Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс
Ергина Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания
Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.
Задачи урока:
сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне;
развивать умение делать выводы и обобщать материал;
воспитывать уважение к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся.
Оборудование:
Экран;
Мультимедиа;
Презентация;
CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год”;
учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.;
портреты полководцев - героев войны;
учебная карта «Отечественная война 1812 г.»;
школьный атлас по истории России. ХIХ в..
Основные понятия:
Отечественная война;
генеральное сражение;
фураж;
инфантерия;
флеши;
редут;
ополчение;
партизаны.
Основные даты:
12 (24) июня 1812 г. - начало войны;
27 июля (8 августа) 1812 г. – назначение М. И. Кутузова главнокомандующим;
26 августа (7 сентября) 1812 г. – Бородинское сражение;
25 декабря 1812 г. (6 января) 1813 г. – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Персоналии:
План изучения нового материала:
Причины Отечественной войны 1812 г.
Начало войны. Планы и силы сторон.
Бородинское сражение.
Противостояние двух армий, партизанское движение.
Отступление Наполеона, гибель французской армии.
Характер войны, историческое значение отечественной войны 1812 г.
Основные этапы урока:
Вступительное слово учителя.
Изучение нового материала /ролевая игра – интервью: «Александр I и Наполеон», рассказ учителя, сообщения учащихся, заполнение схемы «Причины Отечественной войны 1812 г.», работа с СD диском “История Отечества”, показ карты “Нашествие Наполеона на Россию” и работа с исторической картой, таблицей «Основные этапы Отечественной войны 1812», элемент драматизации «Совет в Филях», с сопровождением по ходу урока презентацией./
Закрепление изученного материала /беседа по ходу урока/.
Домашнее задание.
Эпиграф:
«Новая Россия начинается с 1812 года».
А. И. Герцен (1 слайд)
Священный долг к Отечеству, — говорила Надежда Дурова, — заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и спокойно расставаться с жизнью».
В истории войны 1812 г. еще много спорных и неясных вопросов, с которыми мы познакомимся на уроке.
Итак, Россия и Франция готовятся к войне. Каковы причины войны? Понять, разобраться в обстановке накануне войны нам помогут император России - Александр I и император Франции – Наполеон Бонапарт.
Сообщение учащегося: Александр I «Благословенный» – российский император, либерал, сторонник Великой французской революции, конституционной монархии. В начале войны – главнокомандующий, но вскоре вынужден был уехать из армии, так как был далек от военного дела. (2 слайд)
- Император, считаете ли Вы, что подписание Тильзитского мира 1807 г. явилось одной из причин войны с Францией?
Александр I: Тильзитский мир, мирный договор с Францией был вынужденным соглашением. Да, Россия получила свободу действий в отношении Турции, Ирана и Швеции, но мы были вынуждены согласиться с завоеваниями Франции в Европе.
Кроме того, Россия обязана была присоединиться к «континентальной блокаде» Англии.
Однако, это больно ударило не только по Англии, но и по самой России. Россия понесла большой экономический ущерб. Авторитет России «падал» и страна оказалась в международной изоляции. Все это осложняло и обостряло отношения с Францией.
Возникли неразрешимые противоречия между нашими странами, которые, возможно может решить только война.
Сообщение учащегося: Наполеон Бонапарт «Антихрист» – великий полководец, первый консул, император Франции, в молодые годы сторонник Великой французской революции. (3 слайд)
Завоевал Западную Европу, Египет, Сирию…
- Император, Вы – великий полководец. На завоеванной территории Вы распространяете буржуазные порядки, уничтожая феодальные пережитки. В то же время грабили древние города, отправляя ценности банков, музеев, дворцов и церквей обозами в Париж. По этому Наполеону дали прозвище «Антихрист», не верующий в Бога.
Ваша армия из освободительной, превращается в грабительскую и завоевательную.
С чем Вы связываете такие перемены?
Наполеон Бонапарт: «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Я не скрываю, что люблю власть, но люблю ее, как скрипач любит свою скрипку. Власть открывает огромные возможности. Подчинить мир - вот моя цель. Я – человек, призванный влиять на судьбы народов. Франция будет гордиться мной. И в этом мне поможет моя «великая» армия. Я верю в своих солдат, так как уверен, что «в ранце каждого солдата лежит жезл маршала».
Учащиеся делают выводы: определяют причины Отечественной войны 1812 г. и записывают в тетрадь/ работа со схемой «Причины Отечественной войны 1812 г.» (4 слайд)
Причины Отечественной войны 1812 г.
- Наполеон, Вы создали для военного похода в Россию огромную армию. Что она собой представляла? Каковы были Ваши цели и планы? (5 слайд)
Наполеон: Армия действительно была огромной, она насчитывала 600тыс. человек и 1372 орудия. Ее называли «Великой армией», так как она была многонациональна: французов было только около половины, остальную часть составляли австрийцы, итальянцы, голландцы, поляки, пруссаки. Это была «армия двунадесять языков».
Мой план представлял следующее: основными силами двинуться на Москву, не допустить объединения двух армий, разбить их в ходе генерального сражения близ границы/ работа с учебной картой/ Я не предполагал завоевывать Россию. Александр I становился зависимым правителем, как и все западноевропейские монархи. А через территорию России /вместе с русскими войсками/ планировалось нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.
Вопрос к Александру I: Было ли для Вас нападение неожиданным? Каковы силы русской армии, расстановка, и планы? (5 слайд)
Александр I: Мы готовились к войне, но нападение было неожиданным. Русская армия располагала лишь 210 тыс. солдат и офицеров. Она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы.1-ую армию возглавлял военный министр М.Б.Барклай де Толли. Размещалась она вдоль реки Неман. В Белоруссии располагалась 2-ая армия П.И.Багратиона. Киев прикрывала 3–я армия А.П. Тормасова. Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому существовал план генерального сражения вблизи границы / работа с картой/ силами 1-ой армии при поддержке армии Багратиона. Вскоре, я уехал из армии, а общее руководство войсками осуществлял военный министр Барклай-де-Толли.
Сообщение учащегося: Михаил Богданович Барклай-де-Толли, русский генерал фельдмаршал, князь. Происходил из старинного шотландского рода, переселившегося в Ригу. На военной службе с1776 г. Участвовал в русско–турецкой войне1787-1791 г. и русско–шведской войне 1788-1790 г. Отличился во время войны с Францией в 1806-1807 г., с 1807г. командовал дивизией. В 1809-1810 гг. генерал губернатор Финляндии. С января 1810г. военный министр.
Сообщение учащегося: Петр Иванович Багратион/1765-12.09.1812 г/ князь, русский генерал от инфантерии. Выходец из старинного грузинского княжеского рода. На военной службе с 1782 г. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой воне1787-1791 гг. и Польской кампании 1793-1794 гг. В Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова в 1799 г. в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях.
Во время войны с Францией 1805-1807 гг. возглавлял арьергард русской армии. Участвовал в русско-шведской войне1808-1809 гг. командовал дивизией. С марта 1812г. командующий 2-ой Западной армией.
Сообщение учащегося: Александр Петрович Тормасов/1752-1819/ граф, русский военачальник, генерал от кавалерии. На военной службе с 1772г. Участвовал в русско-турецкой войне1787-1791гг. и подавлении Польского восстания 1794г. В1803-1808гг. – Киевский и рижский генерал – губернатор. В1808-1811гг. главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии. С 1811г. член Государственного Совета. В начале Отечественной войны 1812г. командовал 3-й армией. Весной 1813 г. во время болезни М.И.Кутузова – исполняющий обязанности главнокомандующего. С1814г. главнокомандующий в Москве, много сделал для ее восстановления после пожара 1812 г.
Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию” и работа с исторической картой
Учащимся дается задание по ходу рассказа, составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».
Дата | Событие |
12 (24) июня 1812 г. | Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию. |
22 июля (3 августа) 1812 г | Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском. |
27 июля (8 августа) 1812 г. | Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. |
26 августа (7 сентября) 1812 г. | Бородинское сражение. Решающее сражение для России. |
1 (13) сентября 1812 г. | Военный совет в Филях, на котором было принято решение сдать Москву без боя, но сохранить армию. |
12 (24) октября 1812 г. 14-16 ноября (26-29 ноября) 1812 г. | Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России. Деревня Студёнка на р. Березине. Разгром французской армии Наполеона. |
25 декабря 1812 г. (6 января) 1813 г. | Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном. Политическая Арена. |
Фрагмент из CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год” «Отечественная война 1812 г.»,
На рассвете 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи/просмотр отрывка видеофильма/. Быстрое продвижение мощной французской армии изменило планы русского командования. Барклай де Толли принимает единственное правильное решение: отступать, любой ценой сохранить войска, не вступать в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Отступление велось с небольшими боями, которые сильно изматывали противника, причем каждый бой Наполеон принимал за начало генерального сражения. (6 слайд)
Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. Но в России не было всеобщей воинской повинности. Армия комплектовалась путем рекрутских наборов. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест с призывом создать народное ополчение, начался сбор средств для действующей армии. Был подписан рескрипт, который узаконил партизанскую войну. Но крестьяне, покинувшие свои жилища и вооружившись, чем могут, ушли в лес, ничего не зная о рескрипте. Их борьба против захватчиков разворачивалась независимо от царских рескриптов. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и фураж, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот.
В августе на смоленской земле уже действовали первые партизанские отряды.
Французская армия наступала, теряя солдат в результате быстрых маршей и стычек с партизанами. «Великая армия» таяла на глазах. К Смоленску подошло лишь 200 тыс. человек. (7 слайд)
3 августа армии Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском. (8 слайд)
Какое значение имело это событие? Ответ:/первоначальный план Наполеона был сорван/.
Вначале августа /4-6 августа/ под Смоленском произошло крупное сражение. Город удержать не удалось, однако здесь Наполеон потерял около 20 тыс. солдат. Русские войска и население покинули город, и противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража/корм для лошадей/ французам захватить не удалось.
Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?
Ответ: /Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер/.
Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая–де Толли. В армии и в Москве говорили, Барклай «ведет гостя в Москву». Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут и недоступен. Багратион, сторонник более активных действий, открыто выражал несогласие с тактикой Барклая. Генералы не ладили друг с другом. В несогласованности их действий многие видели причину потери Смоленска после кровопролитного сражения.
Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова. (9 слайд)
Сообщение учащегося: Михаил Илларионович Кутузов/1745-1813/ - великий полководец и дипломат. После окончания в 1795 г. с отличием Дворянской школы был приглашен в нее преподавателем математики. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в битвах. В бою под Алуштой /1774 г./ был тяжело ранен в висок и правый глаз. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. командовал левой колонной русских войск на Балканах. Участвовал во взятии Измаила. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой». Одна из главных черт Кутузова – осторожность. «Лучше быть острожным, чем обманутым».
Другой чертой Михаила Илларионовича Кутузова была хитрость. «Старый лис Севера», - называл его Наполеон. (10 слайд)
Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить.
- «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки». (9 слайд)
8 августа, став главнокомандующим, Кутузов, прежде всего, объявил действия Барклая-де Толли верными и отступил ближе к Москве. (11 слайд)
А в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение. (12 слайд)
В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну. (13 слайд)
Силы, к этому времени почти сравнялись: враг имел 132-тысячную армию, русские- 132 тыс. при большей артиллерии.
26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника.
Наполеон в этот день пережил смену 2-х настроений. На рассвете, когда солнце только начинало подниматься, он весело воскликнул: «Вот оно утро Аустерлица!» Французы под звуки барабанной дроби начали наступление. И это настроение длилось все утро.
Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву/работа с учебной картой/.Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/.Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.
Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.
Была середина дня. И настроение Наполеона быстро и сильно изменилось. Дело в том, что его прославленные военачальники просили прислать подкрепление, дать гвардию.
Но Наполеон не мог выполнить просьбу, так как кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию.
Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.
Кутузов дал приказ отступить к Москве.
Количество потерь было велико. У французов поло около 600 тыс. человек, в русской армии- 44 тыс. Позже, Наполеон, оценивая эту победу, сказал: «Самое страшное из всех сражений это, то, что я дал под Москвой. Французы в нем показали достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.
Учащимся предлагается проблемное задание: Бородино – это победа или поражение?
Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.
Кутузов отступал к Москве, Наполеон шел по пятам.
1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России. (14 слайд)
Элемент драматизации «Военный совет в Филях». (14 слайд)
После просмотра учащимся предлагается ответить на вопрос: Какое решение было принято на военном совете и почему?
Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает решение – оставить Москву.
Это было единственно верное решение, чтобы спасти Россию.
2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя.
Вслед за ней двинулось население.
Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем – в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона – разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.
Результатом разбоя стало резкое падение дисциплины, обычно очень высокой во французской армии. Солдаты не слушались не только офицеров, но и генералов. Кроме того прибавилась еще одна проблема: обострились национальные отношения «Великой армии».
Немцы враждовали с поляками, итальянцы с хорватами.
На что рассчитывал Наполеон в эти дни?
Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже, ни на Милан, ни на Рим.
В тот же день запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца. (15 слайд)
Наполеон понял, что Москва – это ловушка, которую заманил его Кутузов. И чем дольше он буде оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов.
А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. /работа с учебной картой/. (16 слайд)
В чем состояла хитрость Кутузова?
Кутузов перекрывал город Тулу, где находились оружейные заводы и 240 тыс. воинов, и город Калугу, где находились склады с продовольствием.
Приближалась холодная и дождливая русская осень, а вместе с ней и ранняя зима.
Маршалы требовали от Наполеона военных действий, понимая, что время работает на русских.
6 октября (18 октября) 1812 г. у села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат, один из военачальников Наполеона. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление. (16 слайд)
Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь 12 (24) октября 1812 г.
Кутузов одержал победу. (17 слайд)
За это Александр I наградил Кутузова шпагой с алмазом и лавровым венком, а французы
Были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу.
Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды.
/Денис Васильевич Давыдов; Александр Фигнер; Герасим Курин и Василиса Кожина/
Война приобретала народный характер.
Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. 14-16 ноября (26-29 ноября) 1812 г. при переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии. (18 слайд)
Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.
В конце декабря 1812г. генерал- фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю:
«Война окончилась за полным истреблением неприятеля».
25 декабря 1812 г. (6 января) 1813 г. Александр I издал Манифест об изгнании врага и окончании войны. (19; 20 слайд)
По ходу урока проверяется хронологическая таблица с «Основными событиями Отечественной войны 1812г». (21 слайд)
Разминка для глаз
Учащимся предлагается задание: определить характер войны 1812 г.
Вывод: со стороны России, война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер.
В этой борьбе приняли участие представители различных слоев населения, но в основном простой народ – крестьяне, которые защищали не только русского царя, но и Отечество.
В этой войне участвовали русские, белорусы, украинцы, татары, башкиры…
В условиях всеобщей трагедии были забыты все обиды, страдания. Люди стремятся к единению, готовы встать на защиту земли русской. Это чувство скрытого патриотизма живет в каждом человеке и сам человек не всегда предполагает его. Но приходит час испытаний и человек, движимый первым порывом сердца, поступает так, как требует долг, зов предков, память. Это и есть патриотизм.
Учащиеся поводят итоги урока на основании эпиграфа, что «Новая Россия начинается с 1812 года». А. И. Герцен (1 слайд)
И это связано с историческим значением победы в Отечественной войне 1812 г.:
Освобождение европейских стран от наполеоновского владычества;
Патриотический подъём русского народа. (22 слайд)
Домашнее задание: параграфы 2; 4, подготовить сообщения «Памятники, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.» «Военные награды Отечественной войны 1812 г.»
Технологическая карта урока.
Предмет, класс | 8 класс. История России. |
ФИО учителя | Ергина М. Г. МБОУ СОШ № 11. |
Тема урока | Отечественная война 1812 г. |
Место и роль урока в изучаемой теме. | Урок завершает тему «Реформы деятельности М. М. Сперанского» и предшествует теме «Внешняя политика России в 1801-1812 гг». Священный долг к Отечеству, — говорила Надежда Дурова, — заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и спокойно расставаться с жизнью». Патриотизм всех слоев населения выразился ярко в их самоотверженном служении Родине, презрении к опасности, в величии их духа. Защита Отечества - наш гражданский долг. Всех объединяет любовь к своей семье, близким людям, к своей малой Родине, к России. Любовь к России - это патриотизм. Данная тема раскрывает понятие патриотизма, справедливой войны, защиты Отечества, семьи и веры и готовит к восприятию последующей. |
Цель урока | Воспитание патриотизма и чувства гордости за свое Отечество, создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся. Понимания взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую гражданин идёт во имя защиты добра и справедливости |
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Сформировать представление понятий: справедливая война, патриотизм, жертвенность во имя защиты Родины. Создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 года, способствовать изучению основных событий войны и формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г. | Развивать нравственные чувства ответственности и сопереживания на основе законов милосердия и справедливости. Развивать коммуникативные, информационные, интеллектуальные компетенции. способствовать становлению исследовательской компетентности у учащихся | Воспитание уважения к воинам – защитникам Отечества; прививать любовь к России, героям. Воспитывать у учащихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине. |
Планируемые результаты | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, причинно-следственных связей; Готовность слушать, вести диалог, излагать своё мнение; Умение совместной деятельности; Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Вид урока | Урок с элементами исследования |
Используемые технологии | Здоровье сберегающие, технология развития критического мышления, личностно-ориентированные техн.; интерактивные и проблемные методы обучения. |
Учебно-методический комплекс | Источники информации | Оборудование | Дидактическое сопровождение | Материалы для познавательной деятельности ученика |
Учебник «История России XIX в.» урок 3; автор А.А. Данилов, М., XIX в.» «Просвещение» 8 кл., 2009г. + Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова «История России XIX в» 8 кл. ч I | Мультимедиа, компьютер Экран мультимедиа презентация. портреты полководцев - героев войны; карта по Отечественной войне 1812 г.; атласы 8 кл. и контурные карты 8 кл по истории России XIX в.» | Выдержки из слайд-шоу. Словарь | Иллюстрации, работа с учебником, с атласом и контурной картой. |
Организационная структура урока. |
Название урока | Длительность мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятель-ность учителя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат |
| 1-2 мин. | Психологический настрой на урок | Добрые пожелания друг другу | Здоровье сберегающие технологии | Ф | Участвует в действии | Стоят и приветствуют друг друга | Хороший настрой на урок, воспитание дружелюбия, взаимопомощи |
2. Стадия вызова. Мотивация. | 2 мин. | Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации | «Отечественная война 1812 г.», «Новая Россия начинается с 1812 года» А. И. Герцен Фрагмент из CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год” | Метод формирования интереса к учению. Метод иллюстр. Проблемно-поисковый Проблемный вопрос: «О чём мы будем говорить на уроке?» | Ф | Направляет учащихся | Дети работают с иллюстрацией и эпиграфом | Дети называют тему урока |
3. Целеполагание. | 2-3 мин. | Мотивация на изучение темы урока | Оформление доски, план. | Метод формирования интереса к учению. | Ф | Стимулиру-ет учащихся к деятельности. | Осуществляют поиск необходимой информации. | Возможность определить свою роль на уроке. |
4.Стадия реализации смысла. | 30 мин. | Получение новой информации. | Исследователь-ская работа с текстом учебника и с текстом презентации, словарем, атласом, контурной картой. Представление домашнего опережающего задания, сообщения. (Слайды 1- 20) | Проблемно-поисковый. Самостоятельная работа с книгой. Гностические методы (организация мыслительных операций). Исследовательский метод. Метод мини-проектов. | Ф Г г | Создаёт условия быть активным не боясь ошибиться, получить плохую оценку Управляет и координиру-ет деятель-ность учащихся | Учатся приводить примеры на основании учебника и презентации о защите русского народа против завоевателей Учатся анализировать жизненные ситуации. Участвуют в дискуссии, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Возможность проявить самостоятельность, творчество |
5.Музыкальная пауза. | 1 мин. | Психологический настрой | Разминка для глаз | Здоровье сберегающие технологии | инд | Участвует в действии | Сидят и делают разминку для глаз | Хороший настрой на продолжение урока |
6.Рефлексия. | 7 – 5 мин. | Осмысление, рождение нового знания | Учащиеся поводят итоги урока на основании эпиграфа, что «Новая Россия начинается с 1812 года». А. И. Герцен (21-22 слайд) | Метод контроля | Инд Фронт. | Анализ и оценка деятельности учащихся | На основании полученных знаний учащиеся делают выводы. | Умение проводить контроль и взаимоконт-роль |
7.Домашнее задание. | 2 мин. | Творческое использование полученных знаний. | | | Инд | | | параграф 4, подготовить сообщения «Памятники, связанные с событиями Отечествен-ной войны 1812 г.» «Военные награды Отечествен-ной войны 1812 г.» |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,