СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест «Кинетический рисунок семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материал содержит интересную и подробную интерпретацию (расшифровку) детского рисунка, на основе которого построен тест.

Просмотр содержимого документа
«Тест «Кинетический рисунок семьи»»

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ


Тест предоставляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.


Тест состоит из двух частей:

  1. рисование своей семьи:

  2. беседа после рисования.


Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист для рисования, карандаш (2М), ластик.



ИНСТРУКЦИЯ


  1. «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-нибудь заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать: «Можешь рисовать, как хочешь».

  2. «Нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-то заняты».


Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

БЕСЕДА


  1. Кто изображён на рисунке?

  2. Где работают или учатся члены семьи?

  3. Как в семье распределяются семейные обязанности?

  4. Каковы отношения ребенка с остальными членами семьи?



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ


  1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликте.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между фигурами рисуются разные объекты, которые как бы служат преградой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отдаляющего его от остальной семьи. Мать часто рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет нескольких членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и растягивают их в нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают такой сильной эмоциональной значимостью.


  1. Ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неосознанно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Важное значение имеет величина фигуры, которая говорит о семейной иерархии. По стилю рисования можно понять, с кем из членов семьи ребенок себя больше идентифицирует.

  2. Процесс рисования также дает большую информацию. Очень часто многочисленные оговорки и манера прикрывания рисунка рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности в поддержке. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи


Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная семейная ситуация

1.

Общая деятельность всех членов семьи

0,2

2.

Преобладание людей на рисунке

0,1

3.

Изображение всех членов семьи

0,2

4.

Отсутствие изолированных членов семьи

0,2

5.

Отсутствие штриховки

0,1

6.

Хорошее качество линии

0,1

7.

Отсутствие показателей враждебности

0,2

8.

Адекватное распределение людей на листе

0,1

9.

Другие возможные признаки


II. Тревожность

1.

Штриховка

0,1,2,3

2.

Линия основания – пол

0,1

3.

Линия над рисунком

0,1

4.

Линия с сильным нажимом

0,2

5.

Стирание

0,1,2

6.

Преувеличенное внимание к деталям

0,1

7.

Преобладание вещей

0,1

8.

Двойные или прерывистые линии

0,1

9.

Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10.

Другие возможные признаки


III. Конфликтность в семье

1.

Барьеры между фигурами

0,2

2.

Стирание отдельных фигур

0,1,2

3.

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

0,2

4.

Выделение отдельных фигур

0,2

5.

Изоляция отдельных фигур

0,2

6.

Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

7.

Несоответствие вербального описания и рисунка

0,1

8.

Преобладание вещей

0,1

9.

Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0,2

10.

Член семьи, стоящий спиной

0,1

11.

Другие возможные признаки


IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации

1.

Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

2.

Расположение фигур на нижней части листа

0,2

3.

Линия слабая, прерывистая

0,1

4.

Изоляция автора от других

0,2

5.

Маленькие фигуры

0,1

6.

Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

0,1

7.

Отсутствие автора

0,2

8.

Автор стоит спиной

0,1

9.

Другие возможные признаки


V. Враждебность в семейной ситуации

1.

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0,2

2.

Агрессивная позиция фигуры

0,1

3.

Зачеркнутая фигура

0,2

4.

Деформированная фигура

0,2

5.

Обратный профиль

0,1

6.

Руки раскинуты в стороны

0,1

7.

Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8.

Другие возможные признаки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!