СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс УМК "Начальная школа ХХl века"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, этот урок очень занимательный, интересный. На каждом этапе проводится рефлексия, с помощью сигнальных карточек. Я, думаю, этотим уроком многие воспользуются!

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать слова с двумя корнями.3класс »

МБОУ «Нововасюганская СОШ» Томской области Каргасокского района

Технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по Программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: "Учимся писать слова с двумя корнями"

Урок № 41. Дата проведения: 16. 11. 2015 г.

Название предмета: русский язык

3А класс Учитель: Николаева Наталья Алексеевна

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения составления и написания сложных слов

Тип урока

Комбинированный:(урок закрепления изученного материала; изучение нового материала)

Планируемые результаты

(предметные)

Закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).

Личностные результаты

Интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Написание слов с двумя корнями. Выделение корней в словах с двумя корнями. Повторить понятия «соединительная гласная», «сложение двух корней», «сложные слова». Письмо под диктовку.

Методы обучения

Поисковый, словесный, наглядный,практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.

Формы деятельности

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного ,зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске.






Технологическая карта урока

п/п Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент.

А) Создание позитивной мотивации.


(2 мин.)

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.


Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой.

( Рисунок солнышка и тучки на доске)

Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3)


Слушают учителя




Настраиваются на работу на уроке.


Записывают число, классная работа.

К. готовность к деятельности; положительная эмоциональная направленность.

Б).Чистописание.


(3 мин.)

. (Слайд 3)

аоеия

кривой, прямой,

- Правописание, каких букв закрепляем на первой строчке?

- Что общего у этих букв?

-Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.



-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?



-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

(Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)







- Подберите проверочные слова (устно)





Рефлексия.

- У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки.








(Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).


Записывают буквы по образцу


(Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета).


Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)



(правильность написания букв и их соединений)



(Будем сравнивать свою запись с образцом учителя)


(Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)

К. готовность к деятельности; положительная эмоциональная направленность.

В)Словарная работа.


(3мин.)





















(слайд 4)


-С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря?

1). В...круг, в...гон, б...лет, б...седа;

2). Инж...нер, г...гант, г…зета, з...бота;

3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д.

- Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую.

Проверка.

- Что будем проверять?

Как будем проверять?


Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка (слайд 5)

После проверки.

У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно.


Рефлексия.

Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов?



(Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)


Записывают только безударные гласные через запятую



(Будем проверять правильность написания безударных гласных)

( Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)











( Ребята поднимают сигнальные карточки)


РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.

Г) Составляем предложения.

(3мин.)


(Слайд 6)

- Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря.

Слайд 6. (Учитель кликает мышкой на слайде появляются слова)

Ветер, подул, снегопада, после, холодный

- Слова на слайде образуют предложение?

- Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.Запишите.

После снегопада подул холодный ветер.


(Учащиеся устно составляют предложения).





(Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль)


ПУУД: умение производить анализ, синтез, соотносить, классифицировать объект.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

II.Изучение нового материала.


А)Актуализация знаний.









Б). Постановка учебной задачи.


(3мин.)



-Найдите в предложении сложное слово.


- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?



- Прочитайте тему урока. Слайд7

- Это урок изучения нового материала или закрепления изученного?

- Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на уроке? Слайд 8

Корзина идей. (Слайд 9).

(Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.) Слайд 10

-(Учитель обобщает ответы детей.)


- На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.



- А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями?

( Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложением двух корней).

(Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней)

( Учимся писать слова с двумя корнями)



(-Закрепим, как образуются слова с двумя корнями.

-Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова сдвумя корнями)




( Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…..)


ПУУД: построение логической цепи рассуждения.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.





КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.

ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы.


В) Повторение правил

(1мин.)










– Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. (Слайд 11)

- Как называются слова, у которых два корня? ( Учитель кликает мышкой на слайде и появляются ответы)

- Как образуются сложные слова?

- Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах?


-Какие соединительные гласные знаете?


( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)


((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)


(только –О-, -Е-)


ПУУД: умение делать вывод, анализ,

  1. Освоение новых знаний.


А) Тренировка в составлении слов с двумя корнями



(2мин)






\


(Слайд 12)


- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначив, корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные.

Ходит пешком – пешеход

Лес рубит - лесоруб

Сам летает – (самолёт)

Лазит по скалам - Скалолаз

Сам варит - самовар

-Чему учились, выполняя это задание?

Как образовали новое слово?

- Кому было легко образовывать сложные слова?






Дают ответы по очереди

( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)



( поднимают сиг. карточки)

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения.

РУУД: умение определять цель деятельности на уроке; оценивать результаты деятельности.



Б) Физкультминутка

(2мин.)






Физминутка. (Слайд 13-12)

-А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так:

если я называю сложное слово – вы хлопаете,

если слово с одним корнем – вы топаете:

Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход.





Выполняют движения, выбрав правильные слова.








ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.


Г) Самостоятельная работа.

Отработка умений образовывать слова с двумя корнями.

( 4мин)

(Слайд 165

– Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.

  1. Найти корни двух слов;

2) выбрать соединительную гласную;;

3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.)


-Один ученик идет к доске соединяет линией получившееся слово, а остальные по индивидуальным карточкам.

Работа по карточкам


Карточки:

море катает

рыба ходит

вода ловит

сам падает

каша варит

- Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-, соединив их стрелками.


Проверка.

- Что будем проверять?


Как будем проверять?



Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка (Слайд 16)

Рефлексия.

-Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями?


( Проверяют, правильно ли составили сложные слова)

( Слушают ответ товарища и сравнивают свою запись с образцом, если нужно исправляют)



















( Ребята поднимают сигнальные карточки)


ПУУД: Строят логическую цепь рассуждений; используют доказательства.


ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение.



РУУД: оценивать результаты деятельности.


IV.Закрепление изученного материала.

а) Поиск слов с соединительными гласными


(4мин.)










(Работа в паре)

Работа по учебнику - стр. 101 упр.2. (Слайд 18)


-Прочитайте стихотворение. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями. Запишите слова в тетрадь

Шел Егор

Через бор

Видит:

Вырос мухомор.( А. Прокофьев)

Листопад, Листопад,-

Пенится

Тропинка,

И шумит,

Как водопад,

Каждая

Осинка!(Т. Белозеров)

Проверка.

-Какие слова в стихотворении имеют два корня?

Лежебока

Мышеловка

Птицелов

-Прочитайте на экране еще три слова и понаблюдайте, сравните с вашими словами.

-Что можно сказать про написания соединительных гласных в словах?

Рассмотрите памятку схем слов и постарайтесь запомнить(Слайды 21-22)




Читают стихотворение, находят слова с двумя корнями











(мухомор, листопад, водопад)


Сравнивают, анализируют, выделяют особенности написания соединительных гласных.

Соотносят со схемой свои предположения и стараются запомнить.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации, выдвижение гипотез; доказательство.

РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

б) Образование слов способом сложения двух корней.

(2мин.)

(Слайды 23-24)

Работа по учебнику стр. 101.№ 3(устно)

Проверка по слайду


Снегопад, водопад, ледокол, самолёт, домохозяйка, мышеловка, мясорубка, самосвал.



Образуют слова по алгоритму

Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют.

Коллективная проверка.)

ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

в) Выборочный диктант.

(3мин.)
















(Слайд 26-27)

- Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.

- Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.

Снежинка, снегопад;

Водичка, водолаз;

Звездопад, звёздочка.

Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?)

После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??)


(слады 27- 32)

Рефлексия:

- Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать?


Слушают учителя и записывают слова по выбору







Самопроверка



(поднимают сигнальные карточки)




ПУУД: умение слушать учителя, анализировать, сравнивать.


РУУД: оценивать результаты деятельности.


ЛУУД: самоопределение.


г) Игра «Найди правильный ответ» в виде теста(приложение)

(5мин.)

(Слайды 30- 34)


- Игра «Найди правильный ответ»(интерактивный тест) из трех вариантов, работать будем в парах


Коллективная проверка на интерактивной доске.




Резерв: « Игра –соревнование» (работа в группах) Слайд 24-25

-Кто больше составит сложных слов за 1минуту.


1ряд- составляют сложные слова с корнем –ВОД-;

2ряд- составляют слова с корнем –САМ-;

3ряд- составляют слова с корнем –МОР-

В парах выполняют интерактивный тест








  1. Водолаз, водовоз, водокачка, водопровод, водоканал;

  2. Самолет, самокат, самосвал, самовар, самоделка;

  3. Мореход, мореплаватель, морепродукты, мореходство, мореплавательный.

РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность


V.Итог урока

(2мин.)





а) Рефлексия.



(Слайд 35)

-Чему научились сегодня на уроке?

-Как можно составить сложное слово?

Учитель называет оценки.


(Слайд 36)

- Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим.

- Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.

- Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке.

- С каким настроением заканчиваете урок?

-Что мне оставить на доске солнышко или тучку ?

(Учащиеся поднимают сигнальные карточки)

(Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)

(Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.)







(поднимают сигнальные карточки)

РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Б).Домашнее задание

(1мин)

(Слайд 37)

1.Учебник- стр.101. Упр.4

2. Рабочая тетрадь стр. 27 №4, 2

3. История слова благодарить - подготовить по желанию.

(учитель раздает листочки с Д.З.)

Слайд 38.

Молодцы! Спасибо за урок.




ФОУД - Индивидуальная, фронтальная, парная. Работа обучающихся на уроке - работали активно, все были включены в работу. Оценка достижений целей урока - урок достиг поставленных целей.









Список использованной литературы

1. Учебник «Русский язык» для 2 класса авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2008.-ч.1,2

2. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно» рабочие тетради. – М. «Вентана –Граф», 2011 г.

3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя.

4. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 1 класс (1-3)

М. Изд. центр «Владос» 2001 г.

5. О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».

Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.

6. О.В. Узорова «Русский язык правила и упражнения 1 – 5 классы»

М. Изд. АСТ «Премьера» 2000 г.

7. А. Ундзенкова «Русский с увлечением!» ЛТД Екатеринбург 1997 г.

Научно-методический журнал «Начальная школа»


Приложение.

Интерактивный тест.

  1. Как называются слова с двумя корнями?

- простые

-сложные

-составные

2. Как соединяются два корня в сложных словах?

-при помощи согласных букв

- при помощи гласных и согласных букв

- при помощи гласных букв

3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

-о, е

- о, а

- и, е

4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?

-лазоскал

-скалолаз

-скалелаз

5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!