Откройте с.31. 1. Составление схем слов. - Что мы видим на картинках? Работаем со словами. Например: катушка. 2 - Произнесите слово медленно. Послушайте, какие гласные в этом слове. - Назовите их. ( Составляем схему: – В слове 3 гласных звука [а],[у][а], обозначу их на схеме красными точками; если в слове 3 гласных, значит, в слове 3 слога: ка-ту-шка. Разделю схему на 3 части. Определю ударный слог. (КатУшка.) Второй слог ударный, поставлю знак ударения на схеме.) Такая же работа ведётся со словами: клубок, пряжа, нитки. Лексическая разминка. 5 7 - Вспомните, кто в сказке у А.С.Пушкина прял пряжу? (Девицы) - Посмотрите на кубики второго ряда на с.31. - Как вы думаете, на каком кубике нарисована девица? На первых трёх кубиках изображены молодые женщины. Любую из них можно назвать девица. - А как ещё можно назвать молодую женщину? (Девушка, дева.) Дети могут не назвать слово «дева» т.к. это слово в современном русском языке употребляется редко. - Кто нарисован на последнем кубике? (Девочка.) - Чем отличается значение слова девочка, от слов дева, девушка, девица? - Пусть под первым кубиком будет слово дева. Составим схему этого слова. Выделяем гласные звуки, слоги, ставим ударение. См. алгоритм работы со словом выше. 3. - Составьте предложение с этим словом. Такая же работа ведётся со словами: девушка, девица, девочка. - Чему мы сейчас учились? - Как вы думаете, для чего нужно уметь составлять схему слова? (Чтобы потом правильно писать слова.) Работа в прописи. 1. Обведение по контуру (рисунок). – А теперь давайте откроем прописи с.25. Кто вышивает: дева, девушка или девочка? Объясните почему. 7 - Какая одежда у девочки? - Что делает девочка? (Вышивает.) - А вы хотите вышивать? Давайте поможем девочке. - Какого цвета нитки ей понадобятся для работы? - Девочка вышивает разноцветными нитками, и мы будем обводить разноцветными карандашами (ручками). Выбирайте цвет по своему вкусу. 6 - Какие элементы есть на вышивке? - Найдите и обведите такие элементы: сначала пружинки, потом дугу, затем овалы, потом круг, наконец - завитки. 2. Написание е-образных элементов. - Что напоминают элементы 1-й и 2-й строк? (Петли.) - Все ли петли 1-й строки одинаковы по высоте? Обведите самостоятельно. Следующую строчку дети обводят также самостоятельно. – Удалось ли не выйти за пределы линии? - Что у вас получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения? - В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как на ваш взгляд вы справились сегодня с заданиями в прописях. - Как оценили свою работу? Почему?. Физкультминутка. Работа в тетради для печатания. 2 Игра «Вышиваем слова». – Слова тоже можно вышивать «крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким. - Откройте тетради для печатания. Я буду называть слово, вам нужно посчитать, сколько слогов в слове, определить ударный, обозначить слоги крестиками. (Один, два или три ученика работают у доски.) - Борода – ххХ, гребешок – ххХ, хвостище – хХх, перья – Хх, головка – хХх. - Какой слог ударный в первом слове? Назовите его. Во втором? Назовите его. В третьем? И т.д. После работы со словом можно предложить детям оценить свою работу: Вопросы к ученику, (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе составить схему? - Ты правильно составил или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодец! Ты не только правильно составил схему, но и объективно оценил свою работу. -Какой слог может быть ударным в словах? Вывод: в русском языке ударным может быть любой слог. Работа в Букваре. 4 Многозначное слово иголка (с. 31, два нижних рисунка). - Иголками можно только шить или вышивать? - А ещё какие бывают иголки? – Где вы видели иголки? (У ежа, у ели, сосны, швей...) - Почему все эти предметы назвали одним словом? - Слово ИГОЛКА имеет много значений, значит его можно назвать... (Многозначное.) - Нарисуйте схемы слов. (Самостоятельная работа.) - Проверка. Вопросы к ученику, (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе составить схему? - Какая схема получилась? - Ты правильно составил или есть недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодец! Ты не только правильно составил схему, но и объективно оценил свою работу. |