Этапы урока | Ход урока |
Оргмомент. Мотивация к деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие «Я желаю тебе сегодня добра»: Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу! - Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах. |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности | -Прочитайте предложение. -Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением? Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром. Слайд 2 (Обозначить орфограммы, произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему и др.) - Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор. Откройте тетради, запишите число, вид работы - Влад пройдёт к доске и составит схему. |
III Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности | - Кто желает озвучить? - Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему? - Какое это предложение? - С помощью чего мы соединили части сложного предложения? - Какова роль союзов в предложении? (Соединяют части предложения или однородные члены) А чего мы с вами ещё не знаем, чтобы не допускать ошибок? Значит, какова тема урока, попытайтесь определить. Посмотрите на схему, согласны? Слайд 3 А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему. Слайд 4 Так, кто сформулирует тему урока более точно? Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но Слайд 4 Постановка целей Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - На какой вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока? (Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?) Слайд 5 |
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
| -
Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение) 1.Наблюдение с.68 Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки. 1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,…. - Какие это предложения? (сложные). - С помощью чего соединены части сложного предложения? ( с помощью союзов и, а, но) - Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая) 2 группа? 3 группа? А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт 1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Заготовка у вас на столах Слайд 6 Защита проекта – схемы. Слайд 7, 8, 9 Вывод: Слайд 10 Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах. Слайд 11, 12,13 1.Нахожу и подчёркиваю……… 2. Считаю………………… 3. Если основ две или больше, то…… 4.Нахожу границы…………… 5. Выделяю………………… 6.Ставлю………………… 7. Проверяю…….. |
V. Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД) | Мы с вами сделали открытие, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться) Задания для групп: Слайд 14 Определите, к какому типу относятся предложения. В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания. 1 группа: Слайд 15 Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал. Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту. 2 группа: Слайд 16 Часовой дошёл до угла и повернул обратно. В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы. 3 группа: Слайд 17 Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась. Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальнейшей работы? (проверить знания, полученные на уроке) - Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим. Графический диктант – Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными «–». 1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( - ) 2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + ) 3) Это схема простого предложения с однородными членами: [ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. ( - ) 4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( - ) 5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( + ) Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше? Самопроверка Внимание на слайд. Слайд 18 – Проверьте по эталону: - + - - + – Кто допустил ошибки? В чём причина? - Кто справился без ошибок? |
VII. Домашнее задание. | с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18 (задание по уровням, уровни, расписаны на карточке) (Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя) Задание первого уровня Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Задание второго уровня Списать 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений. Задание третьего уровня Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы. 1. [ ______ ______ ] и [ ______ _____ ]. 2. [ ______ _______ и ] . 3. [ ____ _____ ] , [ ____ ____ ] , [___ ___ ]. |
VIII. Итог урока. | - Вспомните, какие цели перед собой мы ставили в начале урока? Слайд 19 - Достигли мы их или нет? - Что самого важного для себя вы поняли на уроке? - На каком этапе вам было легко? - В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - У кого есть вопросы? - Спасибо за сотрудничество! Слайд 20 |