СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест: "Феодальная раздробленность на Руси. Культура Руси IX-XII вв.". 10 класс. Профильный уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест: "Феодальная раздробленность на Руси. Культура Руси IX-XII вв." для 10 класса в 2х вариантах.

Просмотр содержимого документа
«Феодальная раздробленность на Руси. Культура Руси IX-XII вв.»

Феодальная раздробленность на Руси. Культура Руси IX-XII вв.

Ф.И. ________________________________ I вариант

  1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Любечский съезд

2) Написание летописи «Повесть временных лет»

3) Об­ра­зо­ва­ние им­пе­рии Карла Ве­ли­ко­го




  1. Установите соответствие между понятиями и определениями.

Термин

Определение

А) Житие

1) небольшое изображение в рукописной книге

Б) Слово

2) литературное описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых

В) Миниатюра

3) сохранившиеся на стенах надписи

Г) Граффити

4) торжественного и поучающего обращения


5) поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских князей и богатырей


6) изображение из маленьких кусочков смальты



А

Б

В

Г





3.Назовите событие, о котором идет речь. «Среди бояр созрел заговор. Ночью с мечами и копьями они ворвались в спальню к князю. Князь хотел схватиться за меч, но его не оказалось рядом, так как управитель княжеским хозяйством тайком унес его. За­говорщики нанесли князю множество ран и ушли, думая, что князь мертв. Но князь очнулся и попытался спрятаться. Стоны его были услышаны. Заговорщики по кровавому следу нашли князя и убили его». Ответ: _______________________

4. Рассмотрите изоб­ра­же­ние. Какие два суж­де­ния о дан­ном па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся верными?



1) Церковь была по­стро­е­на в X в.

2) Это пер­вая ка­мен­ная по­строй­ка на Руси.

3) Церковь по­стро­е­на в стиле на­рыш­кин­ско­го барокко.

4) Церковь от­но­сит­ся к ше­дев­рам владимиро-суздальской архитектуры.

5) Строительство этого храма от­но­сит­ся к прав­ле­нию Ан­дрея Боголюбского.

5. Какие два из нижеприведённых па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры были по­стро­ены в том же веке, что и изображённый выше?

Ответ: __________

6.Установите соответствие между датами и событиями.

Даты

События

А) 1185 г.

1) начало правления Всеволода Большое Гнездо во Владимире

Б) 1176 г.

2) свержение с Новгородского престола князя Всеволода Мстиславича

В) 1136 г.

3) первое письменное упоминание о Москве

Г) 1147 г.

4) поход Андрея Боголюбского на Киев


5) появление «Устава» Владимира Мономаха


6) битва Новгород-Северского князя Игоря с половцами на реке Каяла



А

Б

В

Г





7.Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание. Напишите термин, обо­зна­ча­ю­щий название пе­ри­о­да отечественной истории, со­бы­тия которого изоб­ра­же­ны на карте. _____________________________

8. В Новгороде XII-XV вв. власть князя была сильно ограничена в пользу выборных органов и должностных лиц республики. Неугодных князей часто изгоняли. Однако новгородцы никогда не жили без князя, и если изгоняли одного, то сразу же приглашали другого.

Укажите название высшего органа власти в Новгородской республике : __________________

Для чего Новгороду обязательно был необходим князь? (Приведите 2 объяснения).____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте отрывок из работы Д. И. Иловайского «Становление Руси» и ответьте на вопросы.
«На юг и восток от Переяславской земли широко раскинулись кочевья варваров, обнимавшие всю степную полосу Восточной Европы от нижнего Днестра до Яика. ... Как сами, так и кочевые их предшественники и преемники постоянным истреблением лесных зарослей много способствовали расширению любезной им степной полосы в южной России. Наши южные степи представляли полное раздолье для орд. Эти орды не имели никакого политического единства; они делились народы, во главе которых стояли наследственные князья или ханы... Токсобичи, ...Улашевичи, Бурчевичи и пр. Только для общих предприятий, т.е. для набегов на соседние земли или для защиты собственной, соединялись по нескольку родов вместе... С течением времени каждый род вероятно присвоил себе определенные места для кочевья... Становища их летописи обыкновенно называют «вежами»; упоминают о некоторых городах, например, Шарукан, Сугров..., но это по всей вероятности были зимовники, названные именами ханов.
Кроме многочисленных стад, вежи обиловали иногда всякого рода добром, награбленным у соседей во время удалых набегов, дороги­ми одеждами, золотыми и серебряными украшениями и пр. Но главную статью их военной добычи составляли пленники, которых они старались захватить как можно больше... Простых пленников обращали в рабство и продавали корсунским и таманским жидам, откуда они шли преимущественно в восточные мусульманские страны... А те, кто познатнее, обыкновенно содержались под стражею в ожидании выкупа.»
9. О каких кочевых степных племенах говорится в отрывке? Ка­кие кочевые племена были их предшественниками? ______________________________________________________________________________________________________________

10. К каким последствиям для русских земель приводили почти ежегодные набеги этих кочевников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Используя знания по истории, опишите, как складывались отношения между кочевниками и русскими князьями в период раз­дробленности? ________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Феодальная раздробленность на Руси. Культура Руси IX-XII вв.

Ф.И. ________________________________ II вариант

  1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Ос­но­ва­ние Киева

2) Пер­вое упо­ми­на­ние о Москве в Ле­то­пи­си

3) Па­де­ние За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии




  1. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью.

Имена князей

Деятельность

А) Всеволод Большое Гнездо

1) организатор Любечского съезда

Б) Ярослав Мудрый

2) присвоил себе титул великого князя владимирского

В) Юрий Долгорукий

3) взял Киев и передал его войску на разграбление, подчинил гордых новгородцев

Г) Андрей Боголюбский

4) превратил Ростово-суздальскую землю в обширное независимое государство


5) последнее столкновение Руси с Византией


6) назначил первого русского митрополита



А

Б

В

Г





3.Прочитайте текст и определите, о каком произведении идёт речь.

« Крупным литератором Древней Руси был Илларион, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известное его произведение _________________________ написано в жанре торжественного и поучающего обращения».

4. Рассмотрите изоб­ра­же­ние. Какие два суж­де­ния о городе, ста­рин­ный план ко­то­ро­го Вы видите, яв­ля­ют­ся верными?



1) В от­ли­чие от дру­гих русских зе­мель в этом го­ро­де редко со­зы­ва­лось народное вече.

2) В пе­ри­од политической раз­дроб­лен­но­сти русских зе­мель в этом го­ро­де установилась силь­ная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в го­ро­де правил князь Вла­ди­мир Мономах.

4) Через этот город в древ­но­сти проходил тор­го­вый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Мос­ков­ско­му государству в 1478 г.

5. Какие два из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков куль­ту­ры на­хо­дят­ся в этом городе?



6.Установите соответствие между терминами и их определениями.

А) Посадник

1) Глава новгородской церковной организации, официаль­ный представитель республики в ее внешних отношениях

Б) Тысяцкий

2) Должностное лицо, осуществлявшее контроль за налога­ми, ведавшее торговым судом

В) Вече

3) Орган государственного самоуправления на Руси, собра­ние мужского населения города

Г)Архиепископ

4) Высшее должностное лицо, возглавлявшее суд Новгорода, назначавшее и смещавшее различных должностных лиц, на­блюдавшее за деятельностью князя


5) языческий жрец


6) глава центральной власти



А

Б

В

Г





7.Рассмотрите схему. Напишите цифру, обозначающую княжество, в котором была сильная княжеская власть. _____________

8.Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите 2 таких товара и объясните причины их приобретения. _____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 Прочитайте отрывок из работы Т.И. Балакиревой и ответьте на вопросы.

«В XI в., несомненно, было создано много произведений станковой живописи - икон. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI- нач. XII в. Печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и «иконы писать хитр бе зело», но большинство произведений этого периода до нас не дошло.Задолго до крещения Руси христианские богословы (Дионисий Ареопагит и др.), обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхестественных зрелищ»), выработали жесткую систему их написания …»

9. Как называется упоминаемая в отрывке система написания икон? ________________

10. Назовите не менее трех принципов данной системы: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Привлекая знания по истории, определите, достижению каких целей служили иконы. Какими средствами достигалось соблюдение требований средневековыми живописцами? __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!