СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Типы текстов. Текст-рассуждение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Типы текстов. Текст-рассуждение. Цель: дать учащимся представления о тексте-рассуждении, развивать умения распознавать текст данного типа на слух и составлять его; развивать связную речь учащихся; воспитать интерес к языковым явлениям. Оборудование: рисунок (заяц), карточки для работы в парах. ХОД УРОКА I Организация класса. (2 мин.) • Проверка готовности к занятию. • Проверка организации рабочего места. II Актуализация опорных знаний учащихся. (10 мин.) 1. Работа над загадкой. - Прочитайте загадку и отгадайте её. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы! (Заяц) - Какие слова помогли вам отгадать загадку? ( Лесной, уши) - Можно ли эту загадку считать текстом? Почему? - К какому типу текста относится эта загадка? (Текст-описание). 2. Составление рассказа по рисунку и вопросам. - С помощью рисунка и вопросов составьте и запишите рассказ о зайце. - Какая у зайца голова (уши, глаза, хвост, лапы)? - Какую шубку носят зайцы зимой? А почему? - Чем питаются зайцы? - К какому типу относится данный текст? ( Текст-описание) - На какой вопрос он отвечает? - Подчеркните слова, с помощью вы описали внешний вид зайца. 3. Устное составление текста по зачину. Составьте текст-описание. Начните его так: Мне купили новый мяч… - Какой вопрос можно поставить к составленному вами текст? ( Какой?) 4. Работа в парах по карточкам. - прочитайте текст. Поставьте к нему вопрос. Почему нашего щенка зовут Шариком? Потому что издалека он похож на пушистый шарик. Во-первых, у него короткие небольшие лапки, и ходит он, важно переваливаясь с боку на бок. Во-вторых, мама постоянно балует своего любимца разными лакомствами, поэтому он стал похож на колобка с длинной шерсткой, под которой совсем не видно лап. Вот почему Шарик получил такую кличку. - К какому типу относится данный текст? Почему? III Сообщение темы и задач урока. (5 мин.) - Что нового вы узнали о тексте на прошлом уроке? Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним типом текста – текстом-рассуждением, будем учиться распознавать текст-рассуждение среди текстов других типов и составлять текст данного типа. IV Физкультминутка. ( 5 мин.) Мы за партами сидели, На учителя глядели, А теперь мы тихо встанем И зарядку делать станем. Раз, два, три, четыре, пять – Надо косточки размять. Мы попрыгаем немножко И покрутимся волчком. Глянем весело в окошко, На другой урок пойдем. V Обобщение и систематизация знаний. (13 мин) 1. Отгадайте загадку. На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. ( Волк ) - К какому типу относится данный текст? - Какие слова вам помогли отгадать загадку? 2. Работа с учебником. Выполнение упражнений 257, 258 ( с.20 ) Подведение учащихся к выводу о том, что текст, в котором что-либо доказывается или объясняется, называется рассуждением. 3.Работа в парах по карточкам. Я сделал звездолёт. Он очень похож на тот звездолет, который я увидел на картинке в журнале. У моего звездолета острый нос, внизу три небольших крыла. Есть специальная дверь для входа. Он голубого цвета, а на его среднем крыле красными буквами написано «МИР». Отличный звездолет получился! - Прочитайте тексты и сравните их. Я сделал звездолет. Почему именно звездолет? Потому что я давно мечтаю полететь в космос: рассматриваю звезды в бинокль, читаю рассказы о знаменитых космонавтах, занимаюсь спортом и выполняю специальные упражнения. А сегодня в журнале я увидел рисунок звездолета, который придумали ребята из соседней школы. Вот почему я построил звездолет. - Что общего у этих текстов? Чем они различаются? - Какому типу текста относится каждый из них? - Когда используют описание? Рассуждение? 4. Списывание с грамматическим заданием. Прочитайте текст. Пятачок – черепашонок. Он живёт у нас уже третий год. Почему мы его так назвали? А потому, что когда его к нам принесли, он был с пятикопеечную монету. - Какой вопрос можно поставить к этому тексту? - Прочитайте в тексте то предложение, в котором объясняется почему черепашонка назвали Пятачком. - Запишите текст. Найдите в тексте слово, подходящее к данной звуковой схеме: ( Пятачок ) VI Итог урока. ( 5 мин.) - С каким типом текста мы познакомились сегодня на уроке? ( Текст-рассуждение ) - Чему мы научились? - Что повторили? VII Домашнее задание. Упражнение 337 ( с.22 )

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!