Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место Приветствуют учителя. | Продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | | |
2.Проверка домашнего задания | Предлагает привести в соответствие термин и его определение, оцененные в баллах. (Приложение №1) | Приводят в соответствие термин-определение. Готовятся к ответу. Отвечают. | Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с измерительными материалами, самооценка. | Продолжить формирование представлений о движении земной коры и землетрясениях. | Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности. |
3.Актуализация знаний | Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Вулканы». Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока? Прилож.4 Записываем тему урока в тетради. Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на оборотной стороне доски и поочерёдно открывает записи) | Ученики предлагают варианты тем урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Будут сформированы знания о вулканах и гейзерах России, сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов. | Научатся выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. | Формировать умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. |
4.Мотивация (задание на столкновение мнений) | Перед вами картины разных художников. Распределите эти картины на две группы: горы и вулканическая гора. -Как Вы выполнили это задание? - Задание было одно, а выполнили мы его по-разному. -Почему? Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме. | -Дети предлагают варианты ответов. -Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы. Рассказывают о том, что они знают о вулканах. | | Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом | Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения. |
5.Усвоение новых знаний и способов деятельности | Формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются. Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок 117 на стр.100 в учебнике. Чтение учащихся о процессе извержения вулкана сопровождает опытом, рисунками. Помогает сравнивать разные виды вулканов по рисунку. Предлагает найти в учебнике определение понятия «Гейзер» Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него. | Класс делится на четыре группы. I.объясняют строение вулкана, находят очаг, жерло, кратер, лаву. II. выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры действующих и потухших вулканов находят на карте (рис.50). III.Зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (стр.100) В тетради составляют кластер «Вулканы». IV.По карте (рис.50 стр.76) «Землетрясения и вулканы» определяют районы вулканизма. Выясняют, что такое гейзер. Как он образуется. На карте находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо. Выясняют насколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержений вулканов. | Продолжить формирование познавательной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды. | Формирование умения давать определение понятиям «вулкан». Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма. Отображать в речи содержание совершаемых действий. Формирование умений извлекать информацию из различных источников знаний, проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
6.Первичная проверка понимания изученного Применение изученного. | Предлагает подписать составные части вулкана в тетради. Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с сообщением о вулкане Везувий. Предлагает отметить в контурной карте России действующие и потухшие вулканы. Консультирует учащихся при необходимости. | Работают в тетради Ученик сообщает краткие сведения о гибели Помпеи. Остальные слушают. Выполняют задания на контурной карте | Продолжить формирование познавательной и информационной культуры. | Продолжить формирование навыков работы на контурной карте. | Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем. |
7.Самостояте льная работа с самопроверкой по эталону | Выдаёт тесты по основным понятиям темы. (Приложение №2) | Работают в парах и группах. Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами. Самооценка. | Освоение социальных норм и правил поведения в в небольших группах. | | |
8.Рефлексия учебной деятельности | Предлагает учащимся ответить изученные вопросы и оценить свою работу на уроке. (Приложение №3) | Оценивают свои знания по пятибалльной системе. | Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности. | | |
9.Информация о домашнем задании | Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике, хорошо работали. Сообщает домашнее задание: на выбор:1. Составить кроссворд.2.отметить на контурной карте 10 вулканов. 3.сделать макет вулкана. | Записывают задания в дневник. | | | |
А. твердая оболочка Земли.
Б. резкий горизонтальный разрыв земной коры.
В. Место в земной коре, где происходит разрыв и смещение горных пород.
Г. Место на земле, где бывают самые сильные разрушения.
Д. Зоны землетрясений и извержений вулканов, расположенных на границы литосферных плит.
«3» – два ответа неверны.
Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б