Урок. Окружающий мир. 1 класс.
(Организация деятельностного подхода на уроках окружающего мира в 1 классе в рамках внедрения ФГОС НОО).
Тема: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: знакомство со способами укрепления здоровья.
Задачи урока:
Предметные: сформировать у детей понятие о здоровье; учить выявлять причины простудных заболеваний, расширить кругозор учащихся; познакомить со способами летнего и зимнего закаливания.
Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц, использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпритировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, привлекать семью к проблеме укрепления здоровья, развивать познавательные интересы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формировать уверенность в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь (Н.Ф. Виноградова),
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. Организационный. Мотивация. | М.: словесный Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок: Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок. Он пойдет вам впрок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать. На уроке ты сидишь Тихо – тихо, словно мышь. А какие правила поведения на уроке вы еще знаете? - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают. - Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат. - А теперь закроем глазки и проговорим: « Я готов к уроку». | - Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать, Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. - Учитель спросит – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. Я готов к уроку! | Настрой на работу. |
| | | |
2. Повторение изученного. | - Ребята, вчера вечером мне принесли письмо от Карлсона, и вот что он пишет: «Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах – звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. А как правильно? Посоветуйте, ребята.» | - Больше есть овощей, фруктов, молочных продуктов - Есть разнообразную и здоровую пищу - Принимать пищу не менее 3 раз в день и желательно в одно и тоже время - Пить чай с вареньем | Блиц – опрос. |
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | Но и этого недостаточно, чтобы расти здоровыми, крепкими. Слайд «Здоровье». В доме здоровья живут 4 наших друга, каждый в своей комнате. С каким из них мы еще не знакомы? Тема нашего урока ….. Слайд Поставьте для себя учебную задачу. | Закаливание. Читают по слайду Озвучивание детьми учебной задачи. | Игра «Найди лишнее». Формулирование детьми темы урока. |
4. Актуализация знаний. | Что вы знаете о закаливании? Правила работы в группах | Работа в группах (3 группы). 1.Работать активно 2.Вежливо и доброжелательно общаться с товарищами 3.Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров. 4.Вести диалог тихими голосами Ответы детей (зачитывание законченных предложений) . - Закаленные дети реже … болеют. - Начинать закаливание можно в … (любом) возрасте. - Закаливание укрепляет … организм. | Выявление первоначальных знаний детей по теме. Запись (продолжение) предложений на моделях предметов по теме урока (н-р, на облаках, на фруктах и т.д). |
5. Изучение новых знаний. | Давайте, ребята, посмотрим, а как часто мы болеем. Слайд о заболеваемости. Нужно ли нам говорить о закаливании? Почему? Игра «Верное утверждение» А теперь давайте посчитаем денежки, которые идут на лечение. Слайд «Цена здоровья» (стоимость месячного питания в школе) | Верно или неверно? Чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний. Самое действенное средство борьбы с ними – закаливание. Кутайте ребенка лучше – тогда он будет закаленным. | Практическая работа учащихся: сравнение уровня заболеваемости по классу. Игра «Верное утверждение». Отметить участие родителей в подготовке к уроку. |
6. Применение изученного. | Проанализируйте ситуацию. В семье 2 сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой – теплой. Кто из них реже болеет простудой? Почему? (Холодная вода – хорошее средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын). Рассмотрите рисунки в учебнике с. 153 и извлеките из них нужную для вас информацию. | Ответы детей. Работа по учебнику. | Групповая работа. |
7. Контроль и самоконтроль. | Слайд. 1. закаленные дети А. реже болеют Б. чаще болеют 2. закаливание А. укрепляет организм Б. вредит здоровью. | Дети выбирают нужный ответ. | Тест. |
8. Коррекция. | Прочитайте правила закаливания летом. Слайд о закаливании летом. Мне удалось вас убедить в необходимости закаливания? Я вас призываю укреплять свое здоровье. На личном примере я вам покажу виды зимнего закаливания. Слайд о закаливании зимой. | Дети читают по слайду правила. | Беседа о … |
9. Подведение итогов урока. | Подведите итог своей работы на уроке. | Дети отвечают, как им удалось или нет выполнить свою учебную задачу. | Формулируют правила, используя слова – подсказки, сравнивают с правилом в учебнике. Заполнение таблицы. |
10. Сопоставление знаний до и после урока. | Какая информация для вас была новой на уроке? | Ответы детей. | Возвращение к началу урока: какие утверждения о … оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке. |
11. Рефлексия. | На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция , по которой надо высказать свое мнение, закрасив или не закрасив нужный пальчик . Если вы отвечаете ДА – закрашивайте, если – НЕТ - не красьте. Большой – тема для меня была интересной и важной. Указательный – если ты узнал на уроке новое. Средний – если ты будешь стараться выполнять все советы, чтобы быть здоровым. Безымянный – если тебе было интересно на уроке. Мизинец – если ты расскажешь родителям, как нужно закаляться, чтобы быть здоровым. | Обводят руку и закрашивают пальчики или не закрашивают. | Оценивание своей работы на уроке и работы в группах. |
Самоанализ урока
В данном классе 23 человека, на уроке присутствовало … Работа с этим классом имеет свои особенности: ….. диагностика показывает, что …
В классе есть непоседы, для которых проработать урок – это трудно.
Тип урока - ….
Цель - ….
В течение урока были (не было) незначительные отклонения от конспекта урока, но это не повлияло на ход урока.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока.
В ходе практической работы дети «добывают» знания по теме урока, используют знания, полученные на предыдущих уроках: ….
Ученики работают с разными видами информации: схемы, таблицы, тексты – учатся извлекать из них определенный смысл, формулировать свои суждения.
На уроке прослеживаются межпредметные связи: (чтение: чтение «молча», поиск ответов на вопросы).
К изучаемому материалу привлекается семья.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволят развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные, которые помогут ребенку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
На уроке были созданы учебно-материальные, здоровье-сберегающие, морально-психологические и временные условия. Все это благоприятствовало успешной работе на уроке, и рефлексия на этапе завершения тому подтверждение.