СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология. 4 класс. Урок 20. ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ И ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта. Урок 20. История одежды и текстильных материалов. Можно редактировать.

Просмотр содержимого документа
«Технология. 4 класс. Урок 20. ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ И ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Урок 20. История одежды и текстильных материалов

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен;

научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции

Метапредметные:

познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения;

регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки;

коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе

Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Образовательные ресурсы: учебник (с. 68–69); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; лоскутки тканей натурального
и искусственного происхождения; чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности
обучающегося

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся.

Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

– Тема урока «История одежды и текстильных материалов».

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде.

– Почему нельзя прожить без одежды?

– Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»?

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.


Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.





– Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно строить речевое высказывание

II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами

Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями.

– Рассмотрите в учебнике иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда?

– А почему делали одежду из шкур животных?

– С какой целью люди заворачивались в шкуры?

– Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды.

– Шло время, и люди научились делать ткани. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань. Посмотрите на образцы ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это и так видно. У вас на партах – кусочки марли. Рассмотрите их.

– А кто же переплел эти нити? Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.

– Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось?

– Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу.

– Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?

– А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить?

В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы.

Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники.

– Отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем?

– Для чего люди всё это делали?


– Какую одежду носит современный человек?

– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?


– Для чего современному человеку нужна разная одежда?

– Отличается ли одежда по временам года?

– На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения?






– Что относится к «деловой одежде»?


– Что относится к «спортивной одежде»?



– Что относится к «рабочей одежде»?


– Что относится к «домашней одежде»?


– Что относится к «специальной одежде»?

– Мы живем в России, в нашем стране проживают люди разных национальностей. И у каждой национальности есть своя отличительная национальная одежда. Например: казачья одежда, одежда адыгов.

– Что вы можете рассказать о материалах, из которых одежда шилась? О ее конструктивных особенностях?

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию об одежде в разные времена. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.


– Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела.

– Спустя какое-то время люди научились связывать и переплетать шкуры.

На доске начинают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ».

Первое назначение одежды – защита.



– Ткань состоит из нитей.







– Ткач. Нити переплетены на ткацком станке.






– Ткать!


Выполняют практическую работу.


– У нас получилась нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда мы сжали их пальцами, да еще и скрутили, они сплелись своими ворсинками.

– Мы занимались прядением!















– Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в XVIII веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами.

На доске продолжают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ».

Второе назначение одежды – украшение.

– Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность».

На доске заканчивают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ».

Третье назначение одежды – функциональность.

– К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.

– К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки.

– К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка.

– К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта.

– Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде

Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения.

Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками

III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Текущий инструктаж

Проверка готовности обучающихся к работе
(организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).


– Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим.

Никому сейчас не под силу перечислить все необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Химические волокна делятся на две группы – искусственные и синтетические волокна (в зависимости от вида исходного сырья).

– Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми?

– Какие текстильные материалы используют для отделки одежды? Есть ли на вашей одежде (в классе, дома) такая отделка?

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Работают в парах, выполняют практическую работу, определяют свойства хлопка и льна, заполняют таблицу:

Название волокна

Цвет

Блеск

Мягкость

Прочность

Хлопок

белое

матовое

мягкое,
пушистое

прочное

Лен

светло –
серое

блестящее

жесткое, гладкое

прочное

Работают в парах, выполняют практическую работу, определяют свойства шелка и шерсти, заполняют таблицу:

Название волокна

Цвет

При растяжении

При горении

При скручивании

Шелк

белое

неупругое

запах жженой бумаги

сминается

Шерсть

белое,
бежевое, черное

упругое

запах жженого пера

не сминается

– У натуральных тканей лучше гигиенические свойства. Они лучше впитывают влагу (пот), лучше сохраняют тепло.

Выполняют тест «Натуральные и синтетические ткани».

– Выберите правильный ответ.

1. Ткань, сырьем для получения которой является растительное волокно.

а) шерсть;

б) лен;

в) шелк.

2. Ткань, сырьем для получения которой является волокно животного происхождения.

а) хлопок;

б) лавсан;

в) шерсть.

3. У льна, крапивы волокна вырабатывают:

а) из корня;

б) из стебля;

в) из плода.

4. Отметьте соответствующей буквой, из каких волокон получают ткани (натуральные – Н, химические – Х):

Хлопок –

Капрон –

Шелк –

Шерсть –

Лен –

Вискоза –


Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций.

Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Строить рабочие отношения, работая в коллективе

IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест

Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Как появилась одежда?

– Из каких тканей шьют одежду?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы.










– Появление одежды связано с возникновением человека и с его потребностями в ней. По мере развития цивилизации происходили изменения стиля
и дизайна одежды.

Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку.

Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.


Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской

Оценивать качество уборки
рабочих мест

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Подготовить сообщение о видах ткани

Планировать самостоятельную работу





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!