II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Рассмотрите в учебнике иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда? – А почему делали одежду из шкур животных? – С какой целью люди заворачивались в шкуры? – Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды. – Шло время, и люди научились делать ткани. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань. Посмотрите на образцы ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это и так видно. У вас на партах – кусочки марли. Рассмотрите их. – А кто же переплел эти нити? Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. – Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? – Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу. – Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось? – А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные. Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы. Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. – Отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем? – Для чего люди всё это делали? – Какую одежду носит современный человек? – Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? – Для чего современному человеку нужна разная одежда? – Отличается ли одежда по временам года? – На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения? – Что относится к «деловой одежде»? – Что относится к «спортивной одежде»? – Что относится к «рабочей одежде»? – Что относится к «домашней одежде»? – Что относится к «специальной одежде»? – Мы живем в России, в нашем стране проживают люди разных национальностей. И у каждой национальности есть своя отличительная национальная одежда. Например: казачья одежда, одежда адыгов. – Что вы можете рассказать о материалах, из которых одежда шилась? О ее конструктивных особенностях? | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию об одежде в разные времена. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. – Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. – Спустя какое-то время люди научились связывать и переплетать шкуры. На доске начинают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ». – Первое назначение одежды – защита. – Ткань состоит из нитей. – Ткач. Нити переплетены на ткацком станке. – Ткать! Выполняют практическую работу. – У нас получилась нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда мы сжали их пальцами, да еще и скрутили, они сплелись своими ворсинками. – Мы занимались прядением! – Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в XVIII веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами. На доске продолжают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ». – Второе назначение одежды – украшение. – Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность». На доске заканчивают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ». Третье назначение одежды – функциональность. – К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка. – К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки. – К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка. – К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта. – Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками |