СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: « Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных»

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: « Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных»»

Тема урока: « Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями имени числительного как части речи, спецификой грамматических норм склонения имени числительного; проанализировать причины ошибок в употреблении имён числительных; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся; воспитывать настойчивость в овладении грамматикой русского языка.

Оборудование: Учебник, учебные тексты.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые Результаты:Учащиеся знают нормы употребления имени числительного (виды числительных, склонение числительных); правильно употребляют в речи и склоняют числительные для обозначения количества предметов, порядка их при счёте; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.

ХОД УРОКА

Организационный этап

1. Беседа

Чём отличаются числа от имён числительных?

В чём состоят особенности склонения числительных в письменной и устной речи?

Где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в устной речи?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Проблема грамматической нормы в речи современного человека — это проблема не только культуры речи, но и общей



Культуры человека. а в последнее время она всё чаще связывается с понятием «экология языка». Необычайно пониженный уровень культуры речи у многих наших современников стал следствием почти повсеместного пренебрежения грамматическими нормами словоупотребления в обществе, в том числе и в деловых документах. Наблюдения над современной речевой практикой показывают, что немалое количество ошибок встречается при употреблении имён числительных, причём особую трудность представляют собою падежные формы и лексическая сочетаемость числительных с другими частями речи в тексте.

IV. Работа над темой урока

1. объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Сложности в употреблении числительных «начинаются с нуля». Как следует называть эту цифру: Нуль или Ноль? Форма Нуль.  Сейчас считается устаревшей, хотя и допускается в сочетании Абсолютный нуль. Принято говорить: Ноль целых и пять десятых, ноль часов ноль минут, счёт матча ноль — ноль.

Гораздо сложней. Оказывается, склонять составные количественные числительные, например: 456 789. Прежде всего, надо помнить простое правило.

При склонении составных количественных числительных следует Изменять каждую часть.

Вряд ли нам придётся часто использовать в устной речи такие числительные, но ошибки возникают и при употреблении более простых форм. Чрезвычайно распространённая в разговорной речи ошибка перенесена сейчас и в эфир: слово Пара Применимо лишь к тем предметам, которые существуют в парном виде: Пара глаз, пара ног, пара ботинок, Но ни в коем случае не Пара лет, пара домов. Объясняется этот грустный факт достаточно просто: незнанием особенностей склонения имён числительных. а между тем имя числительное — самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

Помните: В устной речи числительные необходимо склонять!

Числительное Один Согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется, как прилагательное: Один день, одного дня, одному дню. Числительные Два (две), три, четыре имеют особые формы: Два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двумя, тремя, четырьмя;



О двух, О трёх, о четырёх. Числительные От пяти до двадцати и тридцать Склоняются как существительное Кость 3-го склонения. Числительные Сорок, девяносто, сто При склонении образуют две формы: в именительном и винительном падеже — Сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах — Сорока, девяноста, ста.

При склонении сложных количественных числительных от 50 До 80 И от 200 До 900 Изменяется каждая часть слова. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. а каждое из этих слов склоняется по своим правилам: Семьсот двадцать пять, семисот двадцати пяти, семистам двадцати пяти.

Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.

Порядковые числительные похожи на прилагательные; они, как И прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

Сравните: Четвёртый — новый, четвёртого — нового, четвёртому — новому, четвёртым — новым, (О) Четвёртом — новом.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!