Тема урока: «Согласная буква Ф. Российский флот»
Цель: познакомить учащихся с согласными буквами Ф, ф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение ставить логическое ударение, воспитывать чувство гордости за Родину.
Планируемые результаты: Выделяют звуки [ф], [ф,] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой; развивать логическое мышление, память, умение слушать.
Универсальные учебные действия(УУД). Выразительно читать стихотворения, проявляя эмоции; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением; карточки; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
І. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели спинки прямо
Мы легонечко вздохнем и работать все начнем.
– Проверим готовность к уроку.
ІІ. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа
– Какие новые буквы вы повторяли на предыдущем уроке?
– Какой звук они обозначают?
– Рассмотрите ленту букв на с. 69 учебника. Какие согласные и всегда звонкие звуки вы знаете? Какими буквами они обозначены?
– Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены? (Буквами Й. Ч, Щ.)
– Какая буква не имеет никакого звука? (Буква Ь.)
– Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков. Отделяет согласную букву при написании от гласной буквы.)
– Прочитайте текст «Овощи» на с. 66—67 «Азбуки».
(Выборочное чтение.)
– Что принесла хозяйка с базара?
– Из-за чего овощи завели спор?
– Что сделала хозяйка?
– Каков оказался суп?
(Учитель обращает внимание детей на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток — очень горячий, крутой кисель — густой, крутой спуск с горы — отвесный.)
– Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 «Азбуки».
– Что случилось с мальчиками?
– Как бы вы поступили в этой ситуации?
– Перескажите этот текст подробно.
ІІІ. Постановка целей и определение темы урока.
– Как фыркает кот? (– ф-ф-ф-ф…)
– Какой звук вы сейчас произнесли? ( [Ф] )
– Давайте определим для себя учебную задачу.
( Познакомиться со звуком [ф] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой.)
ІV. Работа по теме урока
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Знакомство со звуком [ф,] и [ф]
– Откройте «Азбуку» на с. 71. Что нарисовано в красной рамке? (Шарф.)
– Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)
– Проведем фонетический разбор этих слов.
– Соотнесите слова со схемами к ним.
– Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко?
(Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф], [ф’].)
Вывод. Согласный глухой, парный звук, может быть твердым и мягким.
Знакомство с буквами Ф, ф
– Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с. 71 учебника
– Дополните их так, чтобы получилось слово. (Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, феврали, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фекла, Федор.)
– Рассмотрите иллюстрации на с. 70—71 «Азбуки». Назовите средства передвижения по воде?
Парусники существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далекие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.
– Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет, как на аэродром.
Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для перевозки грузов.
Физминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Формирование навыков чтения.
– Прочитайте слоги и слова. Чтение слогов и слов в учебнике на стр. 71
– Какие звуки обозначены буквой Ф? Охарактеризуйте их. (Согласные глухие, бывают твердый и мягкий).
– Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.
– Из какой сказки взято четверостишие? (Сказка о царе Салтане)
– Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился?
(Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважении, любви между членами семьи.)
– Проведите фонетический анализ слов «ветер».
– Что можете сказать о написании первой гласной буквы? (Ее надо запомнить.)
– Прочитаем второе стихотворение А.С. Пушкина.
– Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу»? (Учитель подробно объясняет, что значит «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)
V. Закрепление знаний.
– Прочитай те слова (напечатаны на карточках). Разделите их на слоги.
фисташки | фотография | фантазия | фамилия |
фуфайка | фигура | фальшь | фиалка |
фабрика | фаланга | фанера | флейта |
фикус | фартук | фантик | фигура |
футбол | фрукты | фазан | факел |
фасад | ферма | фермер | физика |
фили и | фильмы | фирма | флаг |
флажок | фургон | фантазия | форма |
VІ. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие знания, умения и навеки помогали вам сегодня на уроке?
– Что вызвало у вас затруднения?
VІІ. Подведение итогов урока.
– Понравился ли вам урок?
– Что было самым интересным на уроке?