Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по Программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Название предмета: русский язык | 3А класс Учитель: Николаева Наталья Алексеевна |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения составления и написания сложных слов |
Тип урока | Комбинированный:(урок закрепления изученного материала; изучение нового материала) |
Планируемые результаты (предметные) | Закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных). |
Личностные результаты | Интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли; Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Написание слов с двумя корнями. Выделение корней в словах с двумя корнями. Повторить понятия «соединительная гласная», «сложение двух корней», «сложные слова». Письмо под диктовку. |
Методы обучения | Поисковый, словесный, наглядный,практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания. |
Формы деятельности | Работа в парах, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование | Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного ,зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске. |
№ п/п Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент. А) Создание позитивной мотивации. (2 мин.) | - Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке. - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3) | Слушают учителя Настраиваются на работу на уроке. Записывают число, классная работа. | К. готовность к деятельности; положительная эмоциональная направленность. |
Б).Чистописание. (3 мин.) | . (Слайд 3) аоеия кривой, прямой, - Правописание, каких букв закрепляем на первой строчке? - Что общего у этих букв? -Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?
-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? (Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)
- Подберите проверочные слова (устно)
Рефлексия. - У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки.
| (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными). Записывают буквы по образцу (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета). Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
(правильность написания букв и их соединений)
(Будем сравнивать свою запись с образцом учителя) (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки) | К. готовность к деятельности; положительная эмоциональная направленность. |
В)Словарная работа. (3мин.) | (слайд 4) -С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? 1). В...круг, в...гон, б...лет, б...седа; 2). Инж...нер, г...гант, г…зета, з...бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д. - Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую. Проверка. - Что будем проверять? Как будем проверять? Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ? Проверка (слайд 5) После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы. ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно. Рефлексия. Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? | (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.) Записывают только безударные гласные через запятую (Будем проверять правильность написания безударных гласных) ( Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю) ( Ребята поднимают сигнальные карточки) | РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий. |
Г) Составляем предложения. (3мин.) | (Слайд 6) - Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. Слайд 6. (Учитель кликает мышкой на слайде появляются слова) Ветер, подул, снегопада, после, холодный - Слова на слайде образуют предложение? - Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.Запишите. После снегопада подул холодный ветер. | (Учащиеся устно составляют предложения). (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль) | ПУУД: умение производить анализ, синтез, соотносить, классифицировать объект. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
II.Изучение нового материала. А)Актуализация знаний.
Б). Постановка учебной задачи. (3мин.) | -Найдите в предложении сложное слово. - Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока. Слайд7 - Это урок изучения нового материала или закрепления изученного? - Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на уроке? Слайд 8 Корзина идей. (Слайд 9). (Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.) Слайд 10 -(Учитель обобщает ответы детей.) - На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать. - А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? | ( Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложением двух корней). (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней) ( Учимся писать слова с двумя корнями) (-Закрепим, как образуются слова с двумя корнями. -Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова сдвумя корнями) ( Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…..) | ПУУД: построение логической цепи рассуждения. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи. ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы. |
В) Повторение правил (1мин.) | – Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. (Слайд 11) - Как называются слова, у которых два корня? ( Учитель кликает мышкой на слайде и появляются ответы) - Как образуются сложные слова? - Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? -Какие соединительные гласные знаете? | ( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-) ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными) (только –О-, -Е-) | ПУУД: умение делать вывод, анализ, |
Освоение новых знаний. А) Тренировка в составлении слов с двумя корнями (2мин) \ | (Слайд 12) - Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначив, корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные. Ходит пешком – пешеход Лес рубит - лесоруб Сам летает – (самолёт) Лазит по скалам - Скалолаз Сам варит - самовар -Чему учились, выполняя это задание? Как образовали новое слово? - Кому было легко образовывать сложные слова? | Дают ответы по очереди ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-) ( поднимают сиг. карточки) | ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения. РУУД: умение определять цель деятельности на уроке; оценивать результаты деятельности. |
Б) Физкультминутка (2мин.) | Физминутка. (Слайд 13-12) -А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем – вы топаете: Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход. | Выполняют движения, выбрав правильные слова. | ЛУУД: установка на здоровый образ жизни. |
Г) Самостоятельная работа. Отработка умений образовывать слова с двумя корнями. ( 4мин) | (Слайд 165 – Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм. Найти корни двух слов; 2) выбрать соединительную гласную;; 3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.) -Один ученик идет к доске соединяет линией получившееся слово, а остальные по индивидуальным карточкам. Работа по карточкам Карточки: море катает рыба ходит вода ловит сам падает каша варит - Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-, соединив их стрелками. Проверка. - Что будем проверять? Как будем проверять? Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ? Проверка (Слайд 16) Рефлексия. -Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями? | ( Проверяют, правильно ли составили сложные слова) ( Слушают ответ товарища и сравнивают свою запись с образцом, если нужно исправляют) ( Ребята поднимают сигнальные карточки) | ПУУД: Строят логическую цепь рассуждений; используют доказательства. ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
IV.Закрепление изученного материала. а) Поиск слов с соединительными гласными (4мин.) | (Работа в паре) Работа по учебнику - стр. 101 упр.2. (Слайд 18) -Прочитайте стихотворение. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями. Запишите слова в тетрадь Шел Егор Через бор Видит: Вырос мухомор.( А. Прокофьев) Листопад, Листопад,- Пенится Тропинка, И шумит, Как водопад, Каждая Осинка!(Т. Белозеров) Проверка. -Какие слова в стихотворении имеют два корня? Лежебока Мышеловка Птицелов -Прочитайте на экране еще три слова и понаблюдайте, сравните с вашими словами. -Что можно сказать про написания соединительных гласных в словах? Рассмотрите памятку схем слов и постарайтесь запомнить(Слайды 21-22) | Читают стихотворение, находят слова с двумя корнями (мухомор, листопад, водопад) Сравнивают, анализируют, выделяют особенности написания соединительных гласных. Соотносят со схемой свои предположения и стараются запомнить. | ПУУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации, выдвижение гипотез; доказательство. РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
б) Образование слов способом сложения двух корней. (2мин.) | (Слайды 23-24) Работа по учебнику стр. 101.№ 3(устно) Проверка по слайду Снегопад, водопад, ледокол, самолёт, домохозяйка, мышеловка, мясорубка, самосвал. | Образуют слова по алгоритму Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют. Коллективная проверка.) | ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение. ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
в) Выборочный диктант. (3мин.) | (Слайд 26-27) - Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями. - Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную. Снежинка, снегопад; Водичка, водолаз; Звездопад, звёздочка. Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?) После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??) (слады 27- 32) Рефлексия: - Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? | Слушают учителя и записывают слова по выбору Самопроверка (поднимают сигнальные карточки) | ПУУД: умение слушать учителя, анализировать, сравнивать. РУУД: оценивать результаты деятельности. ЛУУД: самоопределение. |
г) Игра «Найди правильный ответ» в виде теста(приложение) (5мин.) | (Слайды 30- 34) - Игра «Найди правильный ответ»(интерактивный тест) из трех вариантов, работать будем в парах Коллективная проверка на интерактивной доске. Резерв: « Игра –соревнование» (работа в группах) Слайд 24-25 -Кто больше составит сложных слов за 1минуту. 1ряд- составляют сложные слова с корнем –ВОД-; 2ряд- составляют слова с корнем –САМ-; 3ряд- составляют слова с корнем –МОР- | В парах выполняют интерактивный тест Водолаз, водовоз, водокачка, водопровод, водоканал; Самолет, самокат, самосвал, самовар, самоделка; Мореход, мореплаватель, морепродукты, мореходство, мореплавательный. | РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
V.Итог урока (2мин.) а) Рефлексия. | (Слайд 35) -Чему научились сегодня на уроке? -Как можно составить сложное слово? Учитель называет оценки. (Слайд 36) - Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим. - Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь. - Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке. - С каким настроением заканчиваете урок? -Что мне оставить на доске солнышко или тучку ? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки) | (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями) (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.) (поднимают сигнальные карточки) | РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Б).Домашнее задание (1мин) | (Слайд 37) 1.Учебник- стр.101. Упр.4 2. Рабочая тетрадь стр. 27 №4, 2 3. История слова благодарить - подготовить по желанию. (учитель раздает листочки с Д.З.) Слайд 38. Молодцы! Спасибо за урок. | | |
1. Учебник «Русский язык» для 2 класса авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2008.-ч.1,2
2. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно» рабочие тетради. – М. «Вентана –Граф», 2011 г.
3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя.
4. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 1 класс (1-3)
М. Изд. центр «Владос» 2001 г.
5. О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».
Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.
6. О.В. Узорова «Русский язык правила и упражнения 1 – 5 классы»
М. Изд. АСТ «Премьера» 2000 г.
7. А. Ундзенкова «Русский с увлечением!» ЛТД Екатеринбург 1997 г.
2. Как соединяются два корня в сложных словах?
3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?
5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?