БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Создание проблемной ситуации. Предлагается записать выражения, объяснить пропущенные орфограммы. Задаются вопросы, направленные на выявление общих и отличительных признаков словосочетаний. Предлагается определить главные и зависимые слова, составить схемы, сделать выводы относительно типов подчинения синонимичных словосочетаний. Организовывается погружение в проблему, создается ситуация, требующая решения. Запись на интерактивной доске: Возле леса, ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, лес шумит, лес и поле, предл..жить помощь, к..сательная линия, часы остановились, тв..рящий художник, с..деть прямо, следствие закончено, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, от засухи и зноя, обж..гающий жар, в течени.. часа. - Вставьте орфограммы и объясните их. - Что здесь лишнее? Почему? - Что называется словосочетанием? - Расскажите о строении словосочетаний? - Каковы основные признаки словосочетаний? - Как соотносятся главные и зависимые слова? - На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим признакам? - Можем ли мы считать, что они образованы по одному типу - типу подчинения? Почему? Аргументируйте свой ответ. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Сформулируйте тему урока. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Работа в парах. На доске и на партах словосочетания: Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар. Выполните задания: 1) в предложенных словосочетаниях выделить главное и зависимое слово; 2) изменить форму главного слова и понаблюдать, что происходит при этом с зависимым словом, сделать выводы; 3) распределить словосочетания по 3 группам |
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Сегодня вы узнаете 3 главных типа связи в словосочетании: согласование, управление, подчинение. Научитесь определять тип связи слов в словосочетании. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Учитель предлагает ученикам прочитать п. 8 и объяснить, на чем основана классификация типов подчинения? Сравнить свои предположения с информацией в учебнике, разработать алгоритм определения типов связи. Выполнение упр. 90 (стр.46 учебника). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
- Распределите словосочетания по видам связи ( устно по карточкам). Объясните, как вы сделали свой выбор. Словосочетания: Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, белеющим снегом, прощаясь с друзьями, вплотную к дереву, усаживаясь удобно |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Выпишите из предложения все словосочетания. Укажите главное слово. Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях. Графически объясните постановку знаков препинания и произведите синтаксический разбор предложения. Объясните встретившиеся орфограммы. Высоко надо мной, резко рассекая воздух крыльями, пролетел осторожный ворон. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета, поставив над словосочетанием соответствующую литеру. а) к материалу, из которого он сделан; б) к месту его расположения; в) к времени его существования; г) к его назначению; д) к причине его возникновения. Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
ПРАКТИКА ЗАДАНИЯ 9 ОГЭ по русскому языку: синтаксический анализ словосочетания (замените словосочетание синонимичным) 1. Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 2. Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 3. Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 4. Замените словосочетание «бессонные ночи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Прочитайте текст. -
На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью.(3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. Задания: -
Определите основную мысль текста. -
Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок не обходилось ни одно праздничное торжество? -
Выпишите по 2 примера словосочетаний, соответствующих типам связи: согласование, управление, примыкание. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Пройдите по ссылке и выполните тренировочные задания на платформе РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2703/train/#198397 |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Запись выводов в грамматическую тетрадь (справочник), опираясь на материал п.8 учебника |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Продолжите фразы: Мне понравилось… Мне было трудно… Мне нужна помощь… |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1. Если вы хотите повторить изученный материал, то посмотрите урок https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii 2. Выучить определение типов подчинительной связи в словосочетаниях п.8 и выполнить упр.100 |