Тема: Математическая эстафета
Занятие математического кружка для 2 класса
Цель: предоставление возможности младшим школьникам в увлекательной и занимательной форме продемонстрировать математические знания и умения, развивать мыслительную деятельность учащихся, интерес к математике;
удовлетворить естественную потребность в двигательной активности; развитие интеллектуальных и физических способностей
Планируемые результаты при формировании универсальных учебных действий:
Личностные УУД: способность понимания причин своего успеха или неуспеха в работе, понимание необходимости расширения знаний;
Регулятивные УУД: контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений, оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
Познавательные УУД: понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать со сверстниками в группе, принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Оборудование: раздаточный материал ( цифры от 0 до 9), мяч, листочки с пословицами, две скакалки, два стула.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Учитель: Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной.
У нас сегодня занятие необычное,
Весёлое , математичное,
Игры, конкурсы, соревнования –
Покажите всё своё старание.
Хочу всех вас приветствовать,
Успехов пожелать.
Всем, кто умеет задачи решать,
Быстро складывать и вычитать,
Считать, думать и размышлять,
Правильный ответ искать.
Сегодня на занятии кружка мы проведем с вами математическую эстафету.
Участники делятся на 2 команды. Им предлагается выбрать капитанов и название команд. Условие - для названия команд использовать математические термины, например, названия геометрических фигур.
- Давайте вспомним, какие бывают фигуры.
Отгадайте загадки: (отгадки будут являться названием команд)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
Представление команд: «Круг» и «Квадрат».
На столе стоят коробочки, в которые вы будете собирать жетоны-баллы (1 жетон=1 баллу). В конце соревнования мы их подсчитаем и выясним, кто победил в математической эстафете.
Разминка для капитанов команд ( за взятый приз-1 балл)
Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» – приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри…
Рыбешек мелких увидали, да не одну, а целых…две!
Мечтает мальчик закаленный стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два…марш!
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори разок, другой, а лучше…пять.
Однажды поезд на вокзале мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не брали, когда была возможность брать?
Разминка для членов команд.
Конкурс «Быстро отвечай»
Я вам буду задавать вопросы по очереди. За правильный ответ 1 балл.
1 команда:
Сколько хвостов у 8 коров? (8)
Сколько рогов у 4 коров? (8)
Сколько ушей у 5 мышей? (10)
Как называется знак сложения? (плюс)
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько хвостов у семи китов? (7)
Сколько пальцев на двух руках? (10)
Сколько слогов в слове математика? (5)
Сколько в двух неделях дней? (14)
Сколько букв в слове я? (1)
Два друга прошли 10 километров. Сколько километров прошёл каждый из них? ( 10)
2 команда:
Сколько ног у 3 коров? (12)
Сколько шин у 4 машин? (16)
Сколько хвостов у 20 ослов? (20)
Сколько слогов в слове школа? (2)
Как называется результат при сложении? ( сумма)
Назовите первый день недели? ( понедельник)
Сколько дней в одной неделе? (7)
Какая геометрическая фигура имеет три угла?(треугольник)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько десятков в числе «18»? (1)
Четверо играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из участников? ( 4)
III. Спортивные эстафеты с математическими заданиями.
Реши правильно!
На доке записаны 2 столбика с примерами на каждого участника команды, дети выстраиваются перед своим столбиком колонной, по сигналу первый участник подбегает, решает пример, передаёт мел второму и т.д. ( за правильный ответ по 1 баллу + 1 балл за скорость)
Когда все решат, проверяется правильность, выставляются баллы.
56-6 32+7 94-90 63+6 35+5
20-7 15-6 23+7 56-4 98-3
70+4 5+30 17-8 51+30 40+7
86-6 43-40 37-30 80+7 56-50
60+34 88-7 46+20 77-6 74-30
Игра «Не скажу!»
Содержание: Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят «не скажу!»
Например: не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6... Кто ошибся, выбывает из игры.
«Волшебники»
Цель: закреплять знания геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.
-Сейчас мы превратим скакалки в геометрические фигуры.
Дети получают скакалки со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).
Физкультминутка.
Услышав слово сто, дети хлопают руками над головой.
У простого сторожа – непросторный дом.
Часто в нём стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто!
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять!
Конкурс «Числа в пословицах и поговорках».
За определённое время нужно вставить пропущенные числа в пословицах и поговорках.
1. ... в поле не воин. ( Один в поле не воин.)
2. … одного не ждут. ( Семеро одного не ждут. )
3. У … нянек дитя без глазу. ( У семи нянек дитя без глазу.)
4. … раз отмерь, …раз отрежь. ( Семь раз отмерь, один –отрежь)
5.… за всех и все за ….. (Один за всех и все за одного)
Конкурс
Пусть всякий знает
Кто же лучше вычисляет!
Мне примеры вам задать,
Вам же думать и считать!
Всем членам команды на грудь вешают таблички с номерами от 1 до 5, в 5-6 шагах перед каждой командой ставят 2 стула. На стульях прикреплены таблички «Единицы» и «Десятки». Учитель громко называет выражение, играющие должны быстро подсчитать результат, и те из них, у кого таблички с цифрами бегут и садятся на приготовленные стулья.
Члены команд, быстрее занявшие свои места, получают по одному очку. Примеров может быть несколько, чтобы каждый участвовал в игре, хотя бы по одному разу.
6+6=12
13-8=5
7+7=14
12-9=3
9+6=15
11-9=2
8+5=13
7+8=15
40+3=43
28-7=21
14-9=5
23+31=54
6. Фантазеры
Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр на доске. Используя несколько цифр от 0 до 9, дети по очереди выходят к доске и рисуют по одной части . За каждую использованную цифру- 1 балл.
Жюри считает баллы.
Заключительная часть.
Слово жюри.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в итоге отличился?
Подведение итогов и награждение победителей ( подсчёт баллов)
Вывод:
- Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие не пройдет для вас бесследно, может быть, кто-то займется математикой серьезнее, кто-то побежит в библиотеку, чтоб взять книжки с интересными задачами (демонстрируется выставка книг) и в обычных задачках вы сможете увидеть необычную красоту и получите удовольствие, когда
решите их верно.
Список литературы:
1.Кальт Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Электронный научный журнал «Вестник государственного педагогического университета».-2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. –http:// WWW eduhmao.ru › var/db/files/16209.matem-osh4.doc.
2. «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.
3. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева Волгоград 2004.
4. Максимова Т.Н.. Интеллектуальный марафон. Москва, ВАКО, 2009
Приложение
1. ... в поле не воин.
2. … одного не ждут.
3. У … нянек дитя без глазу.
4. … раз отмерь, …раз отрежь.
5.… за всех и все за …..
8