СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология уровневой дифференциации в условиях личностно - ориентированного обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседание МО по теме "Технология уровневой и профильной дифференциации"

Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации в условиях личностно - ориентированного обучения»

Доклад учителя математики МБОУ Новодмитриевская СОШ Сиволапова Николая Николаевича

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, КАЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА

По мере развития науки и практики понятие “образование” тоже претерпевает изменения, развивается, конкретизируется с учётом новых требований и условий.

С каждым годом становится эчевиднее необходимость собственной активности растущего человека, получающего образование, его субъектной позиции. Наивысшие возможные результаты возникают только тогда, когда воздействия учителей, воспитателей школы начинают совпадать с собственными усилиями ребёнка по своему образованию, и достижение этих результатов невозможно без индивидуализации и дифференциации обучения.

Необходимой предпосылкой успешней реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учители Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, в корректной форме сделанное порицание дают больший результат, чем грубое замечание, окрик Ученик, особенно слабый, должен быт* уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие толе женит особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, дифференциации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления дифференцированного подхода к ученику - направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению.

Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь ь осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их ве будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровня его знаний, сформированности умений и навыков, развития и изменения интересов и склонностей, в соответствии с; чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Основная цель осуществления индивидуализации и дифференциации в обучевии заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыноЕ., сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.

Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос, как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных задач дифференциации.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком: быстрый, для третьих излитые замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развитая ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятии, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед учителем постоянно стоит задача -- нейтрашзовать вегативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Реиение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и и ядивидуального подхода к ученикам.

Совершенно очевидно, что наитрудиейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.

Единство такой классификации обусловлено объективной необходимостью, так как совершенно очевидна потребность в том, чтобы:

  1. показать динамику перехода ученика из одной группы в другую, г.е. учитель должен видеть рост ученика и учитывать егэ;

  2. наглядно представлять возможности коллективной р аботы с различными группами учащихся; выбрать систему работу с каждым из группы учащихся.

Состав сформированных групп меняется на претяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудн ости.

Работа с учагцимися^каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самэстоятельнссть. Они получают трудные, но интересны; задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое примгнение знаний. Задания составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усюения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия. Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобиить результаты работы. Вместе с учащимися первой группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задан т. творческого характера. Ученики 3-й группы ну:кдаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся j-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Пристального внимания заслуживает дифференциация и индивидуализация домашнею задания, так как его ребёнок выполняет без непосредственного руководства, учителя, поэтому необходимо создать условия для успешного его выполнения.

Чаще всего учитель даёт общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других - трудным. Первые не трени руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к домашней работе и к учебной деятельности в целом.

Как показывают наблюдения, домашняя работа учащихся протекает особо эффективно лишь тогда, когда организована оперативна! помощь со стороны учителя, не сковывающая инициативу и самостоятельность учеников, но предупреждающая у них неудовлетворённость.

Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на. повышение его уровня. Но самое главное - индивидуализация и дифференциация о бщения помогает ребёнку познавать себя, преодолевать трудности, способствует саморазвитию.

Таким образом успешное развитие познавательно]! активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом сто особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика., можно полн ее использовать ег о ре ль в овладении знаниями, умениями и навыками, р»азвития способностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!